Г.Громова. ДЕРЕВЕНСКАЯ КАДРИЛЬ. «Бурдуковская казуля» Солигаличского района Костромской области.
В рамках проекта «Благодатный букет», победителя конкурса «Православная инициатива 2015-2016», в ДПЦ «Солоница» восстанавливаются старые танцевальные традиции своей малой родины.
Наставники «Солоницы» совершили экспедицию в д.Бурдуково и записали кадриль «Козулю», а точнее, переходы без музыкального сопровождения, в исполнении нас и Метельковой Екатерины Александровны, 1927 г.р. Отдельно встретились с гармонистом Соловьевым Виктором Полиектовичем, 1941 г.р., который наиграл мелодии деревенской кадрили. Предшествовало экспедиции подробный рассказ Комиссаровой Любови Николаевны, 1926 г.р., гармонистки, о фигурах, музыкальном сопровождении и правилах исполнения кадрили, записанный в 2015 году. Были и другие интересные встречи и в статье я на них ссылаюсь.
Что бы не было путаницы нашей кадрили с «Козулей» восстановленной в городе Солигаличе по материалам собранным в других местностях, «Солоница» назвала свою «Бурдуковская Казуля».
У кого кадриль деревенскую «Козуля» называли, а вот в Бурдуковской стороне (XIX – начало XX века Верховская волость, ныне Бурдуковская с/а) она всегда была «Казулей». Здесь преобладал Московский говор, и население больше «акало». Да простят меня знатоки русского языка, но мне хочется сохранить аканье и в правописании наименования кадрили.
Почему же кадриль назвали «Козулей»? Ответа на этот вопрос я не смогла найти в интернете и решила обратиться к истории. С начала XVIII века Солигаличский уезд входил в состав Галичской провинции Архангелогородской губернии, а с 1796 года вошел в состав Костромской губернии. Солигаличский уезд расположен в крайнем северо-западном углу Костромской губернии. Солигалич (Соль Галичская) на протяжении нескольких веков стояла на торговом пути из центральной Руси в северные районы. Обилие дворянских усадьб и традиции северных народов оказали влияние на формирование культуры в Солигаличском уезде.
«Косуля» — русское слово, впервые отмеченное в словаре 1863-го года. По Википедии «Косу́ли» или «Козу́ли» — парнокопытное животное семейства оленей. Но козулей еще называются Архангельские пряники — изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки животных. Козули первоначально являлись национальным лакомством поморов (жителей Архангельской губернии), которые изготовляли их только на Рождество. Название козуля образовано не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего «завиток», «змейка». Поморские слова, это говоры севернорусского наречия, распространённые среди поморов в бывших Архангельской и северных частях Олонецкой и Вологодской губерний. i
Из вышеизложенного следует, что деревенскую кадриль могли назвать в честь северной косули — грациозного и красивого животного или в результате применения поморского слова, обозначающего «завиток» или «змейку», т.е. узор. Мне ближе второе объяснение, поскольку именно танцевальные узоры и характерны для деревенской кадрили.
Моя мать, Комиссарова Любовь Николаевна, молодость которой прошла в Верховской волости, утверждает, что кадриль это самый лучший танец, а «Казулей» его прозвали городские «выбражалы»ii. Скорей всего в ее ассоциации «козуля» обозначает «козу» и вызывает определенное возмущение в том, что движения и действия кадрили не имеют ни чего общего с повадками козы, а наоборот красивы и грациозны.
«Козуля» – деревенская линейная кадриль, которая была широко распространена не только в Солигаличском уезде, но и в соседних уездах. Она исполнялась в быту – на беседках, «Круге» — молодежном гулянье в центре деревни, а в последствии на праздниках, как например в деревне Бурдуково вплоть до 96-х годов XX века.
Если сравнить традиции, например: села Гнездниково, города Солигалича, села Нижний Березовец с традициями населенных пунктов ныне действующего Бурдуковского поселения, то в них танцевали только вторую из Козули. А в деревнях Яйцово, Галибино, Верково, Кожухово, Бурдуково кадриль танцевали до 7-ой, в Горбачеве, Холопове, Артемове и на Воче до 10-ой. На Совеге была своя традиция.
Десятизарядная козуля состояла из десяти фигур «процедур» iii и исполнялась под гармошечные наигрыши: «Сени», «Русского», «Краковяк», «Семеновна», «Светит месяц», «Чижа» и другие. К сожалению три последние фигуры (процедуры) безвозвратно были утрачены в середине XX века.
Вновь вспомним историю о том, когда и как пришла на Солигаличскую землю кадриль. В России кадриль появилась в начале 18 века, в эпоху преобразований Петра I. Распространение этого танца происходило через балы, устраиваемые в дворянских поместьях, а затем через дворовых людей и крестьян элементы танца привились и в быту.
Сельцо Ермаково и деревни Бурдуково в середине XIX века принадлежали писателю Петру Петровичу Сухонину. В сельце Ермаково стояла усадьба Сухонина, в которой он родился. Здесь был большой деревянный дом на каменном фундаменте и с двумя балконами. В доме было 20 окон, и дом имел в длину 11 сажен. У дома стояли скотная изба, баня, овин, мякинница, амбар, конский двор, погреб и другие постройки. iv
Село Алешково (Воческая сторона) в 1716 г. была дана знаменитому сподвижнику Петра I, генерал-адмиралу Ф.М.Апраксину. А от него по наследству вотчина перешла к князьям Мещерским. В 1753 г. княжна Наталия Борисовна Мещерская вышла замуж за Алексея Александровича Яковлева (деда А.И.Герцена). Алешково с деревнями Мошниково и Сокольникова было дано Яковлеву в приданое (102 мужских души). В 1758 г. Наталья Борисовна продала вотчину Анне Ивановне Ларионовой, жене секретаря Костромской провинциальной канцелярии А.Б.Ларионова, который приходился родственником прадеду М.Ю.Лермонтова. v
Деревня Верково принадлежала так же А.И.Ларионовой, а от нее по наследству перешла к племяннику Павлу Ивановичу Петрову. П.И.Петров жил в усадьбе Горское под Костромой, служил в Ставрополе начальником штаба войск Кавказской линии. Он приходился двоюродным дядей М.Ю.Лермонтову и помогал поэту деньгами и советами. vi
Как мы видим в Верховской волости (Бурдуковская сельская администрация) была создана благоприятная среда для самовыражения крестьянской культуры.
«Бурдуковская Казуля» сохранялась и передавалась по мужской линии. Именно ребята, и то не каждый знал последовательность всех десяти «процедур». Девушек вели молодые люди и им не обязательно было вникать в последовательность танца, а просто положиться на кавалера. Когда в военные годы ребята ушли на фронт и погибли защищая родину, то были утрачены три последние фигуры. В военное лихолетье «Казулю» танцевали в основном без ребят. Танец был чисто женский и исполнялся под «языковой» наигрыш. На языке могли играть хорошие деревенские певуньи и своим искусством скрашивать тяжелые моменты жизни односельчан.
Вспоминая традиции деревенского гулянья «Круг» Комиссарова Л.Н. рассказывает: «Кадриль, в деревне ее называли «Казулей», это самый интересный танец и лучше его не бывало. Притом существовал закон, хотя ребята не все его исполняли, приглашать на Кадриль они были обязаны разных девушек. На первую обычно брали сестру. Если сестра есть не родная или двоюродная из «Круга» брали ее. На вторую брали сестры подругу, на третью — свою возлюбленную, на четвертую – подругу возлюбленной, на пятую свою деревенскую обязательно должны брать, на шестую – тоже деревенскую. Если из нашей деревни ребята танцуют он обязан пригласить свою деревенскую девушку». vii О чем то подобном говорят и другие рассказчицы, но их рассказы расходятся в том, на который танец брали возлюбленную — 4-ю и 5-ю называли. При описании фигур есть тоже расхождения, но не большие и не существенные. Возможно, подводит память или в каждом населенном пункте существовала своя особенность. Когда мне приходилось наблюдать за исполнением в деревне Бурдуково «Казули» местными ветеранами, то прежде чем начать они долго спорили, вспоминая последовательность фигур.
Соловьев Виктор Полиектович, гармонист, рассказывает: «Семь «процедур» и все разные. Первая такая, вторая такая, третья такая и все по-разному надо было играть. Это и называлось «Казулей». Оттанцуют, покрутятся и идут на свое место, тогда и играть перестаешь. Фигур не объявляли. Начинаешь играть под вторую — встают пары на вторую». viii
Место и время исполнения «Казули» вносили определенные коррективы. Так, если в «Круге» летом кадриль могли одновременно исполнять 6, 8 или 10 пар, то зимой на беседках в избе обычно танцевали только 2 или 4 пары, так как большое количество людей не могло свободно двигаться в ограниченном пространстве.
Девушки старались за один вечер показать сразу два наряда: «Сходят на переодевку домой в середине «Казули», когда гармониста поили за игру чаем». ix
Основные шаги и движения в «Бурдуковской Казули»: притопывание в такт музыки у девушек, у парней импровизационная дробь; вращение с припаданием на правую ногу, скользящий полубег. «Танцевали кто как может. Хочешь дроби, хочешь ходи. Кто как может — пляши и дроби». x Белакурова Леонилла Сергеевна, уроженка Вологодской земли, ее молодость прошла в д.Верково, рассказывает: «Любила танцевать «Казулю» особенно «Чижа». Роль ребят была главенствующая. Когда они сходятся в середине пара с парой, даже притопнут друг перед дружкой. А иной парень так хорошо ведет, что девушка до земли ногами не достает и словно в воздухе парит. Любили парни брать девчат, которые хорошо танцуют. Танцевала я до 8 фигур». xi
А вот, Комиссарова Л.Н. танцевала до 10 фигур, но запомнила из них только 7, а остальные, говорит, что если парень пригласит — оттанцую.
В экспедицию в бывшую Верховскую волость, а именно в деревню Бурдуково мы ездили вчетвером (включая меня), это — Смирнова Ольга Владимировна, Смирнова Анастасия и Веселова Анна Ивановна. Мы встретились с разными людьми и наши встречи записали на видео. Старожил д.Галибино, ныне проживающая в деревне Бурдуково Метелькова Екатерина Александровна, несмотря на свой почтенный возраст, «протанцевала» все 7 фигур, показывая в действии узор «Бурдуковкой Казули». Она говорит: «Без гармошки не передать проходку. Ноги сами под гармонь в такт пляшут». xii
Во всех известных кадрилях есть свои различия и сходства. Сходств много, но вот различия наблюдаются не только в «узорах» танца, но и в проходке, в поведении кавалера и девушки.
В «Бурдуковской Казуле» был очень важный атрибут — девичий вышивной платочек. Когда парень девушку приглашал на танец, то протягивал правую руку, взяв у девушки платок покрывал свою ладонь. Соприкосновение мужской и девичьей ладони происходила через платок. Так издревле берегли девичью славутность – чистоту и непорочность. Интересную историю про платочек рассказала Метелькова Зинаида Алексеевна, 1936 г.р., уроженка д. Бурдуково. Она в свое время была рукодельница – красиво вышивала, вязала и шила. В молодости был у нее расшитый белый платочек. Зинаида Алексеевна рассказывает: «Однажды, когда с девчонками сидели на завалинке (обшитый досками низ дома), один парень так изловчился — высунулся из окна дома и стянул платочек из моих рук. Не могла я его поймать и уговорить платочек назад подать, так спустя время и вышла за него замуж. К концу жизни муж, будучи тяжело больным, достал заветный платочек и кинул мне в знак прощания». xiii
В духовно-просветительском центре «Солоница» старшие дети, посещая студию «Грация» изучают «Бурдуковскую Казулю». Они узнают красоту и величие русского духа выраженного в танце – игривость, задор и сдержанную веселость. Дети учатся правильно себя вести и благоговейно относиться друг к другу.
Примечания:
i. Электронный источник: Википедия.
ii. Информатор:Комиссарова Любовь Николаевна,1926 г.р.
iii. Информатор: Соловьев Виктор Полиектович,1941 г.р.
iv. Электронный источник: http://kostromka.ru/belorukov/derevni/soligalich/387.php
v. Электронный источник — http://kostromka.ru/belorukov/derevni/soligalich/387.php
vi. Электронный источник — http://kostromka.ru/belorukov/derevni/soligalich/387.php
vii. Информатор: Комиссарова Любовь Николаевна,1926 г.р.
viii. Информатор: Соловьев Виктор Полиектович, 1941 г.р.
ix. Информатор:Комиссарова Любовь Николаевна,1926 г.р.
x. Информатор:Комиссарова Любовь Николаевна,1926 г.р.
xi. Информатор:Белакурова Леонилла Сергеевна,1934 г.р.
xii. Информатор: Метелькова Екатерина Александровна,1927 г.р.
xiii. Информатор: Метелькова Зинаида Алексеевна,1931 г.р.