Дудин В.А. КОСТРОМСКОЕ СЕЛО КОРОВНОВО И ЕГО ХРАМЫ в истории России.
Рассказ о селе Коровново — это главы из опубликованной книги В.А. Дудина. Владимир Алексеевич Дудин — «Заслуженный лесовод России», всей профессиональной жизнью связанный с лесами Костромской области. Родился он в деревне Харитонов Починок на Совеге, и конечно, знает все уголки нашего района. Еще, Владимир Алексеевич — истинный профессионал и истинный любитель истории края и Церкви — собиратель сведений в архивах: краевед, писатель и автор множества публикаций в газетах, и еще — общественный деятель…
КОСТРОМСКОЕ СЕЛО КОРОВНОВО В ИСТОРИИ РОССИИ
Село Коровново – одно из крупных и своеобразных сёл Солигаличского района. Его истоки восходят ко времени царствования великих Московских князей в XIV – XV веках, когда обширные солигаличские территории вошли в опричнину, а земли раздавались служилым людям.
Начало селу положила подмонастырская слободка Коровья, возникшая при Александровой (Преображенской) пустыни, основанной преподобным Александром Вочским во 2-й половине XIV века. Обитель была возведена на правом берегу реки Вочи, которая впадает рядом с монастырём в реку Вёксу, а та в 8 км от Коровнова в реку Кострому и является её левым притоком. Жилая застройка села, длиной около 2 км, расположена вдоль рек Вочи и Вёксы и двух основных улиц, одна из которых совпадает с трассой старого торгового тракта из Галича в Солигалич и далее в Вологду и Архангельск.
В начале XVIII века согласно писцовым и межевым книгам монастыря слободка Коровья именуется как село Коровное, а в середине того же века уже Коровново. За 1756 год в рапорте иеромонаха Сергия игумену того же монастыря Товию записано: «…А о старостах объявляю, что ныне, выбраны новые: в коровновской половине села Коровнова выбран Макар Андреев…». По своему административному делению в XVI – первой половине XVII веков слободка Коровья относилась к Галичскому уезду, Усольской осаде, Спасской волости, Спасского монастыря Александровой пустыни.
Время жизни Александра Вочского определено приблизительно на основании некоторых биографических данных, сообщаемых в службе преподобному. Как свидетельствует служба, преподобный Александр, стремясь к иноческим подвигам, ещё в юности покинув родительский дом, в виде странника пришел в Солигаличский Воскресенский монастырь и принял монашеский постриг от игумена Афанасия. Согласно службе юноша рано оставил «своё отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню». Упоминаемая здесь Воскресенская обитель находилась в Солигаличе (Соль Галичская), и была основана в 1335 году Галичским князем Фёдором Семеновичем, (одним из потомков Константина Ярославича – родного брата Александра Невского) и духовником его Афанасием, игуменом Спасского монастыря города Галича.
Преподобный Александр Вочский в службе прославляется как «подражатель» в подвигах и как «собеседник» Авраамия Чухломского, основателя Свято-Покровского Аврамиево-Городецкого монастыря. Свидетельство службы о времени жизни преподобного Александра подтверждается и одним из документов сохранившихся рукописей. Так в «заседной записи» говорится, что Александрова обитель имела несколько жалованных грамот от Галичских князей, которые как самостоятельные князья существовали только до половины XV века. Во всех царских и патриарших грамотах и других старинных документах XVII века Александр Вочский упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец».
В принадлежащей Киево-Софийскому собору рукописной книге «Описание российских святых» о преподобном говорится следующее: «Преподобный Александре, иже на Воче реке, монастырь Преображения Господня, близ Соли Галицкой, 8 поприщ. Образ его в каменной палатке штилистовой, подобием аки Зосима Соловецкий, брада поуже ризы монашеские, схима на плечах».
Глубокая вера в святость, искреннее почитание со стороны иноков обители и других жителей позволили Церкви причислить преподобного Александра к лику святых русских чудотворцев и совершать ему память 30 августа (по ст.ст.).
После смерти преподобного Александра, последовавшей в первой половине XV века, Александрова (Преображенская) пустынь продолжала существовать до 1764 года, когда её обратили в приход села Коровнова, являвшегося до того времени монастырской слободкой. Преподобный Александр не только положил начало обители, но и успел при жизни привести её в благоустроенное состояние.
Согласно дозорной книге 1614 года вотчине Спасо-Преображенского монастыря, (Александровой пустыни) на реке Воче принадлежало 37 деревень, около 360 десятин пашни и перелога.
В переписи 1627 года записано на вотчину Преображенской (Александровой) пустыни: «В Галичском уезде в Усольском Окологородьи монастырская вотчина в Лосево-Раменье монастыре храм Преображения, да другой храм теплый Покрова Пресвятой Богородицы. У монастыря слободка Коровья и в ней живут служки и служебники, да двор коровий, на нем коровник Левка Кондратьев, двор Шестунка Гаврилова, двор конюха Сидорки Онофриева, да двор служки Богдашки Родионова, да двор монастырскго дьячка Сеньки Константинова, 3 крестьянских двора и один бобыльский, всего 8 дворов. У монастыря сельцо Самылово, на нём три двора монастырских, живут в них монастырские дворники и два плотника, да 8 крестьянских дворов и 3 бобыльских, да деревни Болобаново, Кондратово, Дорок, Усово, Порозово, Плосково, Лебзицино, Мельница на реке Елховке, Брагино, Базарцево, да пустоши, а деревни на них запустели от польско – литовских людей в 1613 годе».
В 1667 году за вотчиной монастыря числились слободка Коровья, сельцо Самылово с 11 деревнями и 23 пустошами, имелось свыше 700 десятин пашни, в том числе «пашенный лес», насчитывалось 76 жилых дворов с населением – 206 душ.
По переписи 1744 года к монастырю и слободке приписывались следующие деревни: Дорок, Плосково, Лузгалово, Самылово, Новое Самылово, Власьево и 22 пустоши: Болобаново, Лебзино на реке Воче, Порозово Большое, Паново, Кондратово, Усово на реке Вексе, Мельница на реке Елховка, Порозово Меньшое, Холмец, Кулаково, Филатово на реке Воче, Колцово, Козьмино, Юково, Степанково, Данилково, Лихаево, Брагино на реке Воче, Базарцево, Микитино на реке Расловка, Жуково, Бабино.
В 1765 году, сделанная подпоручиком Павлом Певцовым опись, основанная на переписи 1744 года, свидетельствует, что «в слободке Коровьей, находящейся в полверсты от двух церквей числится 49 крестьянских душ. Монастырской земли в слободке восемь четвертей (пахались на монастырь), да крестьянской осьмина, да перелога двадцать одна четверть с осьминою в поле. Сенные покосы располагались вверх от слободки по обе стороны реки Вексы до монастырской деревни Болобаново и реки Середней, и вниз по обе её стороны до Захарова омута и межи с Симоновым монастырем».
Монастырь управлялся игуменами, из них наиболее известен Товий, который в 1756 году служил в Костромской духовной консистории.
Первые достоверные факты об имеющихся в монастыре церквях и других хозяйственных ценностях относятся к первой половине XVII века. Судя по переписи 1627 года, в обители в то время были часовня и два деревянных храма – холодный Преображенский (воздвигнутый к середине XVII столетия, вместо первого, разрушенного в 1613 году поляками) и теплый обветшалый Покрова, обнесённые деревянной с каменными столбами оградой окружностью по всему периметру 450 метров. Более подробное описание храмов относится к 1647 году, а в 1701 году были сделаны дополнительные уточнения: «Церковь Преображения Спаса на речке Воче в монастыре Александровой пустыни, деревянная шатровая об одной главе, покрыта лемехом, крест деревянный, да теплая Покрова Пресвятой Богородицы об одной главе покрыта лемехом, да колокольница бревенчата рубленая о восьми стенах шатровая, а в ней пять колоколов… да на колокольне колокол большой благовестный в 22 пуда 30 фунтов, медь в нём красная, а на нём вылит крест, и подпись вылита — Царь Славы.., да в монастыре же часовня каменная во имя преподобного Александра, а в часовне гроб чудотворца».
Источник указывает на то, что в гробнице регулярно проводились служба преподобному и панихиды, а храмы имели 32 различные царские грамоты.
В 1767 году после обращения обители в приход шатровая Преображенская церковь была заменена новой, также деревянной ярусной и поставлена на место разобранной часовни. Её нижний вытянутый в продольном направлении четверик был окружен галереей, второй ярус был квадратным в плане, а третий – восьмигранным, с купольной кровлей с повалом, увенчанный маленькой чешуйчатой главкой. В честь построения этого храма на иконостасе большими резными славянскими буквами по карнизам была сделана надпись: «Божией милостью и молитвами преподобного отца нашего Александре игумена, воческого чудотворца, построен сей храм во имя благолепного преображения Господа нашего Иисуса Христа в лето от сотворения мира 7275, от рождества же по плоти Бога Слова 1767 при державе благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни нашей императрицы Екатерины Алексеевны всея России, при наследнике ее великом князе цесаревиче Павле Петровиче, благословением Святейшего Правительствующего Синода и Преосвященнейшаго Дамаскина епископа Костромскаго и Галичскаго».
В 1792 году на месте деревянной обветшалой церкви Покрова зажиточный крестьянин Маркел Макаров с участием прихожан построил новый каменный Покровский храм, побеленный по известковой обмазке, который имел два престола, главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и приделанный во имя Николая Чудотворца. Паперть и колокольня к этому храму были пристроены только в 1835 году.
Более достоверной история монастыря и его взаимоотношений с соседним населением просматривается по сохранившимся актам XVI – конца XVIII веков. Осенью 1612 года Москва была очищена от интервентов. Однако в северном краю еще бродили недобитые вражьи отряды. Грабили, жгли, убивали мирных людей и никак не могли смириться с неудачей. Дважды – в 1613 и 1615 годах – подступали они к Солигаличу, опустошали по пути одинокие лесные селения. Преображенский монастырь, как и Солигаличский Воскресенский монастырь, был сожжен в 1613 году, а братия перебита во время набега одного из польских отрядов. В челобитной (1614 г.) игумена Преображенского монастыря Варлаама царю Михаилу Фёдоровичу говорилось: «Была у нас жалованная грамота блаженныя памяти царя и Великого князя Василия Иоановича всея Руси, и в прошлом 121 году приходили к Соли Галицкой польские и литовские люди и черкасы и Соль Галицкую город сожгли и посацких людей посекли; а та наша монастырская грамота, и книги и монастырская рухлядь казенная отвезена была к Соли Галицкой к посадскому человеку к воину Говорову, и того воина Говорова с женою и с детьми секли и двор его сожгли, и та наша грамота, книги и рухлядь монастырская изгибли тутож, а остался у нас с тоя жалованныя грамоты список». Далее просил игумен царя Михаила Федоровича «с того списка дати нашу царскую жалованную грамоту» на его царское имя. Царь Михаил исполнил прошение игумена, дав им в 1616 году новую грамоту, которой подтвердил всё то, что заключалось в прежней грамоте. Игумену Варлааму с братией велено было крестьян «тех деревень Спасской волости ведать и судить», а так же дано подтверждение на владение вотчинных земель. Таким образом, царская грамота подтверждала данную монастырю еще в XVI веке царём Василием Иоановичем жалованную несудимую грамоту на вотчинные земли, которая, судя по челобитью игумена Варлаама, была утрачена.
О земельных владениях Преображенского монастыря и его связи с округой можно судить по имеющимся историческим сведениям. В конце XIV и начале XV веков происходило интенсивное внедрение ряда монастырей в солеваренную промышленность у Соли Галичской. Овладев путём вкладов и покупок колодезями и варницами, монастыри, и, прежде всего – Троице-Сергиев и московский Симонов, развернули настойчивую и активную деятельность по расширению своих земельных наделов около Соли Галичской.
В районе Преображенского монастыря формирование и развитие монастырских вотчин и владений родовитых княжеских и дворянских фамилий проходило в обостренной борьбе за право владения окружающими землями. Стремление установить межи и уточнить межевые знаки – показатель более полного в хозяйственном отношении использования земель. К концу 50-х годов XVI века относятся споры из-за земли и установления межей между владениями Симонова монастыря, Преображенского на Воче и великокняжескими черными крестьянами (землями) Усольской волости. В результате конфликта многие деревни Усольской волости были отмежёваны Преображенскому монастырю и уже к середине XVI века монастырь превращается в небольшого, но привилегированного земельного владельца. Акты начала XVII века сохранили упоминания о выданных пустыни жалованных грамотах Василия III и Ивана IV. По грамоте Василия III монастырь получал черный лес по рекам Воче, Черной, Бобынке и Расловке, в ней предписывалось «пашню пахать, и починки ставить, и луги расчищать». По-видимому, некоторые поселения были поставлены монастырем еще до получения грамоты (в ней уже упоминался монастырский починок Болобанов), а жалованная грамота только узаконивала действия монастырских властей. В зависимость от монастыря попадали и крестьяне Спасской волости, которые должны были построить в монастыре церковь с трапезной.
К началу XVII века Александрова пустынь по своему материальному благосостоянию занимала довольно завидное место среди многочисленных монастырей Костромского края. Пустынь пользовалась покровительством Галичских удельных князей и особенно Московских великих князей и царей, от которых получила льготные грамоты и земельные наделы. Она имела пашенной земли и лесов на 12 верст в длину и на 7 верст в ширину с обширными сенными покосами по рекам Воча и Векса. К тому времени набеги иноземцев практически прекратились. Воскресенская обитель, покровитель Преображенского монастыря, и Солигаличский посад были стратегически укреплены крепостным валом, который был снабжен не только котлами, но и другими необходимыми для военного времени крепостными принадлежностями: пушками, пищалями, порохом, свинцом и даже стрельцами.
Указом Екатерины II от 23 февраля 1764 года Преображенсий Александровский монастырь вместе с солигаличскими Воскресенским (мужским) и Рождественским (женским), а также Солдовским мужским монастырем на реке Солда (Жукова Богородицкая Успенская пустынь) были закрыты. Обе церкви Преображенского монастыря становились приходскими.
Описание интерьера Преображенской церкви было сделано Б.И. Дунаевым, действительным членом Императорского Московского археологического общества в 1904 году: «Деревянный храм села Коровнова стоит на месте упразднённой Александровой пустыни. Храм этот является, по местным преданиям, кажется, уже третьим на этом месте. При постройке каменного храма деревянная колокольня была разобрана. Основание её осталось. Поднявшись по невысокому крылечку, мы входим на галерею храма; небольшая дверь с массивными косяками ведет нас в трапезу, по стенам которой поставлены тяжелые с резными подзорами, лавки. Самый храм невелик и поражает, прежде всего, необыкновенной белизной пола, стен и потолка, который затейливо устроен в «елочку». Стены церкви оставлены в своем естественном виде и только подле иконостаса есть несколько полиц с иконами. Небольшой иконостас отделяет алтарь от храма – он примитивной рамочной формы, и только царские врата в нем резные, тонкой хорошей работы. Иконостас имеет много древних икон, перенесенных в него из прежде стоящих на этом месте храмов; сооружен он, согласно витиеватой на нем надписи при Екатерине II. Ценность его заключается в том многократном ансамбле, который слагался десятилетиями. Храм внутри сохранился прекрасно. Здесь всё говорит о прошлом. Сосуды оловянные, хоругви деревянные и железные, деревянные подсвечники, старые ризы, Евангелие, пожертвованное князем Воротынским, — всё говорит о старине. В дъяконнике сохранилась слюдяная старинная рама прежних храмов. В ризнице есть очень старые ризы ручной работы. Справа под храмом почивают мощи основателя Александровой пустыни на реке Воче, преподобного Александра Вочского. В каменном храме имеется его образ в ризе, низанной жемчугом, прекрасной работы».
В 1904 году благочинный Солигаличского 2-го округа сообщил в Костромскую Духовную Консисторию о предметах, церковно-археологического характера хранящихся в Преображенской церкви села Коровнова: «…Деревянный игуменный посох, который по преданию народному, был принадлежностию Св. Преподобного Александра Вочского, основателя Александровской пустыни, ныне село Коровново; оловянные богослужебные сосуды того же времени; деревянный точеный выносной подсвечник; слюдовая рама; некоторые иконы письма тех же времен и ранних», а также церковные документы, часть которых в 1896 году была отправлена на рассмотрение в Костромскую Губернскую Учетную Архивную Комиссию. (ГАКО. ф.130, оп.П, д. 1966, л.32.). (ГАКО. ф.130, оп.9, д. 2246, л.81.).
В 1910 году Преображенский и Покровский храмы бывшего монастыря принимали 192 прихожанина мужского пола и 224 женского. К этому времени кроме села Коровнова в приход церквей входила и деревня Плосково, находившаяся в одном километре от храмов. За церковью числились 12 десятин пахотной земли, 7 сенокосной и 1 усадебной.
В Коровнове имелась и церковно-приходская школа, в которой в 1887 году обучалось 25 детей. Учредителем школы был священник Преображенской церкви 32-х летний Афанасий Константинович Успенский, а наблюдателем – священник села Верховья Семен Дружинин. Попечителем – купец II гильдии Александр Платонович Шорохов. Заведующим и законоучителем – местный священник Александр Лебедев, окончивший Костромскую духовную семинарию. Учителем школы долгое время работал диакон Василий Птицын. Он же преподавал и Закон Божий.
В июле 1889 года из села Муравьищи Галичского уезда в Преображенскую церковь села Коровнова был переведен священник Е. Поликарпов. Он заменил уволенного священника В. Подстаницкого. (ГАКО. ф.130. оп.1.д.1759.).
В 1918 и 1922 годах были приняты декреты «Об отделении церкви от государства и школы» и «Об изъятии церковных ценностей».
С этого момента начинается массовое закрытие церковно-приходских школ, монастырей и церквей, изымаются здания и церковная утварь.
К 40-м годам прошлого века из 49 ранее действующих храмов на территории Солигаличского района почти все были закрыты. Естественно многие из них были разграблены и разрушены, а деревянные просто сожжены. В Солигаличе из восьми церквей, действующей оставалась только одна – Петропавловская.
До 1930 года священником Преображенской церкви служил Николай Васильевич Успенский. 20 апреля 1930 года Солигаличский районный административный отдел (РАО) направил в ОГПУ города Солигалича список служителей культа, снявших с себя сан и добровольно отказавшихся от выполнения культовых обрядов. В числе 11 священников в этом списке были два священника Христорождественской церкви с. Великова Евлогий Аполосович Голубев и диакон Александр Акимович Серогодский, а так же священник Преображенской церкви села Коровнова Н.В. Успенский. (ГАКО. ф.559. оп.4.д.5. л.113).
В 1929 году на территории Солигаличского района действовали 28 церковно-приходских общин. Так в составе Преображенской общины села Коровнова в 1929 – 1931 годах были следующие прихожане:
— Касаткина Пелагея Петровна (Плосково) – председатель;
— Касаткин Александр Иванович (Коровново) – рабочий столяр;
— Завьялова Парасковья Александровна (Коровново) – не работающая;
— Ершов Николай Иванович (Коровново) – рабочий маляр;
— Богачев Петр Иванович (Коровново) – рабочий маляр;
— Сироткин Сергей Михайлович (Екимцево) – рабочий маляр;
— Ипатов Константин Порфирьевич (Плосково) – крестьянин;
— Царева Екатерина Павловна (Плосково) – крестьянка;
— Ершова Серафима Петровна (Коровново) – казначей;
— Касаткина Анна Николаевна (Коровново) – крестьянка;
— Ершова Ираида Ивановна (Коровново) – псаломщик. (ГАКО. ф.559. оп.4.д.5. л.л.17, 391).
В июле 1937 года на заседании президиума Солигаличского райисполкома Ярославской области было принято решение о сносе деревянной Преображенской церкви села Коровнова. К тому времени церкви было уже более 150 лет, без ремонта она начала разрушаться, а церковной общине села, насчитывающей 46 человек, помощи от новой советской власти естественно ждать не приходилось. Вторая каменная церковь того же села — Покровская до 1938 года была действующей. В 1939 году по решению сельского совета была передана Солигаличскому леспродторгу под склад зерна. В 1940 году с колокольни было снято купольное перекрытие, и её приспособили под дозорную пожарную каланчу. (ГАКО Ф. Р-559, оп. 4, д. 31, л. 135.). При Покровской церкви числилось 6 колоколов весом в 193 пуда 02 фунта, или 3088 килограммов. Всего в четырёх километрах от этой церкви колокольня с. Солды оглашала окрестные деревни своим звоном из 9 колоколов, имеющих общий вес 429 пудов или 6864 килограмма.
За более чем 500-летний период Преображенский (Александровский) монастырь претерпел множественные нападки врагов с уничтожением обители в XV – XVI веках, его возрождение и в 1764 году упразднение. Однако, несмотря на это, храмы монастыря восстанавливались и являлись распространителями православия на солигаличской земле. Трагические события 30-х годов прошлого столетия не позволили продолжить жизнь уже сельского прихода села Коровнова.
Село Коровново, неразрывно связанное с историей основания Преображенского (Александровского) монастыря, оставшееся без прихода, существует и поныне и имеет свою летопись, свою историю, богатую биографию и свои истоки.
Таким образом, святыни дававшие людям многие годы веру и надежду на будущее, были поруганы и уничтожены. На месте монастыря сейчас остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм, находящийся в нескольких метрах от места погребения преподобного Александра Вочского. Но, к счастью, время изменяется в лучшую сторону. Сейчас на костромской земле начался многотрудный путь возрождения святых обителей. С большой надеждой будем ждать время возрождения церкви Покрова Пресвятой Богородицы, оставшейся единственным свидетелем былой жизни Преображенского монастыря. Сегодня именно возвращение к истокам, религиозная зрелость, духовный опыт и родная культура способны помочь нам разобраться в том, что есть благо, а что нет, и сделать выбор в пользу нравственного добра, осмысленного и достойного будущего.
В июне 2009 года вышла книга стихов Алексея Вячеславовича Дудина, под названием «И отшумел мой листопад…», в которой есть и такое стихотворение:
Есть чудесное в России место,
От Москвы не так и далеко.
Называется – село Коровново,
Лесом и историей славится оно.
Одинокий храм стоит на Воче,
Взгляд его сегодня удручен.
Ждёт восстановления днем и ночью,
Неужели он навечно обречен?
Корни поселения уходят в прошлое,
Люди трудятся и чтят его.
Только с возрождением обители
С новой верой будет жить село...