Г.Громова. СТЯЖАНИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ ТРЕЗВОСТИ.
Прошла первая неделя Великого поста. Эта неделя стала для меня неделей молитвы, размышления, осмысления и переоценкой ценностей. Очень сильно запали мне в душу слова, сказанные на проведи в пятницу настоятелем нашего храма, отцом Александром, о том, что, читая жития святых надо выбрать для себя святого, с которого можно было бы брать пример по стяжанию добродетелей.
Многие христиане, и я не исключение, будучи в зрелом возрасте, не могут в себе что-то изменить. Какой-никакой опыт жизненный за плечами есть, и брать пример – как-то звучит по-детски. Было над чем поразмышлять и задуматься после проповеди батюшки. Святых великое множество: сердце, то к одному прилепится, то к другому, а вот так, чтобы захотеть и выстроить свою жизнь или даже работу над собой по стяжанию добродетелей на примере какого либо святого — дело нешуточное.
Так я рассуждала первоначально, а потом у меня вдруг выложилась логическая цепочка. «Солоница», духовно-просветительский центр нашего прихода, согласно концепции русской Православной церкви по утверждении трезвости и профилактике алкоголизма, способствуют возрождению традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, осуществляет просветительскую деятельность, ведет профилактику алкоголизма, формирует положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвует в создании трезвой молодежной культуры, оказывает воздействие личным примером, в том числе организует «праздники трезвости» и создает «территорию трезвости». Пример трезвости нам подают более 200 святых. Кто вдохновляет нас, и кто может заразить своим примером стяжания добродетели трезвости солигаличан?
Святые отцы пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть даже и умеренно.
Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное отношение к потреблению спиртного:
— Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится, лишь бы мне водки попить… — Да ведь разрешается вино в Церкви!.. Пойду-ка, хряпну водочки…
— Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет, пусть не пьют… Я тут ни при чём: «сижу, никого не трогаю, примус починяю». Спасибо тебе, Господи, что я не такой, как этот пьяница… И вообще, Господи, разве я сторож брату моему?
— Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки…
Кто придёт более оправданным?[i]
Недавно мы праздновали 700-летие Преподобного Сергия. Оказывается, с преподобного Сергия на Руси началось мощное трезвенническое движение внутри монашества. У всех учеников преподобного Сергия в уставах появляется глава, которой нет ни в одном греческом уставе. Глава о том, что «еже никак не держать никакого хмельного питья, никаких хмельных напитков». Традиция трезвости, которую заложил преподобный Сергей, была продолжена в 15–16 веках. Эту традицию развил преподобный Иосиф Волоцкий. Он говорил: «Если, что и писано в уставах, что инокам разрешается пить вино, и имелось вино в монастырях – в Русской земле, другой обычай, и другой закон. А что повелевают святые отцы, и пить по чаше, или по две, или по три – то этого и слышать не хотим. Не подобает нам иметь в обителях пития, от которого бывает пьянство».
И эта традиция развивалась вплоть до того, что на Стоглавом Соборе, который был уже после преподобного Сергия, это норма о том, чтобы в монастырях не употреблялось вино и не держалось никаким образом – была рекомендована, как общая церковная традиция, которой стоит придерживаться всем монастырям, настоятелям всех обителей. Вот такой вывод делает Русский Собор, понимая, что у греков свои обычаи, у нас свои.
Необходимо отметить, что существуют значительные отличия в способности представителей разных народов нейтрализовывать попадающий в их организм алкоголь. Например, у южных народов, испокон веков употребляющих виноград, это способность выше, чем, скажем, у северных народов. Употребляемый в пищу виноград в результате естественного брожения в желудочно-кишечном тракте приводит к появлению небольших доз алкоголя. И организм на протяжении многих поколений научился вырабатывать особые ферменты, нейтрализующие его. Оказывается, алкоголизму подвержены чисто по генетическим аспектам целые расы, целые народы. В их организме генетически нет одного фермента, называется этот фермент альдегиддегидрогеназа. Он первый встречает молекулу алкоголя в организме, первый начинает ее расщеплять.[ii]
Ученик преп. Сергия Радонежского преп. Авраамий Городецкий, его последователь святитель Иона, митрополит Московский, воспитанные в русских традициях, подают нам пример стяжания добродетели трезвости.
Солигаличские новомученики близки нам, как никто другой из святых. Они наши земляки, и они молились на этой земле, утоляли жажду той же водой из святых родников, как и мы. Свмч. протоирей Иосиф Смирнов, был членом попечительского совета о народной трезвости. Это по его святым молитвам на Петропавловском приходе г. Солигалича возрождается трезвенническое движение. Священномученики иерей Владимир и дьякон Иоанн, мч. Иоанн жили в те времена, когда на Солигаличской земле трезвенническое движение приобрело небывалый размах. В церквях звучали сильные противоалкогольные проповеди и народ перестал пить, что даже торгаши спиртным вынуждены с жалобой обратиться к патриарху. Так, по этому поводу писал Костромской Преосвященный Платон: «Усердие и ревность духовенства Галичского, Чухломского и Солигаличского уезда в деле в проповеди о трезвости не были случайным действием, а плодом их твердой решимости жить и действовать, как прилично пастырям Церкви» («И один в поле воин», стр.159-160).
Комментируя слова апостола Павла «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд», святитель Феофан Затворник говорит: «Не упивайтесь вином, говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте. Огонь в кровь влагается и малым количеством вина. И прибывши от того развеселение плотское развивает мысли и расшатывает нравственную крепость. Итак, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».
Раба Божья Галина.
Примечания.