В.А. Дудин. КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ в Великовской волости Солигаличского уезда
В ноябре 2018 года исполняется 100 лет со дня крестьянского восстания в Великовской волости Солигаличского уезда, или на Совеге, как принято здесь называть эту местность. Во главе восставших крестьян стояли священнослужители Христорождественской Совдюжской церкви. Интересно то, что крестьяне не побоялись новую власть, и выступили против мобилизации населения в армию и отделения церкви от государства – это были их основные требования.
Автор благодарит историка и краеведа из г. Вологды Сергея Александровича Трифанова в предоставлении некоторых материалов из клировой ведомости Христорождественской Совдюжской церкви за 1915 год.
Советская власть, пришедшая в 1917 году в результате октябрьской революции, кардинально изменила устои не только жителей России, но и церкви. В ноябре 1918 года солигаличские большевики приступили к мобилизации военнообязанных шести возрастов (1888 – 1893 годов) для службы в Красной Армии.
Однако в Великовской волости Солигаличского уезда не все однозначно приняли декрет Совета Народных Комиссаров о мобилизации в армию и отделении церкви от государства. На этой почве в начале ноября 1918 года в волости вспыхнуло крестьянское восстание. Для его подавления солигаличский военно-революционный комитет в ночь с 16 на 17 ноября 1918 года направил в волость карательный отряд во главе с комиссаром Сазоновым и представителем чрезвычайной комиссии (ЧК) Макшанчиком. Действия этого отряда не отличались от действий других подобных отрядов. Против мирного населения направлялась боевая единица. По прибытии утром 17 ноября в волостной центр – село Великово – отряд окружил здание волостного совета и церковь, где находились возбуждённые люди. В волостном совете сразу же был образован военно-революционный комитет (ВРК) из трёх лиц под председательством Макшанчика и штаб карательного отряда (ШКО) в составе также 3-х лиц под руководством комиссара Сазонова. По секретному списку, составленному заранее, были арестованы 23 человека, среди которых были священнослужители Совдюжской Христрождественской церкви: священник Николай Пихин, диакон Евлогий Голубев и псаломщик Николай Шестаков. Арестованных разместили в здании совета. Всю ночь члены ВРК и ШКО дежурили по очереди, наблюдали за сменой караула и за арестованными, которых допрашивали до позднего вечера. Возобновили допросы рано утром и продолжали их до четырех часов дня.
В докладе следователя уездной ЧК А. И. Дорогина сообщается, что утром следующего дня был созван волостной сход, на котором Макшанчик объявил волость на осадном положении и зачитал инструкцию об отделении церкви от государства, которая «была принята единогласно путём поднятия рук всей волостью».
Далее Дорогин в своём докладе отмечает, что «толпа вела себя очень нервно и потребовала освобождения арестованных». Однако отряд разогнал митингующих, но люди по домам не расходились до самого вечера. Штабом карательного отряда было издано девять приказов:
– об осадном положении волости;
– о явке всех мобилизованных к месту назначения;
– о доставке мобилизованных людей и лошадей;
– об обложении волости контрибуцией;
– о наложении на арестованных штрафа в сумме 400 рублей на каждого;
– о заложниках (по списку), которые будут расстреляны в случае вторичного контрреволюционного выступления;
– об отделении церкви от государства;
– о наложении штрафа в сумме 50 рублей на Павла Васильевича Дудина за нелицеприятные высказывания во время следствия;
– об увольнении бывшего околоточного царского режима Фёдора Федотовича Лыщёва.
От мобилизованных людей всех деревень волости были получены расписки о явке на сборные пункты. Дата 20 ноября 1918 года была назначена днём выезда мобилизованных на сборный пункт.
Все приказы были приведены в исполнение и расклеены во всех сёлах волости. Причём приказ о заложниках, согласно указанию, необходимо было объявить волостному совету после ухода карательного отряда за пределы волости.
«Надлежащими мерами волость приведена в полное повиновение, мобилизация, как людей, так и лошадей, прошла благополучно», – заключает доклад следователь Дорогин [1].
Как видим из доклада следователя, крестьяне Великовской волости неоднозначно приняли советскую власть, а оплотом восставших людей стала Совдюжская Христорождественская церковь во главе со священнослужителями.
Это восстание, по всей вероятности, ускорило события по закрытию церквей в уезде.
По состоянию на 1 апреля 1930 года в Солигаличском районе закрывают первые восемь церквей, из них четыре в Солигаличе, одна в Ратьковском монастыре и три в сёлах района: Одноушеве, Воче и Великове – Христорождественская. С колокольни Христорождественской церкви были сняты шесть колоколов с общим весом 1836 кг и переданы сельсоветом на переплавку в Рудметалторг [2].
Священник Николай Васильевич Пихин, 1881 г.р, был из семьи священника Святолуцкой Николаевской церкви Вологодского уезда Василия Пихина. В 1895 году окончил Вологодское духовное училище (ВДУ), а в 1901 году – Вологодскую духовную семинарию (ВДС) во втором разряде. С 1902 года до 15 сентября 1903 года состоял учителем Заднесельского двухклассного земского училища Кадниковского уезда Вологодской губернии. 8 августа 1903 года назначен псаломщиком Параскево – Пятницкой церкви г. Вологды. С 8 мая 1904 года в сане священника Кулойской Покровской церкви Вельского уезда Вологодской губернии. Состоял законоучителем Кулойско-Покровского земского женского училища, заведующим Фоминского и Дуравинского школами грамоты. С 3 октября 1908 года священник Иоанно-Предтеченской Толшемской церкви Тотемского уезда.
С 1 января 1909 года законоучитель и заведующий Иоанно-Предтеченской церковно-приходской школы (ЦПШ) и заведующий Аникино-Починовской ЦПШ.
С 16 апреля 1912 года состоял помощником благочинного 5-го округа Тотемского уезда.
25 апреля 1911 года награжден набедренником, а в 1913 году за «усердную и полезную деятельность по заведыванию и законоучительству в церковно-приходских школах» преподано Архипастырское благословение.
С 8 января 1914 года священник Христорождественской Совдюжской церкви. С 25 февраля 1914 года законоучитель в Великовском двухклассном земском училище Солигаличского уезда.
Согласно данным Людмилы Орловой из Санкт-Петербурга, правнучки Николая Пихина следует, что после ареста и жестоких избиений во время допроса, учиненных карателями в ноябре 1918 года, Николай Васильевич сильно болел и через полгода умер. Похоронен на кладбище Совдюжской Христорождественской церкви. Впоследствии родственники, когда хотели его перезахоронить, не смогли найти могилу: всё сравняли, а храм уничтожили.
Ольга Ивановна, жена священника, родилась в 1881 г.р. в семье удельного чиновника Вельского уезда Иоанна Дмитриева Силинского. Образование получила в Вологодской Мариинской женской гимназии. В семье Николая Васильевича и Ольги Ивановны было пятеро детей: Тамара, 1908 г.р; Серафим, 1912 г.р; Нина, 1913 г.р.; Феодосий, 1915 г.р [3]. Дочь Вера родилась в 1917 году.
Ольга Ивановна Пихина, постоянно проживала с дочерью Тамарой в г. Солигаличе и умерла в 1966 году, в возрасте 84 лет, там вместе с дочерью и похоронены.
Другая дочь священника Нина и сын Серафим умерли в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде. Младшая дочь Вера, скончалась в 1970-х годах, и последние годы жизни проживала в Дорохове Московской области, в семье Пихиных.
Феодосий, сын Николая Пихина, работал в Коровновском лесопункте, в 1941 году был призван на войну и в 1944 году пропал без вести [4]. Имя Феодосия Пихина, в числе других земляков, погибших во время войны, высечено на гранитной мемориальной доске в селе Коровново.
Внуки священника – Николай и Лев работали в Коровновском лесопункте Солигаличского района. Николай был знатным бригадиром лесосечной комплексной бригады. В 1973 году Николай с семьей уехали в Дорохово Московской области, а Лев в Ленинградскую область.
Диакон Евлогий Аполлосович Голубев около 1924 года стал священником Христорождественской Совдюжской церкви, был лишен избирательных прав [5], но под давлением и преследованием властей в 1930 году вынужден был отказаться от священнического сана. В 1932 – 1935 годах работал бухгалтером в Совежском лесопункте, в 1937 году умер. Вместе с ним отказался от сана и диакон Александр Акимович Серогодский [6].
Псаломщик Николай Николаевич Шестаков, участник крестьянского восстания, в 1924 году лишен избирательных прав [7], а в 1937 году был обвинен «в антисоветской агитации» и расстрелян [8].
Статья Владимира Дудина — надо полагать , лишь начало глубокого погружения в историю православной церкви вообще и в нашу, Костромскую, в частности. О тех тяжёлых временах, когда вопрос ставился ребром: быть или не быть. Православие выжило. Потому как истинная вера — не истребима.
Потомки солигаличан должны знать правду. Но когда палачей народа, принимая решение «с потолка», наши «активисты»превращают в героев (к примеру, командира пулемётного отделения Рокоссовского, участвовавшего в подавлении антисоветских выступлений, не жалея на убийство патронов) — это противоестественно.
Совега, — вроде бы частный случай. Нет, такова участь постигала всех прихожан и пастырей, понимающих суть Господню.. Хоть сейчас-то, люди, будьте бдительны.
Спасибо, Леонид, за отклик! Как Вы пишете, так и есть…