НА МОСТАХ ИСТОРИИ: «Недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию, — сама она привлекла их на себя». Из дневников святителя Николая Японского (1904-1905).
Эти строки из дневника святителя Николая Японского (память 16 февраля), написанные в дни русско-японской войны, заставляют нас сегодня пристально вглядеться и в историю, и в день сегодняшний. Мы, люди, или все общество, в глазах Господа, подобно ученику, выучившему или не выучившему урок. Неверный ответ каждый раз возвращает нас вспять. Как самолеты заходят на второй круг, ошибаясь на посадке. Жизнь человека или тысячелетняя история страны – закон Господень один.
Слово Истины приходит и встает перед нами во весь рост — как вопрошание Самого Господа. Слышим ли мы его сегодня, среди шумовой завесы телевидения? Взыскуем ли правды Божией, или давно разучились отличать правду от лжи. Или — забыли абсолютность евангельских заповедей и уже распинаем Истину, как фарисеи. Ведь мы как Каин — убиваем на войне единоверного брата-украинца. Ненависть к инакомыслию, извращающая общество – убивает неугодного политика, и его сегодня хоронят. Когда большинство – празднует свою победу, а меньшинство — молчаливо, пугливо и немо. Но это, наверное, уже другой круг нашей истории.
Внемлем святителю Николаю…
м.И. 3 марта 2015 г.
ИЗ ДНЕВНИКОВ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО (Иван Дмитриевич Касаткин, 1836 — 1912).
19 июля (1 августа) 1904 г. Понедельник.
Бьют нас японцы, ненавидят нас все народы, Господь Бог, по-видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежествен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех степенях служения — поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс — коллекция обезьян — подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис, — до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других?.. И при всем том мы — самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там — мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем… Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию, — сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!
20 мая (2 июня) 1905. Пятница.
Не морская держава Россия. Бог дал ей землю, составляющую шестую часть света и тянущуюся беспрерывно по материку, без всяких островов. И владеть бы мирно ею, разрабатывать её богатства, обращать их во благо своего народа; заботиться о материальном и духовном благе обитателей её. А русскому правительству всё кажется мало, и ширит оно свои владения всё больше и больше; да ещё какими способами! Маньчжуриею завладеть, отнять её у Китая, разве доброе дело? «Незамерзающий порт нужен».<…>
«Зачем вам Корея?» — вопросил я когда-то адмирала Дубасова. «По естественному праву она должна быть наша, — ответил он, — когда человек протягивает ноги, то сковывает то, что у ног; мы растём и протягиваем ноги, Корея у наших ног, мы не можем не протянуться до моря и не сделать Корею нашею». Ну вот и сделали! Ноги отрубают!
И Бог не защищает Свой народ, потому что он сотворил неправду. Богочеловек плакал об Иудее, однако же не защитил её от римлян. Я, бывало, твердил японцам: «Мы с вами всегда будем в дружбе, потому что не можем столкнуться: мы — континентальная держава, вы — морская; мы можем помогать друг другу, дополнять друг друга, но для вражды никогда не будет причины». Так смело это я всегда говорил до занятия нами отбитого у японцев Порт-Артура после китайско-японской войны. «Боже, что это они наделали!» — со стоном вырвавшиеся у меня первые слова были, когда я услышал об этом нечистом акте русского правительства. Видно теперь, к какому бедствию это привело Россию. Но поймёт ли она хоть отныне этот грозный урок, даваемый ей Провидением? <…>
Исстрадалась душа из-за дорогого Отечества, которое правящий им класс делает глупым и бесчестным.