В.А.Дудин. ТЕЛЕШЕВЫ — СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ СОЛИГАЛИЧСКОГО УЕЗДА
Древняя ветвь рода священнослужителей Телешевых прослеживается с конца 1700 гг., когда в это время диаконом в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Виге с. Введенское Чухломского уезда служил Козьма Иванов (Телешев). У Козьмы Иванова, как и у многих священнослужителей того времени, было большое семейство, но остановимся на двух его сыновьях – Иване Козьме, ок. 1806 г.р. и Семене Козьме, ок. 1800 г.р., от которых «пошли» две линии Телешевых — священнослужителей Солигаличского уезда.
Линия от Ивана Козьмы
Телешев Иван Козьма, ок. 1806 г.р., сын дьякона Введенской церкви с. Введенское что на Виге Чухломского уезда Козьмы Иванова (Телешева). В 1818 обучался во 2-ом классе Галичского духовного приходского училища, в 1848 — 1863 гг. дьячок Николаевской церкви с. Вяльцево Солигаличского уезда.
В семье Ивана Козьмы Телешева известны два сына: Павел, ок. 1844 г.р., который стал псаломщиком Богоявленской церкви с. Раменье Солигаличского уезда и Василий 1845 г. р. [1].
Павел Иванович окончил Солигаличское духовное училище (СДУ) и, примерно, с 1863 года, около 20 лет, служил причетником, позже псаломщиком Богоявленской церкви с. Раменье Солигаличского уезда. К 1881 году Павел Иванович и его жена скончались, т. к. в клировых ведомостях Богоявленской церкви за этот год упоминается сиротствующим их сын Петр Телешев — обучался в 1-ом классе СДУ [2]. Петр Павлович упоминается и в 1894 году. В это время ему было 25 лет, и он служил в Николаевской церкви с. Корцово Солигаличского уезда вольнонаемным церковником [3].
Известен еще один сын Павла Ивановича — Телешев Алексей Павлович, ок. 1864 г.р., в 1892 году ему было 28 лет. Он также, как и его младший брат – Петр родился в с. Раменье. После окончания СДУ, с 1.06. 1887 года исполняет должность псаломщика Георгиевской что на Новом церкви Солигаличского уезда (в наст. вр. Галичский район). С 10.08. 1889 года он уже сверхштатный псаломщик Рождественского собора г. Солигалича. Жену Алексея Павловича звали Феодосья Ивановна, в 1892 году ей было 27 лет. В их семье родились дети. В 1892 году их старшему сыну Павлу было 4 года, Анне, 2 года, Елизавете, 1 год [4]. В 1892 году Алексея Павловича переводят псаломщиком в Димитриевскую церковь с. Палома Кологривского уезда. 17 марта 1894 года в их семье родился еще сын – Иван. А в 1906 году еще сын – Георгий, в 1907 году младенцами умерли от скарлатины две дочери – Александра и Любовь [5]. Скончался Алексей Павлович 25. 12. 1910 года в с. Судай Чухломского уезд, при загадочных обстоятельствах, «одночастно» [6].
Старший сын Алексея Павловича – Павел, 1888 г.р., в 1907 г. служит псаломщиком Софийской церкви с. Бушнево Чухломского уезда. А в 1910-1919 гг. псаломщиком Успенской церкви с. Нейское Кологривского уезда. В его семье известны два сына: Вениамин, род. 15.11.1910 года и Виталий, род. 27. 01. 1915 года.
Судьба другого сына Алексея Павловича – Ивана Алексеевича оказалась трагичной. Вначале он служил диаконом Воскресенской церкви с. Корбицы Кинешемского уезда, а с 15 сентября 1917 года перемещен в священники Введенской церкви с. Ряполово Костромского уезда [7]. К 1936 году Иван Алексеевич, священник, но исполнял обязанности псаломщика и сторожа церкви с. Шахово Судиславского района.
8 июля 1936 года арестован, а решением от 9 октября 1936 года по ст. 58-10 ч. 1. за антисоветскую агитацию» приговорен к 5 годам лишения свободы с поражением в избирательных правах на 5 лет. Реабилитирован 18 июля 1989 г. [8].
Линия от Семена Козьмы
Телешев Василий Михайлович, заштатный диакон Сретенской церкви, в 1915 году 67 лет, сын причетника, псаломщика Введенской церкви, что на Виге Чухломского уезда Михаила Семёновича Телешева, 1824 г. р. и внук Семена Козьмы Телешева. В 1868 году окончил КДС. С 1869 года исполняет должность псаломщика Христорождественской церкви с. Починки Солигаличского уезда (в наст. вр. Чухломский район). С 1877 года – штатный псаломщик Христорождественской церкви с. Починки. В 1879 году рукоположен во диакона Христорождественской церкви. В 1903 – 1911 гг. диакон Троицкой церкви с. Мироханово Чухломского уезда. 26 января 1911 года, по прошению, уволен за штат. С 1913 года – заштатный диакон Сретенской церкви с. Сретенье Солигаличского уезда. До 1915 года законоучитель Лагуновского земского начального училища. К 1915 году, вдов. Дети: Евгений, священник Сретенской церкви Солигаличского уезда; Мария, девица, 27 лет. [9].
Телешев Евгений Васильевич, в 1915 году 33 года, ок. 1883 г.р., родился в семье диакона Христорождественской церкви с. Починки Солигаличского уезда – Василия Михайловича Телешева. В 1905 году окончил во втором разряде КДС. В 1906/1907 уч. году учитель Троице-Зашугомской церковно-приходской школы с. Зашугомье Солигаличского уезда, с 5 сентября 1907 года священник Николаевской церкви с. Кокорюкино Галичского уезда. 17 февраля 1910 года перемещен на должность священника Сретенской церкви Солигаличского уезда. В 1913 году награжден набедренником [10]. В 1915 году в семье Евгения Телешева, жена: Елизавета Павловна, род. 2. 10. 1889 года и дочь Лидия, род. 7. 03. 1910 года. Законоучитель Сретенской ЦПШ и Соловьевского земского одноклассного училища [11].
В 1926 году проживал в с. Сретенье, а в начале 1930-х годов выселили в д. Медвежье, недалеко от церкви, лишен избирательных прав [12]. Дальнейшая судьба не известна.
Из воспоминаний Екатерины Александровны Медведевой (1918 г.р.)
в 1988 году:
«Сретенскую церковь закрыли в 1933-34 годах. Колокола с неё сбросили во время войны, а мой папа их возил в Солигалич. В церкви находился склад под зерно. Постепенно ценную церковную утварь растащили сами же крестьяне.
15 февраля отмечали церковный праздник Сретенье, так как приход был Сретенский. Праздник отмечали до трех дней во всех деревнях прихода. Были гуляния, приезжали гости на лошадях с начищенными сбруями и выездной дугой. Сбрую обычно чистили углем из печи.
В Тихвинскую около 10 июля служили молебен. В церкви была икона Тихвинская Божья Матерь. Эту икону носили вокруг полей, деревни и ходили по дворам. Были молебны и от засухи, перед началом пахоты и посева.
В соседние деревни ходили гулять с «узелками», в которых были платья для «разряда». На гулянья туда и обратно бегали босиком, туфли одевали только в момент гулянья. Платья одевали по очереди, друг после друга. Начинали гулять в 8 часов утра. Для гулянки нанимали игроков, так как своих не было. Хорошими игроками — гармонистами были дядя Саша Кульпин из Слезина, дядя Паня Таторец из Толшменского, дядя Лёня Сиротин (Забалуй) из Шиханова. Для игроков по кругу собирали деньги. В избах освещали керосиновые 25-30 линейные лампы-молнии. Ребят было много, танцевали по очереди. Девчонки сидели на лавках, ребята стояли сзади. Гуляли до утра, изредка ходили пить чай. Ночевали в гостях до трех дней. В каждой деревне было не по одному пруду, назывались они по прозвищу хозяйки дома, рядом с которым он находился. Например «Перихин», «Сислев». Колодцы были почти у каждого дома, назывались тоже по прозвищу хозяев, например: «Шманов», «Митриев», «Агафьин», «Лавашников», «Шуехин». Вода всегда в колодцах была чистая, их чистили регулярно и меняли обрубы.
Когда рождался ребенок, его возили крестить в церковь. Богатые вызывали священника в дом.
Прежде чем играть свадьбу молодых сватали. Родители жениха ездили к родителям невесты договариваться с приданным. Девки стегали с подругами по два одеяла для будничных и праздничных дней, шили полотенца, простыни, вязали подзоры у наволочек и накидушек. Обязательно перед свадьбой проводился девишник. Вместе с невестой девки гуляли, скакали, пили пиво, готовились к торжеству. Таким же примерно был и парнишник. Если сосватают, парень ехал к невесте с конфетами, орехами, семечками (на поцелуй).
Свадьбу гуляли у жениха. Наряжали лошадей. К дугам прикрепляли колокольцы и ездили венчаться в церковь. Последним священником в приходе был отец Евгений (Телешев), он жил в д. Медвежье. На свадьбу звали мало народу, только родственников. На свадьбу выносили ёлочку, девчонки выпевали деньги. На второй день свадьбы — дрянения, песни и частушки с картинками.
Коллективизация проходила бурно, на собрание в колхозную контору ходили родители, держали их там целыми ночами, угрожали. Несмотря на то, что большого желания у крестьян не было вступать в колхоз, все же их загоняли туда силой. Жалко было отдавать свою скотину и многие хозяйственные принадлежности для обобществления. Сеяли руками из лукошка, при этом пели специальную засевальную песню…» [13].
Источники:
[1] Из семейного архива Вячеслава Телешева, г. Кострома.
[2] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2240. 1881 г. – Клировые ведомости Богоявленской церкви с. Раменье.
[3] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2286. 1894 г. — Клировые ведомости Николаевской церкви с. Корцово. 1894 г.
[4] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2277. 1892 г. – Клировые ведомости Рождественского собора г. Солигалича.
[5] МК. ГАКО. 56-13-49. ЛЛ. 130 об. – 131. 1894; ГАКО. 56-24-76. ЛЛ. 53 об. – 54. 1906; ГАКО. 56-24-76. ЛЛ. 87 об. – 88. 1907.
[6] Из семейного архива Вячеслава Телешева, г. Кострома.
[7] Костромской церковно-общественный вестник. № 12-13 от 1-8 октября 1917 года. С. 78.
[8] Книга памяти жертв политических репрессий Костромской области. Т. 4. С. 333.
[9] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2377. 1915 г. — Клировые ведомости Сретенской церкви за 1915 год; КЕВ. 1911. № 4. С. 46-47.
[10] КЕВ. 1913. № 8. 128.
[11] КЕВ. 1906. № 17. С. 252 – 253; КЕВ. 1907. № 18. С. 382; КЕВ. 1910. № 6 С. 48; ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2377. 1915 г. — Клировые ведомости Сретенской церкви за 1915 год.
[12] ГАКО. Ф. Р-647. Оп. 2. Д. 2. ЛЛ. 76 – 81; ГАКО. Ф. Р-559. Оп. 2. Д. 1. Л. 35.
[13] Из школьного музея Куземинской школы.