Данильченко И. В. Художник из Солды. В. В. Фомин.

Солигалич, Солда, история, Данильченко Иван, краеведение, храм, приход, художник Фомин, благочиние, Германия, война,Данильченко И. В. ХУДОЖНИК ИЗ СОЛДЫ. В. В. Фомин (1886 – 1963?) 

 

 

 

По рассказам сына В.В. Фомина, Николая Владимировича и жителя д.Левашево Н. И. Серебрякова. 

Впервые в бывшем селе Солде я побывал в 2009 г. Тогда же увидел в одном из домов картину, написанную прямо на штукатурке и подписанную «В. Фомин, 1951г.». Во время этого же похода на обратном пути в д. Левашево познакомился с Николаем Ивановичем Серебряковым. Он-то мне и поведал историю о местном художнике Владимире Фомине. Николай Иванович предоставил мне и контактные данные сына В.В. Фомина, Николая Владимировича, проживавшего в Москве. Большая часть рассказа принадлежит Н. В. Фомину. Но все же, не ручаюсь за достоверность информации.

Данильченко И. В. 

 

Владимир Владимирович родился в крестьянской семье в деревне Левашево (на р.Солде) Солигаличского уезда. Еще мальчиком он был взят в ученики в художественную мастерскую в Санкт-Петербурге. Вероятно, его отец был отходником-«питерщиком», как, впрочем, и многие крестьяне нашего и соседних уездов. Отцы тащили за собой в столицу своих подростков, чтобы привыкали. Так Владимир и жил в Петербурге до 1914 г. (не считая времени службы в армии).Работал художником-иконописцем, участвовал в реставрации росписей в церквях. Имел квартиру. Но не забывал и родные края. Каждый весенне-летний сезон приезжал в Левашево, помогал родителям по хозяйству. Здесь он тоже иногда рисовал. Кто-то умирал в деревне, а родственники просили написать «портретик на память».

В 1914 г. Владимир только отслужил в армии и вернулся в Петербург, но здесь началась война. С первых же дней он был мобилизован на фронт. А еще через несколько дней, во время сражения на Мазурских озерах в Восточной Пруссии (9-14 сентября), он попадает в плен. Как потом Фомин вспоминал, в его окопе после сражения в живых никого не осталось.

Владимир попал в лагерь для военнопленных под городом Бременом в Германии. Пленные этого лагеря работали на каменоломнях или в шахтах (?). В тяжелых лагерных условиях он поранил ногу, и началось нагноение. Сложно было заниматься самолечением в барачной обстановке. Пленник уже и не думал, что выживет. Углем из печки он рисует рядом с нарами икону, чтобы молиться перед смертью.

Спустя какое-то время бараки посетил начальник лагеря. Проверял, в каких условиях содержатся пленные. Он обнаружил эту икону на стене. Всем был задан вопрос: «Кто нарисовал?» Фомин сознался, думая, что придется отвечать за это. Однако начальник лагеря спросил: «Можешь нарисовать портрет?» Получив утвердительный ответ, он сам съездил в Бремен, купил краски, кисти, холсты – все, что необходимо для художника. В итоге начальник лагеря вытащил Фомина из барака, вылечил его. А Владимир нарисовал его самого и всю семью. Всю войну он жил в Бремене, как свободный человек. Работал художником, рисовал портреты. Неплохо заработал. При этом не забывал товарища в лагере и приносил ему еду.

В доме в селе Солда, где жил последнее время В.В. Фомин, нашлась фотография с подписью: «На добрую память Владимиру Владимировичу Г-ну [1] Фомину. Москва. Матвей Никифоров Адов». Снимок сделан во время войны, поскольку Адов запечатлен в одежде военнопленного. Бумага фотокарточки немецкая. Возможно, это и есть тот самый товарищ из лагеря военнопленных.

Для Германии война закончилась в 1918 г. А Россия в предыдущем году уже пережила две революции и вступила в Гражданскую войну. Ко всему прочему, в стране был еще и голод. Но Владимира тянуло домой, на родину. Хотя немцы и уговаривали его остаться в Германии, суля хорошую жизнь, он все же уехал. Точнее сказать, его отпустили (все-таки военнопленный). На прощание начальник лагеря подарил ему трость со шпагой внутри [2].

В 1918 г. Фомин возвращается в Петроград. Квартиру, пока он был в плену, занял его племянник, которому он ее и отдал совсем. Разруха и голод в городе все же вынуждают Владимира вернуться в деревню, куда он отправился пешком. В Левашево он узнает, что никого из родных уже нет в живых. Родители умерли. На войне два брата, старший Александр и младший Николай, пропали без вести. Николай потом все же нашелся и тоже вернулся в деревню [3].

По приезду в Левашево Владимир женился на Александре Федоровне (Шороховой) из деревни Бовыкино. Однако и в деревне нужда заставляла идти на заработки в Петроград. Накопив небольшую сумму, он покупает лошадь, корову, создав тем самым небольшое единоличное хозяйство. После этого в семье появились дети. Тем не менее, все 1920-е гг. Владимир продолжал ездить на заработки в Петроград (с 1924 г. – Ленинград). Там снимал комнату, работал маляром. А весной приезжал в деревню, пахал, сеял и оставался до уборки урожая.

В 1920-е гг. Владимир реставрировал роспись Успенской церкви на Солде. Сын Николай вспоминает, как носил ему обед и вместе с ним поднимался на леса. При церкви В.В. Фомин и прислуживал. Писал иконы. Причем использовал краски, привезенные им еще из Германии. На успенье в 1934 г. он написал для церкви крест-распятие и икону Спасителя. В этом же году на Солде организовали колхоз. Когда снимали колокола и сжигали иконы, он оставил «Спаса» – рука не поднялась. Икону он отдал Николаю Николаевичу Колкотову, работавшему кузнецом в Коровнове, который и спрятал ее.

В колхозе Владимир работал счетоводом. Зимой колхозники занимались лесозаготовкой. Весной сплавляли лес по реке Костроме («гоняли плоты»). На валке леса Владимир заработал себе болезнь суставов, так как ночевали прямо на земле.

Из всех картин сохранилась только одна известная нам работа В. В. Фомина – в доме на Солде. Картина «Охота на медведя» написана прямо на стене комнаты. Причем типажи взяты из местных мужиков. Впереди, с рогатиной, – Николай Степанович Завьялов, житель Солды, был когда-то колхозным бригадиром. За ним, с топором, – Иван Гаврилов из Левашево. Картина написана в 1951 г. Болезнь тогда уже прогрессировала, руки сводило. Владимир Владимирович дорисовывал ее, уже держа кисть в зубах.

Дом в селе Солде для родителей Николай Владимирович купил по необходимости. В Левашево их дом стоял на обрывистом берегу реки. И этот высокий берег потихоньку стал сползать в речку. Сначала весной половина огорода ушла вниз, потом сползла другая часть берега, вместе с тополями. Когда сын приехал в деревню в 1950 г., вдоме уже разорвало пополам крышу. Сам Н. В. Фомин был тогда штурманом в стратегической авиации (служил на Украине до 1961 г., потом – на Дальнем Востоке). Собрав денег, в следующий приезд он и купил старый дом на Солде.

После смерти родителей Николай Владимирович отремонтировал этот дом и стал приезжать на Солду каждое лето, на два месяца, пока село не сгорело. Он очень хотел спасти картину «Охота на медведя». Костромской музей-заповедник предлагал Н. В. Фомину передать картину, но надо было выпиливать стену, а дом только отремонтирован. Где-то в это же время (конец 1980-х гг.?) вдова Колкотова принесла ему икону «Спаса», сказала, что нашлась. Н. В. Фомин отдал икону в открывшуюся в 1995 году церковь в с. Лосево. А через пару месяцев ее украли вместе с другими иконами. Так что теперь она где-то в частной коллекции. Кто видел эту икону, вспоминают, что она была написана в очень ярких необычных красках.

К сожалению, как недавно выяснилось, снять картину в доме в Солде подручными средствами не представляется возможным. Невозможно и выпилить участок стены с картиной. Поскольку она нарисована на самой штукатурке, которая уже дала трещины. При малейшем перекосе бревен или вибрации она может обсыпаться.

 

Примечания:

[1] Господину

[2] Эта трость еще сохранялась в 1950-60-е гг. Скорее всего, она не уцелела в большом пожаре в Солде.

[3] Умер в 1934 г. от язвы желудка

 

Фотографии в альбоме Фото из Приходског о Альбома.

Картина «Охота на медведя». В. Фомин, 1951 г. Фото 2009 г.

Адов Матвей Никифорович. Германия. Фото времен первой мировой войны.

Завьялов Николай Степанович (1899-1976). Кладбище с.Солды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.