В.А. Дудин. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСЕНСКОГО И РОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЕЙ Солигаличского уезда.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Об истории Воскресенского и Рождественского монастырей города Солигалича издано немало публикаций и различных статей. Возможно, я и не стал бы касаться этой темы. Но, при подготовке рукописи для книги «Из истории Совеги», изданной в 2014 году, я обнаружил, что крестьяне деревень Малое Токарево, Большое Токарево, Пуховицыно и Простотино Тотемского уезда Вологодского наместничества (стр. 31, части 1) до 1764 года относились к монастырским крестьянам. После известной реформы, проведенной императрицей Екатериной II по упразднению монастырей, крестьяне деревень Токарево и Простотино перешли в разряд государственных крестьян, а крестьяне деревни Пуховицыно стали принадлежать помещикам Долговым. Для того, чтобы определить принадлежность крестьян указанных деревень Совеги к какому-либо монастырю, мне пришлось просмотреть огромное количество материала по Тотемскому уезду, но, к сожалению безрезультатно. Через некоторое время, когда книга была уже издана, мне случайно, в Костромских епархиальных ведомостях за 1901 год удалось обнаружить некоторые материалы, касающиеся истории указанных монастырей города Солигалича. Оказывается, я изначально искал не там – эти деревни Совеги принадлежали Воскресенскому монастырю г. Солигалича Костромской губернии, а не монастырям Тотемского уезда, как мне казалось. Таким образом, открылись новые страницы из истории Совеги.
Автор.
В 1764 году, в связи с секуляризационной реформой, объявленной императрицей Екатериной II по упразднению части монастырей, церквей и их владений, при коллегии экономии была учреждена особая счетная комиссия для описания церковных и монастырских вотчин. С этой целью во все вотчины России были направлены особые чиновники, преимущественно, состоявшие из военных лиц. В 1765 году для составления описей вотчин Воскресенского (мужского), Рождественского (женского) монастырей города Солигалича, Спасо-Преображенского с.Коровново и Жуково-Богородицкого с.Солда мужских монастырей Солигаличского уезда, из Петербурга был командирован подпоручик Павел Певцов. Все эти описи, впоследствии, находились в делах монастырского приказа Московского архива министерства юстиции. Согласно описям Певцова состояние монастырей г.Солигалича во второй половине 18 века было следующее.
Воскресенский мужской монастырь:
В 1765 году во владении Воскресенского монастыря числилось 143 крестьянские мужские души, проживавшие в следующих девяти деревнях:
— Пуховицыно, что на реке Совеге – 1;
— Токарёво, что на реке Совеге – 19;
— Простатино, что на реке Совеге – 10;
— Высоко – 12;
— Четряково, что на реке Корбе – 21;
— Фаладино, что на реке Сельме – 13, из них одна семья приписана к известковым «раскопам»;
— Бракотино, что на Суходоле – 40, из них одна семья «бобыльская»;
— Пундово, что на Суходоле – 10;
— Горка, что на реке Костроме – 8.
В восьми деревнях Окологородной волости, кроме деревни Горка, которая числилась на особом положении, насчитывалось 24 тягла, из них, в 14 тяглах, в среднем, числилось по 6 мужских душ, а в 10 по 5.
Деревня Горка с 8 душами мужского пола платила монастырю по 4 рубля ежедневно — больше никаких денежных сборов и работ на монастырских полях и покосах они не производили.
Остальные деревни были освобождены от окладных и неокладных денежных сборов в пользу монастыря, а также от поставок ему столовых и конюшенных припасов, что было в обычае других монастырей. Но, тем не менее, они обязаны были ежедневно выполнять сами, лично, или через нанятых людей, многочисленные монастырские работы. Согласно сведениям подпоручика Певцова, в 1764 году крестьяне этих деревень, кроме Горки, выполнили следующий, примерный перечень работ в пользу монастыря.
«…Поставлено дров трёхполенных 10 саж, каждая сажень от миру кочтовала (стоила) с привозом до 60 коп, всего потрачено 18 рублей.
Для наметывания в монастырские погреба снега, работало людей в течение двух дней 4 чел, им от миру насчитывалось каждому по 5 копеек в день — всего потрачено 40 коп.
Для заплаты монастырской мельницы находилось работников в течение 20 дней; конных 20 и пеших 30 человек; конным платили по 10 коп., пешим по 5 коп., всего выплатили 70 рублей.
Для той же мельницы, для постройки нового амбара поставлено бревен 150 штук, каждое бревно миром стоило с привозом по 12 коп, всего потрачено 18 рублей.
Для постройки того же амбара нового, находилось работников в течение тридцати дней по 19 человек в день, выплачено по 6 коп, каждому в день, всего выплачено 34 руб. 20 коп.
Для возки из монастырских конюшенных дворов в монастырское поле назьму (навозу), работали с подводами три дня по 16 чел, выплачено по 10 коп, каждому в день, всего выплачено 4 руб. 80 коп.
Для пахоты и сева всякого монастырского хлеба, работников было с подводами в течение 6 дней 32 человека, каждому выплачено по 10 коп, всего выплачено 19 руб. 20 коп.
Для жатвы всякого ржаного и ярового хлеба, работников в течение 6 дней работали по 30 чел, за 5 коп. в день, каждый, всего выплачено 9 руб.
Для перевозки того хлеба в монастырское гумно, работников с подводами в течение трех дней работало по 10 человек, выплачено каждому по 6 коп., всего выплачено 1 руб. 80 коп.
Привезено в монастырское гумно дров 40 возов, за каждый воз по 3 коп., всего выплачено 1 руб. 20 коп.
Во время молотьбы зерна находилось работников в течение 10 дней по 12 человек, выплачено каждому по 3 коп., всего выплачено 3 руб. 60 коп.
На сенокосных работах находилось работников в течение 10 дней по 20 человек; им от миру причиталось каждому по 10 коп. на день, всего выплачено 20 руб.
Для перевозки в монастырь и в монастырский скотный двор хлеба, сена и соломы находилось работников с подводами в течение 15 дней по 10 чел в день, выплачено каждому по 6 коп в день, всего выплачено 9 руб.
Для огораживания монастырских полей и лугов привезено жердей 3000 штук; каждая сотня миром кочтовалась (стоила) по 20 коп., а за все уплачено 6 руб.
Для огораживания этих полей и лугов находилось работников в течение 6 дней, уплачено им по 5 коп. в день каждому, всего уплачено 5 руб. 40 коп.
Для изготовления из монастырского хлеба толокна и крупы, из 30 четвертей овса, работали 5 баб, в течение трех дней, им от миру выдано каждой по 3 коп. на день, а всего выдано 2 руб. 25 коп.
При монастыре находились в течение года два человека келейников, да в скотном дворе скотник; им от миру выдавалось каждому по 3 рубля на год, да скотнице одной 1 рубль, всего выплачено 10 рублей» [1].
Таким образом, в течение одного года, различные монастырские работы по найму выполняли 135 ревизских душ, которым было выплачено 232 руб. 85 коп.
Кроме того, на различные приказные и мирские расходы было собрано с крестьян по 3 рубля, но «за выводных баб и девок» (выдаваемых замуж в свободные деревни) они уже ничего не платили.
Особый денежный сбор считался для крестьян предпочтительней, чем натуральные повинности и, они готовы были его платить. Это подтверждается и актом, составленным Певцовым.
— 16 мая 1765 года старосты монастырских деревень Четряково – Егор Ильин, Токарево – Антон Алексеев, Бракотино – выборный Василий Яковлев и другие, будучи в мирском сходе «без всякого принуждения особой подпиской» заявили об этом переписчику Певцову: «ежели с них, крестьян, всякие монастырские работы и изделия сняты будут, а та земля (монастырская), которую на монастырь пахали, будет отдана (им), то они крестьяне с положенных и приписных душ желают в каждый год платить (монастырю) по 60 коп., а ежели и пустошь Селиково им же по прежнему будет отдана, то еще прибавляют по 10 коп с каждой души, итого по 70 коп., в срок пополам; первую половину марта, другую октября в последних числах бездоимочно» [2].
Певцов, в особой приписке к этому акту, выразил свое мнение, что «крестьяне по их состоянию, за освобождение от натуральных повинностей, могут платить, даже, по полтора рубля».
Однако, описи Певцова показывают, что монастырь, имея 143 ревизские души в девяти деревнях, все же был далеко не богат. Так, «собственной пашенной земли у него было на трех полях, только по 10 четвертей посева в каждом поле, сенокосной земли всего на 85 копен сена, да несколько пустошей: пустошь, что была усадьба Селиково, с мельницей с тремя поставами, треть пустоши Епанчино и шестой жеребей в пустоши Заготиной и половина сенокосной пустоши Коленковицы [3]. Далее Певцов пишет, что в одной пустоши, где ранее была деревня Балынова у реки Костромы, был монастырский скотный двор, в «избе которого проживала только одна скотница, но скотины во дворе уже не было». Во время описи, при скотном дворе все еще находились скотная изба, конюшня, конный сарай для сена и соломы, хлев для мелкого скота, теплый хлев (для овец), погреб с подпогребницей. Кроме того, неподалеку от двора, располагались небогатые надворные постройки: гумно, два овина крытых дранью и овин, под мякину, крытый соломой. Этим и ограничивалось хозяйство Воскресенского монастыря за его стенами.
В конце 1765 года монастырь закрылся, и крестьяне стали свободны от различных повинностей. Некоторое время монастырь, с большим трудом, и лишь, при помощи благотворителей, все еще поддерживал свое существование. Но дальнейшая его деятельность, особенно с изъятием вотчин, стала проблематичной. Вскоре Воскресенский городской приход города Солигалича, получил в наследство и на память о себе два благоустроенных и красивых храма, выстроенных в 17 веке и сохранившихся до сих пор.
Рождественский девичий монастырь:
В описи 1765 года, выполненной подпоручиком Павлом Певцовым, Рождественский девичий монастырь назывался «бывшим монастырем», следовательно, к тому времени, он уже не существовал. В тоже время, в описи упоминается, что монастырь был «под собором», возможно, в тех самых подвальных помещениях, где в последствие располагались женская богадельня и церковно-приходская школа. Можно предполагать, что монастырь закрылся ещё до реформы 1764 года, в связи с его бедностью и несостоятельностью. Но некоторые владения считались его собственностью еще до 1765 года, и были описаны Певцовым. Так, по ревизии 1744 года за монастырем числились 3 души крестьян мужского пола, которые здесь проживали и в 1765 году. Это были крестьяне — бобыли, существовавшие, в основном, за счет отхожего промысла и милостыней. Во всяком случае, монастырю они не платили оброчные денежные сборы, не доставляли конюшенные припасы и не проводили никакие работы в пользу монастыря. Согласно поземельным владениям монастырю принадлежали «три огородных места для овощей в городе Солигаличе, небольшое количество пашенной земли в пустоши Марковской, несколько сенных покосов на правой стороне реки Костромы, по наволоку Леушевскому, да немного на правой стороне речки Сельмы, повыше омута Самыловского, а количество посева и сенокоса не указано» [4]. В 1765 году эти монастырские угодья находились в аренде у Солигаличских купцов, а арендодателями были соборный поп Андрей Семенов с причетником. Вскоре и эти земли были отписаны в казну, а бывший Рождественский девичий монастырь получил статус городского собора Рождества Пресвятой Богородицы, который и поныне является главной святыней и украшением города.
Источники:
[1] КЕВ.- 1901.- № 13.-С.446-448
[2] Там же. С.448
[3] Там же. С.449
[4] Там же. С.450