Дудин В.А. ОТКРЫТИЕ НОВОЙ БОГАДЕЛЬНИ в с. Корцове Солигаличского уезда.
22 августа 1896 года при богадельне с. Корцова Солигаличского уезда, в которой размещались только лица женского пола, было открыто дополнительно и мужское отделение. А предыстория открытия отделения такая.
В 1872 году в селе Корцове побывал архиепископ Костромской и Галичский Платон (Фивейский). Он провел чин освящения нового главного Николаевского храма, который строился долгое время, с 1836 по 1865 годы. Троицкая, каменная церковь была возведена раньше, в 1801 году.
Архиепископ Платон (в миру Павел Симонович Фивейский) родился 18 июня 1809 года в Московской губернии в семье священника.
Учился в Вифанской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии. Окончил духовную академию, был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а затем — во иеромонаха. В 1841 года возведён в сан архимандрита. До 1852 г. служил ректором в различных семинариях России и был настоятелем монастырей. В 1856 году хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1856 году назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии. С 1857 года — епископ Костромской и Галичский. В 1868 г. года возведен в сан архиепископа. Скончался 12 мая 1877 года. Погребен в усыпальнице Успенского кафедрального собора города Костромы.
К 1865 году была построена и церковная келья, которой, несмотря на многочисленный приход, здесь не было. Первый и значительный взнос в строительство кельи внес волостной староста Авив Брюсов (двоюродный дядя поэта В.Я. Брюсова – В.Д.), он же был и самым активным участником её строительства. Примеру старосты последовали и другие прихожане Николаевской церкви.
Однажды, настоятель церкви священник Иосиф Перепелкин высказал предложение о пристройке к келье — богадельни.
На предложение настоятеля откликнулись зажиточные прихожане: Яков Николаевич Гусев и Вл. Ив. Иванов. Первый принял на себя обязательство по устройству богадельни, а второй – по её обеспечению.
К 1876 году Я.Н. Гусев исполнил своё обещание, кирпичная богадельня была построена. Все с нетерпением ждали открытия богоугодного заведения, но второй жертвователь Вл. Ив. Иванов, неожиданно, скончался. Пришлось, на некоторое время, открытие богадельни приостановить. Дело в том, что еще при жизни, незадолго до смерти, он завещал на содержание богадельни 10000 рублей, но при условии, что деньгами можно воспользоваться только после смерти его жены. Прошло еще время, скончалась и жена Вл. Ив. Иванова.
Но и после её смерти душеприказчик Иванова — Арсений Екимов не захотел выдавать завещанные для богадельни деньги.
Взыскивать завещанные деньги пришлось через суд. Ведение дел в суде Костромская духовная консистория доверила Санкт-Петербургскому присяжному поверенному — господину М. (фамилия не известна – В.Д.). Господин М, ознакомившись с документами, попросил настоятеля Николаевского храма с. Корцово, попытаться открыть богадельню, «хотя бы для призрения одной старушки». Объяснял он это тем, что богадельня существует только де-юре, а не де-факто, и в суде исковое заявление будет трудно оспаривать, если в богадельне никто не размещен. Настоятель храма Иосиф Перепелкин обратился к местному благотворителю, Санкт – Петербургскому 2–ой гильдии купцу Ефиму Яковлевичу Гусеву, сыну Я.Н. Гусева (Я.Н. Гусев к тому времени тоже скончался – В.Д.), с просьбой об оказании финансовой помощи на содержание в богадельне одного человека. Ефим Яковлевич с большим воодушевлением отозвался на просьбу священника, пояснив, что он «обязан и рад поддержать доброе и полезное дело, начатое покойным своим отцом». Таким образом, вклад, внесенный Гусевым в сумме одной тысячи рублей, позволил 18 ноября 1885 года открыть богадельню, в которой стала содержаться одна старушка.
Для продолжения дела в суде Костромская духовная консистория и местная полиция выслала господину М. все необходимые документы, подтверждающие открытие такого заведения. В 1888 году судебные дела были закончены в пользу заявителя — церкви. В течение последующих 8 лет, до 1896 года в богадельне постоянно содержались 7-8 старушек. Правильное ведение хозяйства в богадельне, обеспечение расходов только на её нужды, единодушные действия попечителя и членов совета, позволяли ежегодно рационально распределять денежные средства и экономить их. А за счет процентов, на банковских счетах, в пользу богадельни, накопилось более 500 рублей. Постояльцы богадельни ни в чем не нуждались, всё необходимое для жизни здесь имелось. Вскоре и крыша из тёса была заменена на железную. А члены попечительского совета убедились, что при некотором расширении богадельни, здесь можно содержать и большее число лиц. Попечитель, Ефим Яковлевич Гусев вновь протянул руку помощи. Получив разрешение от епархиального начальства, Гусев приступил к переустройству богадельни, потратив для этого более 300 рублей. А жена Гусева приготовила для новых постояльцев одежду, обувь, постельные принадлежности, и внесла на содержание богадельни 4-х тысячный непрерывно-доходный билет*. С тех пор дальнейшее существование богадельни стало вполне обеспеченным. После переустройства в богадельне появились два отделения – женское и мужское. А церковная келья была построена в другом месте.
На открытии богадельни один из священников, в частности, сказал: «…Нечего распространяться о том, сколько полезно и необходимо это заведение для прихода: это ясно и убедительно доказывают радостные лица принятых в богадельню и поникшие головы и орошенные слезами глаза тех, которым отказано в приеме сюда. Есть основание надеяться, что это Богу угодное заведение будет стоять прочно и расширяться в объеме…».