Дудин В.А. Александровская (Преображенская) пустынь и географические названия её вотчинных земель.

топонимика Александровская пустынь Солигалич Дудин В.А.Дудин В.А. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ) ПУСТЫНЬ и географические названия её вотчинных земель.

 

Одним из интереснейших направлений в краеведении являются исследования по топонимике — науке, изучающей географические названия. Конечно, сегодня очень трудно иногда объяснить те или иные названия. Но недаром учёные называют топонимию (от греческих слов «топос» – место, «оним» – имя), зеркалом истории, а географические названия, которые родились в давно минувшие времена, драгоценными историческими памятниками. Действительно, каждое место на земле интересно не только своей историей, но и своим именем или названием. Более того, очень часто географическое название (топоним) оказывается тесно связанным с историческими фактами, дополняет их. Племена Меря, обитавшие в незапамятные времена на территории Солигаличского района, оставили много подобных собственных названий, и топонимика позволяет «расшифровать» их, что само по себе увлекательно и познавательно.

Топонимика нашего района ещё ждет своих исследователей. Нас особенно привлекают названия рек, деревень, находившихся во владении Александровской пустыни на реке Воче (Преображенского монастыря), или в непосредственной близости от нее.

 

Топонимика Солигалич Дудин В.А.

Покровская церковь у бывшей Александровской пустыни в селе Коровново

В годы царствования Ивана Васильевича Грозного создались предпосылки для заселения солигаличских земель. В то время люди западных уездов России гибли в ходе непрерывных войн, гибли от опричины, от голода и мора, сотнями тысяч уводились и продавались в рабство крымскими, казанскими татарами. Крестьянство пыталось возвратить своему труду свободу через переселение и уходило на дальние окраины. Миграционные потоки направлялись в относительно безопасные уезды и волости, и степень их заселения была прямо пропорциональна степени их безопасности. В числе безопасных и незаселенных земель были территории в бассейне рек Костромы, Вочи и Вексы. Воздействие государства на колонизацию окраин было многогранным. Переселявшиеся «по указу» крестьяне получали от государства деньги «на подъем», а так же «подмогу» и ссуду для обзаведения хозяйством на новом месте и освобождались на некоторое время от повинностей. Безвозмездная помощь крестьянину предоставлялась как деньгами, так и зерном, инвентарем, скотом. Ссуда могла быть и денежной и натуральной.

Все же население Костромского края в 15-16 веках оставалось этнически неоднородным. В источниках этого времени содержатся сведения о северных волостях и станах, имевших не заимствованные от названий рек, озер и урочищ нерусские названия. Таковы Иледам, Ликурга, Шачебал, Шухомаш, Воча и некоторые другие.

Когда этот край начал заселяться, и как получилось, что целый народ различных племен так быстро исчез со страниц истории? При освоении новых земель это случалось нередко. Имеются различные версии по поводу заселения людей Северного Заволжья. Одна из них связана с уходом на север более двенадцати тысяч лет тому назад ледника. Вслед за ним шли и первые люди. Путь единственный – прокладывался по рекам и по их берегам. Они-то, эти люди и дали первые названия. И, конечно же, рекам, озерам, а потом уже, по оседлости, и населенным пунктам. Жили здесь народы разные и жили тысячелетия.

Среди славянских названий рек в окрестностях Коровнова, имеется немало рек и нерусского происхождения. Особенно это заметно в отношении рек и речек: Кострома, Векса, Воча, Точма, Янда, Солда и другие. Объясняется это тем, что до заселения этого края славянами здесь жили предположительно до 12-13 века другие племена. На обширной территории нынешних западной половины Костромской и Ивановской, Ярославской, Владимирской и Московской областей располагались мерянские поселения (предки эстонцев, финнов, карел, марийцев, мордвы и венгров). Это подтверждается и тем, что в древности город Галич (Костромской) назывался Мерским. Есть в Солигаличском районе и река Мерзкая, впадающая в реку Святицу, а та в реку Кострому. Конечно, сегодня очень трудно иногда объяснить те или иные названия, которые оставили племена Меря, прошло много времени, но топонимика — наука, изучающая географические названия все же позволяет это сделать.

Известный российский специалист по топонимике Н.А. Ленков так дает толкование названию река:

Ра – река, язык мери; ляй, ль, л – река, язык мокши (вспомним: Гжель, Нерль, Цибиль); лей – река, река язык ерзи; ва – текущая вода, медвежья река, угрофинны; су – вода, тюрское (Сура, Суда, Сула); ка – река, это уже язык славян. Га – река, на древнеславянском языке племени вятичей. Само слово ра, обозначающее как река употребляли народы угрофинской группы (меря, голядь). Но приходят с запада славяне и говорят: «ка», т.е. река. Местные же все равно продолжают называть «ра». В последствии смешения кровей славян с проживающими здесь племенами происходит и смешение названий. И стало: ра – ка. Затем шло видоизменение: ра – ка, ри – ки, ре – ка. До произношения сегодняшнего дня.

Многочисленность гидронимов свидетельствует о развитой здесь речной системе, а звучание удивляет необычностью. Гидронимы – наиболее древние географические названия, уходящие своими корнями в начальные этапы развития человечества. Издавна человек селился рядом с реками. Он любил и величал их по-своему. А в славянском мире реку Дунай называли «Дунай Иванович», Волгу – «Волга – матушка», а Днепр был «Днепром Славутичем».

Лесистая, заболоченная местность первым поселенцам давала возможность передвигаться в основном речным путем. Чтоб отличить одну реку от другой люди старались давать им названия. Люди боготворили реки, и поэтому многие из них носят имена богов и богинь. Опираясь на исследования лингвистов и археологов, можно объяснить финно–угорские названия рек в коровновской округе.

Это, прежде всего река Воча, правый приток реки Вексы. Она берет начало в одном из болот Чухломского района к северу от деревни Архарово. Протекает в основном по территории Солигаличского района и Коровновского участкового лесничества в широтном направлении, с востока на запад и впадает в реку Вексу в Коровнове на 64 километре. Река Воча (Вача) носит имя богини Вач – повелительницы языка индов. На реке Воче раньше находилась деревня Индино. Река течет по болотистой и лесной равнине, постоянно пополняясь водами многочисленных притоков. Пойма реки преимущественно двухсторонняя, в верховье заболоченная неясно выраженная, в среднем и нижнем течении заболоченная, открытая, с многочисленными старичными понижениями. Ширина реки изменяется по течению от 5-10 метров в верховье до 2-30 метров в среднем и нижнем течении, в отдельных местах до 45 метров. Глубина на перекатах составляет 0,3-0.7 метров, на плесах 1,0–2,0 метра. Дно реки песчаное, местами заиленное. Она принимает 63 притока, наиболее крупные притоки, впадающие с левого берега — Точма, Янда, с правого — Елховка, Бобыня. Приведенные наименования притоков Вочи дают основание утверждать, что первые две реки имеют финноязычное звучание, а вторые славянское.

Река Точма впадает в Вочу в 12 километрах от Коровнова. Протяженность реки до устья с Вочей — 30 км. Берет свое начало в болотах Чухломского района и течет с юга на северо-запад. Основа гидронима реки Точмы – компонента «точь». В вепском языке «точь» — черемуха (дерево); ма – местность по берегам реки. Точма – река, протекающая в сыром месте в зарослях черемухи, кустарников.

Река Янда, небольшая речка, впадающая недалеко от Коровнова в Вочу. Длина ее 15 километров и течет с юга сначала на северо-запад, а ближе к Коровнову на запад. Топооснова реки финноугорского происхождения. «Янго» — родственное по происхождению финскому «янка»; саамскому «яик». Все эти названия в переводе обозначают «болото». Северорусские говоры заимствовали слово «янгаж» в значение «моховое болото», проросшее небольшим сосновым лесом. Таким образом, Янда – река, протекающая по болоту. Действительно, эта река почти на всем своем протяжении течет по низким, болотистым местам.

Река Елховка правый приток Вочи. Протяженность её 12 километров. Течет на юго-запад и недалеко от Коровнова впадает в Вочу. При впадении реки в Вочу находилась пустошь Мельница Елховка и здесь стояла монастырская мельница. Останки этой мельницы на реке Воче можно увидеть и сейчас. Елховка, — протекающая в ольховых зарослях. Раньше по местному диалекту ольху называли елоха. Елох во Владимирской области называют лиственный лес, а в Кировской области так называют топкое место, болотистый луг. По словарю В.И. Даля, Елха – елоха, ольха, вольха, ольшина, ольша.

Река Бобыня также правый приток реки Вочи и впадает в нее в 8 километрах от Коровнова. Длина ее небольшая, всего 8–10 километров. Река служила восточной межой, отделяющей владения Преображенского монастыря от Вочской волости. На устье Бобыни с Вочей так же стояла монастырская мельница и здесь сначала располагалась деревня Филатово, а затем лесной кордон с тем же названием. Остовы мельницы в реке видны и сегодня. Скорей всего река Бобыня получила свое название от прозвища, владельца этой пустоши, так как само слово обозначает – надутый, чванный, гордый, спесивый человек.

Река Векса берет свое начало в Чухломском озере, и от деревни Самылово в 8 километрах от Коровнова протекала в границах владений Преображенского монастыря. Протяженность реки от озера – 49 километров, течет с юго-запада на северо-запад. Слово Векса тоже финно-угорского происхождения и означает «протока», река, причем река, имеющая исток из озера. Река Векса является левым притоком реки Костромы и впадает в нее в 8 километрах от Коровнова.

Наиболее значимым притоком Вексы в пределах владений бывшего монастыря является река Серединка (Середняя, Средняя). По реке Серединке проходила южная граница владений монастыря, отделяющая от Лосевской волости. Серединка впадает в Вексу на 19 километре от истока. Ниже по течению в одной версте от Коровнова на Захаровом омуте реки Вексы стояла мельница Преображенского монастыря. От мельницы начинались владения бывшего Жуково-Богородицкого Солдовского мужского монастыря. Долгое время Захаров омут считался самым глубоким местом реки Вексы. Глубина его достигала более 5 метров. При устройстве Коровновским лесопунктом у омута разгрузочно–разделывающей установки для раскряжевки и сортировки древесины лес на берегу реки вырубили и бульдозерами при выравнивании площадки срезали плодородный слой земли. В последствии омут от замывания песком быстро обмелел.

Всего в четырех километрах от Коровнова, в Вексу впадает река Солда. Протяженность её 47 километров. Чуть ниже от устья на реке Вексе стояла мельница Жукова Богородицкой Успенской пустыни (Жуково–Богородицкого Солдовского мужского монастыря). Откуда такой топоним — Солда? Явно нерусского происхождения. Сол – корень. От него древнерусское — солодкий, сладкий. Древнерусское солодкий (солод) на слух ближе к слову «соль». В древние времена люди знали единственную приправу для сдабривания пищи – соль. Сладкого, не считая меда, да некоторых плодов, люди почти не пробовали. «Солодкое» блюдо для них было самое вкусное. Уже потом человек узнал прелесть сладкого. И вот старое слово «солодкий», которым русские люди определяли самое вкусное, было перенесено на новое понятие, на вновь указанное приятное свойство некоторых съедобных веществ. Солда – река, вода которой имеет солоноватый вкус. У реки Солды есть небольшой приток – река Соня. Гидроним река получила за ее спокойный характер, или можно о ней еще так сказать: медленная речушка, почти со стоячей рекой.

Река Кострома является левым притоком Волги. Берет свое начало в Чухломском районе, бывшей Судайской осады из болот на западе Северных Увалов и пересекает в центральной части Солигаличский район с северо-востока на юго–запад, являясь основной водной магистралью района. Протяженность реки Костромы от устья до истока 354 километра, из них по Солигаличскому району – 110 км. Русло реки умеренно извилистое, местами извилистое, неразветвленное, ниже Коровнова с островами и полуостровами. Ширина реки в межень от 5 до 35 метров, глубина на перекатах 0,3–0,7 метров, на плесах 1.0–1.5 метра. Берега высокие, 3–7 метров, деформирующиеся. Дно песчаное, русло местами зарастающее.

Практически все реки Солигаличского района находятся в бассейне рек Волги и Костромы, за исключением тех, которые расположены на водоразделе бассейнов рек Волги и Северной Двины. В основном это северная часть Солигаличского района (реки Совега, Толшма, Воя, Водопойница и др.). Исследование слова Кострома идет в нескольких направлениях. Из исследований И.М. Разумовского видно: «Название реки, а с ней и города связано с именем славянского божества Костромы, олицетворявшего живительные силы весны. Кострому изображала нарядно одетая кукла, сделанная из прутьев и соломы. В честь нее устраивались игры, а в конце празднества куклу топили в воде и сжигали на костре». Что же обозначает слово Кострома. Изначально ее название: Кос – т – ра – ма. Кос – сухо, сухая (мерьско – мордовский язык), тра – изначально: от – ра, где от – означает трава, ра – река. То есть, суходольная река с травяной зарослью…

Давались названия рек по признакам: например, по характеру течения – Быстрая, Гремячая; по цвету воды – Черная, Студеная, Белая; по особенностям растительности – Елховка, Хмелевка, Березовка и т.д.

Названия сел и деревень по прибрежной территории реки Вочи, где и возникло село Коровново с кустом ближайших населенных пунктов, свидетельствуют, что значительной вехой исторического развития этой местности была славянская колонизация.

В 1859 году в Костромской губернии насчитывалось более 12 тысяч населенных пунктов, а через 50 лет стало около 15 тысяч. В настоящее время их число по ряду причин резко сократилось. Так, в Солигаличском уезде по переписи населения 1928 года насчитывалось 598 населенных пунктов, с числом жителей 46873 человека, из них мужчин 20166 человек. Сегодня здесь осталось всего 183 населенных пункта, с числом жителей около 10 тыс. человек, включая и город Солигалич. Фактически число жителей за последние 80 лет сократилось почти в 5 раз.

Во владении Преображенского монастыря находились более 20 деревень и пустошей. Рассмотрим названия некоторых деревень, располагавшихся в границах и округе монастыря.

Название деревни Дорок около Самылова происходит от названия «драть» и обозначает расчищенное под пашню из–под леса место и новое селение, возникшее здесь. Словам Дор, Дорок по смыслу равнозначно название деревни Починок (почин, начало), которое указывало на начало закладки новой пашни в лесу, а с него и заселения. Эти названия говорят о том, что славяне завоевывали землю не мечом, а сохой, что характер колонизации был земледельческий, мирный, а не захватнический.

По реке Воче есть названия населенных пунктов, связанных с природными условиями и особенностями местности: Плосково (Плоское), Холмец, Подболотное и т.д. Ряд названий сел связан с деятельностью церквей: Пятница на Воче, Нагорье (Егорий), Богородское и др. Многие селения носят названия животных: Лосево, Лебедево, Соколово и т.д. Но эти названия не имеют никакого отношения к животным. В действительности же они произошли от личных имен – прозвищ, первых жителей этих селений, а позднее и от фамилий, когда некоторые прозвища стали фамилиями (Баранов, Соколов).

Село Гнездниково в 9 километрах от Коровнова получило свое название от владельцев его, которых звали гнездники. Гнездниками в старину звали людей, изготовлявших «гнезда» — дверные петли, а также скобы, гвозди и другие мелкие металлические изделия. Есть ряд деревень, названия которых произошли от христианских «крестных» имен. Такие простые названия как Борисовское (Борисьево) – Борис; от имени Гридя (Григорий) получила название деревня Гридино, от имени Терентий – деревня Терентьево, от Леваш, Левко (Лев) – деревня Левашово, Леушино, от Самыл, Самойло (Самуил) – село Самылово (в этом селе находилась монастырская тюрьма), от Филата – деревня Филатово на Воче. И таких названий много. Все это говорит о том, что от личных христианских имен первоселенцев здешних краев произошли и названия этих селений.

Целесообразно сказать и о происхождении русских фамилий и имен. История русской фамилии берет свое начало примерно в 16 столетии, они стали оформляться в единичных случаях в среде бояр и дворян. У подавляющего большинства русских людей в то время фамилий не было. А существовали лишь наименования, которые и использовались в официальных документах. В записи доезжей памяти подьячих Солигаличской съезжей избы об осмотре самовольной порубки леса и покоса травы в вотчинной земле Преображенского монастыря за 1685 год говорится, что понятыми при осмотре порубки леса были крестьяне: Андреяко Федоров, Афонка Иванов, Филька Козьмин, Степка Осипов. Здесь эти люди фигурируют не с фамилией (она у них отсутствует), а только с личным именем в унижительной форме (на – ка и ко) и именем – прозвищем отца (отчество). «Федоров», «Иванов», «Козьмин» и «Осипов» в данном случае выступают в роли патронимов, то есть именований по отцу. Они сформировались при ответе на вопрос «чей сын?», а потому произносятся и пишутся с суффиксом – ов и ин (возможны и – ев и др.). Можно еще привести аналогичный пример. Из описи галичского губного старосты Афанасия Ивановича Невельского за 1664 год видно, что с вотчины Преображенского монастыря выборный целовальник, крестьянин Захарка Нифонтов принял белый корм в Галичскую Четь, малые ямские деньги в Большой приход и ямские доимочные деньги. Платил деньги вотчинный староста Первушка Никифоров. Здесь просматривается еще одно интересное имя — Первушка. В старину такими именами родители называли детей, родившихся в порядке очередности. Первушка – первый, Третьяк – третий, Пятой – пятый, Шестак, Шестунок – шестой и т.д.

Вплоть до отмены крепостного права (1861 г.) большинство крестьян оставалось бесфамильными, и в документах фиксировалось, в частности, по личному имени и имени отца (по отчеству). Отмена крепостного права потребовала от властей массового предоставления фамилий бывшим зависимым от помещиков крестьянам. И нередко отчества превращались в фамилии. Например: Федоров Андрей Федоров, Иванов Афанасий Иванов. Отчества в том виде, в каком привыкли употреблять сейчас, появились несколько позже.

Что можно сказать о фамилиях жителей сегодняшнего Коровнова. Подавляющее большинство жителей Коровнова не коренного происхождения, за исключением детей, родившихся в 50-е – 60-е годы прошлого столетия. В послевоенные годы леспромхозу требовалась кадровая рабочая сила на лесозаготовительные работы — и в большом количестве. В Коровнове началось строительство жилых домов для рабочих и соответственно со всех уголков района, области и страны люди сюда приезжали для работы на лесозаготовках. Пожалуй, носителями коренных фамилий коровновцев можно считать такие, как Мушниковы, Пелевины, Шишкины, Корольковы, Ершовы, Потанины, Касаткины.

Полагаем, что было бы нелишним попытаться дать определение фамилии Дудин. Известный поэт, Герой Социалистического Труда Михаил Александрович Дудин о своем роде – племени отозвался так: «Это был род скоморохов, артистов, поэтов по мироощущению. Людей жизненно стойких, прямых по характеру, не унывающих в беде, ценящих острое слово, умеющих постоять за друзей своих и за себя… Много позже, уже в Ленинграде, я узнал от академика Д.С. Лихачева, что еще при царе Иване Грозном был издан указ «истребить племя Дудино»… (газета «Неделя». 1981 год. №44)».

На протяжении многих лет среди известных историков идет полемика – почему Иван Грозный издал такой указ? Очевидно одно, что беженцы под фамилией Дудины появились здесь в конце 16 века и предположительно с юго–западных рубежей России. Почему этот гордый народ оставил свои края, предстоит еще изучить, но только одно очевидно, что видно не в милость попали Иоанну Грозному эти Дудины! Из книги «История родов русского дворянства», (Санкт–Петербург, 1866 год) видно, что Дудины относилась к княжескому роду удельных князей Торусских, Оболенских, Кашиных, Лыковых, Дудиных. Полагаем, что чем–то не угоден был царю род Дудиных и чтобы спастись от царского произвола этот народ ушел в отдаленные и глухие леса. Как мы уже знаем, в то время по разным причинам многие переселялись с запада в Костромское Заволжье, в том числе и из-за постоянных военных действий. Но вопреки царскому указу, по словам М.А. Дудина: «род Дудиных выжил, сохранил жизнерадостность и трепетное отношение к своей новой Родине». Некоторые специалисты по топонимике считают, что эта фамилия образована от «игральных дудок». Но Н.А. Ленков полагает, что энтонимы Дудин, Дудинцев и Дудинский образованы не от «дудок» эпохи Ивана Грозного, а гораздо раньше, несколько тысячелетий. Но это не было еще фамилией. Ду – означало: глухое, в смысле таежное место, дин – бугор, гора. Человек с фамилией Дудин – это «человек с глухого бугра» или «человек, живущий на глухом бугре». Действительно, населенные пункты в местах проживания Дудиных располагались в глухих лесах и на высоких холмах в бассейне реки Сухоны Вологодской губернии. Все знают героическое Бородино. В Подмосковье пять населенных пунктов с таким названием. Бо – ра – дин – о – «бугры на краю леса». О смысле древнего слова «дин» подробно рассказано в очерке «Бородино». На реке Воче недалеко от Коровнова есть населенный пункт с компонентой ду в своем названии: Дуплево от Ду – по — ле – ва, то есть «глухая речка на равнине», где по – означает «ровное место, поле», ва – текущая вода, ду – ле – «глухая речка».

К числу славянских названий можно отнести следующие населенные пункты, находившиеся в вотчине Преображенского монастыря: Лузгалово, на речке Порозовлянке, Болобаново на реке Вексе, Лебзино на реке Воче, Порозово Большое, Порозово Меньшое, Паново, Кондратово, Усово на реке Вексе, Мельница на реке Елховка, Кулаково, Кольцово, Козьмино, Юково, Степанково, Данилково, Лихаево, Брагино на реке Воче, Базарцево, Микитино на реке Расловка, Жуково, Бабино, Филатово.

Вот такие сведения о географических названиях населенных пунктов по рекам Воче и Вексе, о самих реках и их притоках, именах и фамилиях живущих в этой стороне приведены здесь из официальных документов и конечно могут быть дополнены в будущем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.