Чистяков Г.В. ХРАМЫ СЕЛА ЛОСЕВО И ЕГО ИСТОРИЯ
Статья Гавриила Васильевича Чистякова — краеведа, художника и старожила села Лосево, что в 2-х десятках километрах от Солигалича — рассказывает о храмах Лосево и его округи. . Гавриил Васильевич — многолетний директор лосевской восьмилетней школы. Человек, повидавший много в жизни, и много знающий…
Церковь Покрова в селе Лосево.
В первый раз я побывал в церкви Покрова в селе Лосево (куда водила меня моя бабушка) в середине 30-х годов. Было мне тогда может четыре, может пять лет, но уже тогда на моё маленькое сознание так подействовало великолепное убранство храма, золочёные оклады, блеск хрустальных подвесок громадных люстр, освещаемых сотнями свеч, пение церковного хора на клиросе, благоговение на лицах молящихся, церковь, что я и сейчас помню всё это.
Только куда всё исчезло! Какими же надо быть озлобленными на весь белый свет, чтобы своими руками уничтожить создававшуюся десятилетиями красоту, растащить, испоганить.
Как дворянскими усадьбами, так и храмами, Лосево было ими окружено со всех сторон. На севере – Солдовский храм в 5-6 км., чуть восточнее на том же расстоянии церковь села Коровново, на юге – Герасимовская (Богородское).
Всего же, на территории Лосевской округи возвышались свыше 10 храмов — в сёлах: Агутино, Нероново, Корцово, Раменье. Часовни в деревнях: Старое Самылово, Болыно, Красниково, Ражково, Харламово, Грибаново – все деревянные, а в деревне Борисовское – каменная. Сейчас храмы стоят в большей или в меньшей степени разрушенные, без оград, а часовни исчезли с лица земли, как и деревни в которых они находились. На территории Лосево, Раменской волости было 2 монастыря (пустыни) и 12 храмов, причём в Лосеве и Корцове по два.
Трудно объяснить причины скопления церквей в таком количестве на довольно малой территории, можно только предполагать, что наиболее интенсивно и плотно Солигаличские земли заселялись с юга, в основном со стороны Галича. Застраивались в первую очередь места возвышенные и близкие к воде – это реки: Кострома, проникающая от истоков в восточном направлении, а затем поворачивающая на юг до Волги, Вёкса Чухломская, берущая начало в Чухломском озере, Вёкса Галичская, текущая из Галичского озера в том же направлении (на север). Это р.Солда, впадающая в Вёксу и Воча. Рыбные богатства, леса, богатые зверьём и дичью влекли сюда население.
Другой причиной возведения церковных сооружений является большое количество дворянских усадеб, образующих вокруг Лосево несколько «колец» дворянских гнёзд. Эти-то дворяне в основном и строили, вместе с богатыми крестьянами, либо отходниками, либо освобождёнными от крепостной зависимости по «Указу имп. Александра I о вольных хлебопашцах» от 1801 г., при поддержке государства, Церкви и всего населения. (Строили церкви богатые крестьяне, и у нас в крае – разбогатевший крестьянин Макаров). Вот эти храмы, входящие в Солигаличское Усолье в 17-19 вв. В списке указаны даты постройки, имена заказчиков, иногда строителей:
1. Лосево – храм Николая Чудотворца 1770 г., заказал Купреянов Я.Д.
2. Герасимово – ц. Ризоположения 1771-1775 г., Шилов А.И.
3. Коровново – хр. Покрова Пресвятой Богородицы 1792-1835, крестьянин Макаров.
4. Солда – хр. Успенья Пресвятой Богородицы 1802 (1855)
5. Нероново — хр. Воскресения 1792-1793, Черевин.
6. Раменье – хр. Богоявления 1891-1893, Купреянов С.Ф.
7. Лосево – хр. Покрова Пресвятой Б. 1840 г., Купреянов А.Д.
8. Корцово – ц. Троицы 1801-1810 гг.
9. Корцово – хр. Николая Чудотворца 1836-1917
10. Агутино – ц. Троицы, Шелешпанские
11. Понизье – ц. Никольская, Лермонтовы.
Вышеперечисленные храмы строились довольно быстро, так как крестьяне закончив сезонные работы у помещика и у себя, глубоко верующие, собирались на «помочь»; да и лишнюю копейку заработать для дома было не лишним.
Способствовало быстрому возведению храмов и наличие воды, песка, высококачественной глины и извести доставляемой по рекам из Солигалича. Так что, «долгостроя» не наблюдалось. Например, в Лосеве имелось 2 кирпичных завода дававших возможность снабжать кирпичом строящиеся храмы в других местах, например в Верховье.
Надо заметить, что до каменных церквей возводились деревянные, стоявшие более ста лет, если их не уничтожало огнём, или по другой причине, вроде набегов лихих людей.
В переписи 1614 г. записано: «Волость Лосево–Раменье на речке Вёксе и Половке, а в ней погост, а на нём храм во имя Николая Чудотворца вверх шатром, да другой храм во имя Пресвятой Богородицы Покрова…» Здесь же говорится, что Лосево–Раменье разорили казакские татары ещё в 1535 году, следовательно, есть основания предполагать, что храмы существовали и тогда, и были очевидно сожжены и вновь построены, иначе разрушать было бы нечего, и стояли до этого десятки, а может и сотни лет. Ведь уже в 15 веке поблизости находились Солдовский мужской монастырь, основанный в 1514 г. и Александровский к востоку от места впадения Вочи в Вёксу, основанный около 15 в.
Деревянных храмов теперь не существует, (как они выглядели можно узнать, посетив Костромской Ипатьевский музей-заповедник) В округе Лосевской более всегосохранились 2 храма с кирпичной, частично с металлической, решётчатой оградой и Святыми воротами постройки 1840 г.
В 1770 году при владельце села Сипягине Я.И. по заказу Купреянова Я.Д., чья могила с гранитным надгробным памятником, находится у апсиды церкви Николая Чудотворца, был построен храм. Подрядчиком был крестьянин Ярославского уезда Л.Н. Колосов, крепостной боярина Мусина-Пушкина. Постройка была возможно, по проекту архитектора Петра Бортникова.
Церковь Николая Чудотворца в селе Лосево.
Церковь Николая Чудотворца, пример архитектуры раннего классицизма, покрыта обмазкой и окрашена охрой. Храм расположен на самой высшей точке 193 м над уровнем моря, далее местность повышается с перепадами низин в сторону Вонышева и Раменья – 295 м над уровнем моря (Солигалич – 141м).
Церковь складывается из двухсветного четверика храма, равной по ширине апсидой, вытянутой поперёк трапезной, трёх ярусной колокольней с высоким шпилем, несущим крест. Кресты кованые в большинстве ажурные. От колокольни до ограды – паперть с двухскатной крышей на кирпичных столбах. (Подробно об устройстве храма сказано в книге: «Памятники архитектуры Костромской области». Каталог. Выпуск 4. Кострома 2002 г.).
На колокольне – звоннице, до 1941 года имелось 9 колоколов разной величины. От «сторожевого на западной стороне колокольни до «набатного» огромного. Центральный колокол (новый) был поднят на колокольню около 1905-1910 гг.. По словам моей матери, свидетельницы этого события, были устроены леса длинной около 100 метров, наклонно поднимающиеся к третьему ярусу колокольни на высоту 20-25 метров.
Втаскивали колокол, подкладывая под него круглые отёсанные брёвна, несколько десятков лошадей и более сотни верующих и мастеров – плотников. А подвешивали к мощным дубовым балкам, постоянно подкладывая бруски с четырёх сторон, пока не подвесили на толстые железные скобы.
Колокол весил более 3000 пудов, может быть и немного более, так как занимал весь внутренний объём 3-го яруса колокольни. В ясную погоду звон его был слышен в Солигаличе и даже иногда в Чухломе.
Все колокола были сброшены и увезены в г. Галич осенью 1941 г. на нужды войны, а большой — в зиму 1941–1942 года. Был сброшен с большим трудом и усилиями на южную сторону колокольни, даже «ухнула» и затряслась земля вблизи, и зазвенели стёкла в домах. Несколько зим подряд даже после окончания войны кострами в яме под колокольней раскалили его до красноты и обливали водой, пар поднимался вверх выше колокольни, закрывая шпиль. Мы сбегали из школы, чтобы посмотреть, как с треском появляются щели на бронзе. Малосильные ХТЗ и СТЗ с трудом волокли по снегу сани с кусками бронзы до п. Тресково. Там размещались МТС для плавки, перевоз продолжался иногда неделями, так как деревянные сани застревали в снегу, а полозья их стирались от мороженой земли до более половины дерева, до железных штырей. Самые большие осколки были вывезены из МТС в Галич только зимой 1958–1959 гг. на металлолом…
С 1881 по 1900 гг. при церкви существовала церковно-приходская школа с числом учащихся до 100 человек, так как приход был очень большой, около 30-40 деревень. Из дальних деревень детей подвозили на лошадях. Здание школы было 2-х этажным и располагалось при самом въезде в Лосево, чуть ниже по склону угла церковной ограды. Кстати, за школой, вдоль ограды, существовал ещё один ряд домов с дорогой: дома Ефимовых, Орловых, школа церковно-приходская, два дома братьев Изюмовых, дом Анисимовых, Чистяковых, и далее, Букварёвых.
До 1929 года служителем церкви был мой дед по отцу — Чистяков Василий Иванович, уехавший в том году в Кострому и там пропавший (видимо арестован). Позднее, священником служил Успенский Иван Афанасьевич, а дьяконом — Альбов Михаил Александрович. В 1936 году был священник Волгин.
По свидетельству учителя-пенсионера Орловой Л.В., моей матери, обладавшей уникальной памятью, священнослужители и служки сами вели хозяйство: пахали, сеяли, косили, ухаживали за скотом, лишь иногда использовали, так называемую «помочь». Семьи были большие с малолетними детьми.
В 1936 году священник Волгин был ночью арестован, плакали все старушки и женщины, как по покойнику.
При советской власти Никольский храм использовали, как пожарный сарай, благо в двери можно было въехать на лошади, позднее под колхозный склад, до 90–х годов, как склад для запчастей к тракторам и автомашинам, машинных масел, кислот соляной и серной и прочих материалов. Это повредило фрески и масляную живопись внутри храма почти полностью. Протекла крыша, так как за 70 лет использования храм не ремонтировался совершенно.
В храме сохранился трехъярусный иконостас, правда, иконы нижнего яруса украдены. Иконостас выполнен из дерева, окрашен в серый с позолотой цвет в стиле классицизма и барокко. Иконы расположены в пять рядов, с крылатыми ангелами вверху, 2 витые колонны золочёные, увитые золотыми растительными побегами. Резной занавес с кистями бахромы несёт корону. До конца 50-х годов церковь Покрова сохранила свой внутренний облик почти полностью, благодаря непоколебимому упорству старосты церковной двадцатки Колесовой Надежды Дмитриевны. Это бабушка генерал-лейтенанта Колесова А. А., работавшего в Москве в одном из учреждений Генерального штаба Вооружённых сил. Но после её смерти власти добились получения ключей от церкви, вскрыли её, и началось разграбление. Только часть инвентаря была увезена в Солигалич и другие города, а церковь превращена в сельский и колхозный склад для хранения зерна, муки, соли, засоленных шкур забитых животных, принимаемых от населения, макулатуры и другим хламом.
Монументальная живопись в храме Николая Чудотворца выполнена клеевыми красками, в алтаре и трапезной – масляной. На своде изображены Херувимы. Стены расчленены рисованными колоннами, а между ними на западной стороне стены «Хождение апостола Петра по водам», «Воскрешение Лазаря», «Бегство в Египет», сюжеты верхних композиций полностью испорчены испарениями кислоты из не закрываемых сосудов.
На южной стороне в храме изображения: «Моление о чаше», «Сон Иакова», «Поклонение волхвов», на северной стене – «Христос в темнице», «Жертвоприношение Авраама», «Несение креста». После революции другие иконы и утварь были вывезены в Рождественский собор г.Солигалича, в церковь Петра и Павла. Богатейший иконостас хоть и пострадал в годы советской власти, но и сейчас поражает своей величественностью. Памятники изобразительного искусства частично вывезены в Кострому, в музей изобразительного искусства: икона 17 в. «Троица ветхозаветная» (Ипатьевский музей), «Явление трёх ангелов», «Истребление Содома и Гоморры», «Авраам и Сарра принимают ангелов», «Изведение Лота», и другие.
Лосево славилось своими иконописцами, по крайней мере, братьями Словениными Саввой и Михаилом, ими написаны: «Воскресение», «Покров», «Пророк Захария» и другие. В церкви Покрова на сводах сохранились иконы: «Отечество», «Евангелисты», «Благословение детей», «Сретенье».
В церкви Покрова Пресвятой Богородицы ведутся восстановительные работы. В конце 90-х годов сельский сход обратился к архиепископу Костромскому и Галичскому Александру с просьбой об открытии действующего храма в Лосево. Обращение написали секретарь Лосевского сельсовета Елена Алексеевна, Смирнова Вера Александровна и автор этих строк. Подписали жители села. Наше ходатайство было удовлетворено. Решено было восстанавливать зимнюю церковь Покрова, т.к. она и позднее на 70 лет построена, менее разрушена и имеет отопительные приборы для обогревания здания зимой.
Приезжавшие священники из Солигалича о.Александр Смирнов и о.Николай Андреянов в большие церковные праздники правили службу, крестили детей и взрослых.
Внутреннее оборудование собирали по крохам из хлама, скопившегося от хранения колхозного имущества. Были обнаружены часть икон из угла трапезной в Никольском храме, провалившиеся сквозь сгнивший пол в подвал, двери с изображениями архангелов Гавриила и Михаила, витые столбы были сняты и установлены в иконостасе храма Покрова. Часть икон была пожертвована местным населением, а какое-то оборудование было приобретено на средства немногочисленных прихожан. Отремонтированы полы, вновь окрашены стены. Был назначен постоянный священник отец Ефрем, правда, сейчас его нет.
Архитектурные памятники, связанные с устройством погоста исчезли почти полностью. Уничтожены кирпичные, богато украшенные, часовни-мавзолеи помещиков Купреяновых, кроме 2-х надгробных плит за апсидой Никольского храма (усадьба Патино). В усадьбе Бельково – часовня Шиловых (кроме одной надгробной плиты) за апсидой Покровской церкви, а так же часовня–мавзолей помещиков Шулепниковых (кроме 2-х надгробных плит и саркофагов, поднятых из вскрывшего фамильного склепа) против центральных врат ограды.
В настоящее время восстанавливается (и почти закончена реставрация) внешнего вида храма Покрова. Огромную роль в восстановлении храма сыграл Яковлев Николай Александрович – житель Санкт–Петербурга, учёный–физик. Со всей страстью он отдаётся делу, которое называет главным делом своей жизни – реставрации храмов. Он, каждое лето приезжает с рабочими на ремонт храма и не только руководит работой, но и, несмотря на свой почтенный возраст (70 лет), лично выполняет многие работы. Хлопочет и доставляет материалы необходимые для реставрации. За последние годы его огромными стараниями, силами и на собственные средства проведена громадная по объёму работа. Снята полностью сгнившая железная крыша, сгнившие стропила с куполов центрального, апсиды, предела, паперти. Полностью заменены стропила в них на новые одиннадцатиметровые дугообразные стропила главного купола, апсиды, малых четырёх куполов. Полностью заменена кровля. Здесь неоценимую помощь оказал о. Николай из Солигалича – специалист этого дела. На личные средства Николая Яковлева приобретены золочёная глава, барабаны, золотой главный крест на золотой луковице и позолоченные четыре креста на четырёх малых куполах на углах четверика. Заменены стены в портале, церковь полностью отштукатурена и побелена известью, привезённой с известкового комбината. Теперь и сам храм выделяется белизной стен, а верх его сияет золочёными главками и крестами. Всё это делается энергией и настойчивость семидесятилетнего, глубоко верующего человека, а впереди по его словам – восстановление хотя бы внешнего вида главного Лосевского храма Николая Чудотворца. Да поможет ему в этом Бог и дарует здоровья в этом благом деле, да увенчаются успехом его мечты. Местные власти иногда оказывают содействие в его благом деле, что-то делают немногочисленные верующие преклонного возраста. Но надежды на благополучное осуществление мечты Николая Александровича только на чудо. А случится ли оно…
Оказывают скромную помощь потомки дворян Купреяновых скромными пожертвованиями — с ними я поддерживаю связь с 1976 года. Запасено немного материалов. Теперь ждём лета, болеем душой за здоровье Николая Александровича Яковлева, о.Александра и о.Николая и всех тех, кто старается и будет восстанавливать красоту нашей Лосевской церкви.
Несмотря на огромную антирелигиозную пропаганду, запрещение молиться, а коммунистам даже иметь иконы, религия, вера в Бога подчас пробивалась, как цветок сквозь асфальт и сохранилась в народе в выражениях: «С нами Бог», «Без Бога не до порога» и т.д. В противовес всем давлениям сохранились религиозные праздники, особо чтимые жителями нашего села. Один из них — празднование в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Так как службы в храме Николая Чудотворца не велись, верующие ходили молиться в г. Солигалич или в г. Чухлому.
Церковь Ризоположения в селе Герасимово.
В селе расположена церковь Ризоположения. Церковь показывает место, где когда-то располагалось село Богородское (Герасимово). Вместе с деревнями оно принадлежало князю Козловскому, было отдано за дочерьми его Я.Д. Бычкову и Ю.Д. Колошину, у которых в 1771 году его выкупил Антон Васильевич Шипов. В рассказе о Г.И. Нивельском о дворянских усадьбах я описывал дорогу в Герасимово, другой путь лежит через с. Самылово, пустоши Александровское, Крутово попадаешь в Герасимово, расположенное в 0,8 км к востоку от Дракино.
В 1775 году по заказу Антона Васильевича Шипова был выстроен «скромный» сельский храм на его средства с участием прихожан. Построен на высоком берегу реки Вёкса, скрытой от церкви стеной, выросшего за столетия хвойного леса. Церковь расположена за двести-триста метров до въезда в село. За ней в отдалении отстоит дом причта (или помещичий) в два этажа, справа большой пруд правильной четырёх угольной формы. В доме после революции размещались то ли, контора колхоза, то ли, сельсовет, нижний кирпичный этаж долгое время использовался как магазин, обслуживающий в семидесятые годы деревню Брезгино, Кареково, Прокунино и другие. Дом разобрали: верхний этаж на дрова, кирпич был перевезён в Лосево и продан сельской властью кому не известно.
К юго-востоку за прудом размещалась после 1917 года в двух этажном здании – Герасимовская начальная школа. В конце 70-х годов здание было перевезено в Солигалич на Комсомольскую улицу, где размещается детский сад.
В данное время храм находится в полуразрушенном состоянии, на кладбище изредка бывают люди. А.И или А.В Шипов покоится на этом кладбище вместе с двумя женами П.А Шиповой и Анной Ивановной Шиповой (Мичуриной).
Покровская и Преображенская церкви в селе Коровново.
В Лосево-Раменской волости к востоку от слияния реки Вочи в Вексу с 15 века располагается Преображенский мужской монастырь (Александрова пустынь) основанный преподобным Александром Вочским. При монастыре была слободка Коровья. По переписи 1627 года в ней живут служка да служебники да двор коровий на нём коровник Лёвка Кондратьев, конюх Сидорка Онуфриев, всего 8 дворов. При монастыре две деревянных церкви Преображенская и Покровская шатровые в одной главе, да колокольня шатровая, да часовня каменная преподобного Александра, а в часовне гроб чудотворца. В 1764 году монастырь был упразднён.
На месте деревянной церкви построена каменная Покровская в 1792 году крестьянином Маркелом Макаровым с прихожанами, колокольня пристроена 1835 году. В приходе насчитывалось 430 прихожан обоих полов. В 1885 году в церковно-приходской школе обучалось 25 детей, на учителей расходовалось 500 рублей в год. Священником был некто Архангельский. Покровская церковь переходный пример сельского приходского храма от классицизма к борокко Преображенская с. Коровнова — деревянная, построена в 1767 г. (1763?) иждивением прихожан. При ней Покровская — каменная, с такою же колокольнею, построена в 1792 г. крестьянином с. Коровнова Маркеллом Макаровым, с участием прихожан. Обе церкви обнесены деревянной с каменными столбами оградою. Кладбище находится при церквах.
Успенская церковь села Солда.
До середины XVIII в. здесь была Солдовская Жуково-Богородицкая пустынь. Она была основана в 1515 г. и упразднена в 1764 г. В переписи 1627 г. записано: «В волости Солда монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Жукова пустынь на речке Вексе и речке Солде». Сохранилось описание церкви 1701 г.: «Церковь деревянная шатровая о пяти главах окольчужены лемехом, на 4-х главах кресты деревянные, да в монастыре другая теплая древянна Рождества Иисуса Христа с двумя приделами, о трех главах, на святых воротах колокольня древянна рублена о 8-ми стенах шатровая вверх, да на шатре глава и крест, три колокола а весу в первом 14 пудов, а два колокола увезены в Москву на Пушечный двор». Сохранилась только колокольня Успенской церкви. Четвертый ее ярус надстроен, вероятно, после 1908 года.
В 1628 году деревни солдовской волости принадлежали князьям Петру Ивановичу Ухтомскому и Петру Григорьевичу Голенищеву дальнего предка М.И Кутузова. В 17-18 вв. существовала иконописная мастерская. Иконописцы Федот Борисович Горбунов и его сын Кузьма. Была устроена водяная мельница. В 20-х годах электрифицирована неизвестным мастером. Сейчас в селе никто не живёт. Последним священником был Любимов, его сын Василий учился в 40-х годах в Солигаличе, затем преподователем в КСХИ.
Благовещенская церковь в усадьбе Нероново.
Церковь построена в 1793 г. (1790?) усердием г. Петра Ивановича Черевина. Церковь по сей день действующая. Нероново это вотчина Черевиных одних из богатейших в губернии. В семье Черевиных были моряки, адмиралы и генерал-адъютант свиты императора Александра III, и декабристы. Широко известна в стране картинная галерея художника Григория Островского. В фамильном склепе в церкви покоится прах многих владельцев усадьбы.
Кладбище в полуверсте от церкви, вне селения, огорожено и окопано рвом. При кладбище особая церковь, деревянная на каменном фундаменте, без колокольни, построенная на средства генерала Петра Александровича Черевина и прихожан, старанием священника Иоанна Кандорского, 18 августа 1891 г., с местным причтом [вероятно на месте древней Благовещенской церкви.
Николаевская церковь в селе Понизье.
Николаевская с. Понизье — каменная, с такою же колокольнею; построена в 1797 г. старанием г. Сергея Михайловича Лермонтова и прихожан. Кладбище при церкви — в ограде.
Богоявленская церковь в селе Раменье.
Церковь построена в 1821 г. усердием действительного статского советника Сергея Федоровича Купреянова и прихожан. Колокольня при ней каменная, построена в 1893 г. на средства статского советника Иакова Логиновича Чернышева, в память чудесного избавления Государя Императора Александра III и всего Августейшего Семейства при крушении поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге 17 октября 1888 г. Церковь обнесена каменной оградой, в коей приходское кладбище.
Вблизи располагались две усадьбы: Марии Юрьевны Лермонтовой троюродной сестры деда поэта, она завещала усадьбу К.А. Катенину – брату поэта. Вторая усадьба принадлежала А.М. Пушкину – отец которого был троюродным братом отца поэта. В последствии эти усадьбы перешли к предкам драматурга Островского.
Село Раменье является высшей точкой Северных увалов – 295 метров над уровнем моря.
В статье использовались ФОТО и данные сайта www.old-churches.ru.
Неверно указано отчествво: «Обращение написали секретарь Лосевского сельсовета Елена Алексеевна, Смирнова Вера Алексеевна и автор этих строк» . Верно «Смирнова Вера Александровна».
Неверно указана фамилия, вместо Киселевой и Киселева должно быть Колесова и Колесов: «До конца 50-х годов церковь Покрова сохранила свой внутренний облик почти полностью, благодаря непоколебимому упорству старосты церковной двадцатки Киселёвой Надежды Дмитриевны. Это бабушка генерал-лейтенанта Киселёва А. А., работавшего в Москве в одном из учреждений Генерального штаба Вооружённых сил. «
Спасибо, Алена! Статью подготовил на сайт Гавриил Васильевич Чистяков, уроженец с. Лосева, бывший директор школы, ныне уже покойный, но мы обязательно внесем правку, это существенно. С уважением В.А. Дудин