Приходской Листок Спасо-Преображенского храма

«ПРЕОБРАЖЕНИЕ». Приходской Листок Спасо-Преображенского храма. Выпуск «Антипасха, неделя о Фоме». 2001 г.

По инициативе благочинного, протоиерея Александра Смирнова, в прежние годы на приходе издавался листок «Преображение». Листок тематического характера рассказывал прихожанам о церковных событиях и праздниках, в нем публиковались проповеди и статьи известных священников. Предлагаем электронные версии некоторых номеров этого издания. 

 

<< ПРЕОБРАЖЕНИЕ >>

ПРИХОДСКОЙ ЛИСТОК СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА. 

Выпуск: «Антипасха, неделя о Фоме»

Антипасха. Неделя о Фоме.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос воскресе!

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес.

Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки)

www.pravmir.ru

Р А Д О Н И Ц А

Во вторник второй недели по Пасхе (в 2001-м году — 24 апреля по новому стилю), которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

www.zavet.ru

О ЧУДЕСАХ БОЖИИХ

Великие чудеса Божии окружают человека от рождения до самой смерти, можно даже сказать, что человек живет внутри Божиего чуда, имя которому — сотворенный мир. Окружающий человека видимый мир — прекрасен, гармоничен, в нем есть все, что необходимо для жизни человека. Господь не просто сотворил материальный мир, но и заложил в основу его законы, управляющие им, которые человек может познавать, но не может отменять или создавать новые. Еще более прекрасен невидимый мир — мир духовный, ангельский. И первые люди наслаждались им и имели бесценную, сладостную возможность общаться с Самим Творцом. Грехопадение скрыло этот высший мир от глаз человека, и теперь только по Божественному Откровению духоносным мужам человек может судить о несказанной красоте того мира, о котором написано: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Но человек и видимый мир не оставлены Богом, и Его Любовь к падшему человеку — это тоже величайшее чудо. И из этого чуда произошло наше Спасение — Воплощение Христа Спасителя, Страшная Голгофская Жертва, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Его славное Вознесение. Кровию Своей Господь основал и утвердил Церковь и установил Таинство Евхаристии. И вот уже две тысячи лет каждый день совершается для нас, грешных, это Чудо из чудес — под видом хлеба и вина верные причащаются Тела и Крови Христовых, приобщаются на земле вечному Царству Божию. Это чудо — для всех и для каждого на земле, только веруй и с покаянием обратись к Подателю вечных благ. В этот блаженный и святой миг соединяются в человеке Высший мир — духовный — и мир материальный, и Дух Святой одухотворяет, просветляет косную материю. Это и есть реальное содержание всякого чуда — взаимодействие невидимого Духа с видимой материей.

Великое чудо Евхаристии совершается прикровенно, недоступно для наших органов чувств, но всякий, причастившийся Христовых Таин, ощущает в душе веяние благодати Божией, свидетельствующей о чуде. И эта прикровенность высшего из чудес Божиих не случайна: Господь оберегает свободу нашу, чтобы не рабски, не по принуждению мы шли за Ним — но доброй волей и сыновней любовью. Во время искушения от диавола в пустыне Господь наш отверг чудо, творящееся ради порабощения человеческого духа, и повторил заповедь, данную при Ветхом Завете: Не искушай Господа Бога твоего. Однако во время Своей земной жизни Господь сотворил великое множество чудес, по неизреченной Своей милости приходя на помощь больным, страждущим, обуреваемым злыми духами. Часть из них описана в Евангелии, сведения о других не дошли до нас, потому что, как пишет Евангелист Иоанн: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25).

Перед Божественной Любовью к страждущему человеку отступали законы материального мира: усопшие воскресали, неизлечимые болезни оставляли человека, слепорожденные прозревали, от рождения немые и глухие слышали, бесы с воплем покидали годами мучимых ими людей, чудесно умножались хлебы и укрощались свирепые бури. Но то, что для нас является нарушением законов материального мира, в действительности мира духовного, живущего Божественной жизнью, является естественным, гармоничным, «обычным» ходом событий. Поэтому всякое чудо Божие — это откровение о грядущем Царстве Божием. То, что для нас и даже для самих Ангелов, как часто поется в церковных песнопениях, — дивное чудо, то для Господа — простое, «обычное» дело: …Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (Ин. 5, 36).

И по Вознесении Своем Господь не перестает и доныне творить чудеса — об этом тысячи и тысячи свидетельств хранятся в соборной памяти Церкви. Более того, Он даровал чудотворную силу ученикам Своим: …Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит… (Ин. 14, 12). В величественном соборе наших святых заступников первенствует Пречистая Владычица наша Пресвятая Богородица, которая Своей многострадальной жизнью предуготована была, чтобы знать наши немощи и скорби, и Ей дана особая благодать заступничества за род человеческий. Благодатная помощь Заступницы нашей и святых Божиих в Церкви нашей проявлялась и проявляется столь обильно, что, можно сказать, стало уже обычным, повседневным. Но в жизни человека, впервые реально пережившего чудо помощи Божией, это великое событие. Оно укрепляет веру, обращает к покаянию, исполняет человека радости и сыновней благодарности к Отцу Небесному, не оставляющему нас в нашей земной жизни. И всякая весть о благодатном чуде, касаясь сердца человека, не ожесточенного богоборчеством и неверием, отзывается в нем благоговейным изумлением и радостью по Боге, указывает ему Путь, и Истину, и Жизнь (Ин. 14, 6).

В детстве я очень скептически относился к чудесам: не верил в их возможность. Впервые я осознал настоящее Божие чудо, когда мне было лет шестнадцать-семнадцать. Тогда я жил на окраине Москвы вместе со своей мамой в деревянном стареньком доме, который отапливался углем. В это время шла перепланировка района, где мы жили. Осенью к дому подъехать было нельзя, а обстоятельства сложились так, что мне нужно было уехать в начале сентября примерно на месяц. Следовало ожидать, что по возвращении моем домой дороги уже не будет, а нам нужно было привезти уголь с базы. И вот последний день перед отъездом, пятница. Я поехал на базу утром. Уголь был, а машины — ни одной. Рабочий день подходил к концу, и угроза остаться на зиму без угля становилась все более реальной. Что делать? Я стал молиться Николаю Чудотворцу. Вышел на улицу — и шофер первой же машины согласился мне помочь. Все закончилось благополучно. Кажется, мелочь, но я впервые ощутил помощь от Бога по молитве святого угодника Божия. После этого были и другие чудеса, но это я запомнил особенно, на всю жизнь. Это было чудо мне, человеку еще нетвердой веры.

Приведу другой пример. Я служил священником в маленьком поволжском городке (это был мой первый приход). Как-то в пятницу у меня откололась часть зуба, а нерв оголился. Я пришел в больницу, но врачи уже ушли (рабочий день закончился). Надо было ждать понедельника, а мне — богослужения совершать. Что делать, когда нестерпимая боль, а помощи получить неоткуда? Я стал молиться и просил о помощи Николая Чудотворца. У меня было немного мира от его мощей. Я помазал больной зуб, и постепенно боль прошла. Все богослужения прошли спокойно для меня. К врачу я попал только через неделю. Посмотрев зуб и выслушав меня, врач сказала, что такого быть не может! И тем не менее, нерв в зубе оказался мертвым без предварительной обработки лекарством. Боль была при удалении нерва только в том месте, где он прикреплялся к корню. Вот Божия помощь, которую почувствовал я один, а не множество людей. И таких чудес Божиих бывает очень много. Они случаются именно в тот момент, когда это действительно необходимо человеку. На том же приходе был еще такой случай. Как-то раз в одиннадцать вечера ко мне приехали на мотоцикле и сообщили, что на окраине города умирает бабушка. Меня попросили ее исповедать и причастить. Стоял октябрь, погода была плохая, дождливая. Добравшись до места, увидел умирающую пожилую женщину. Я прочитал молитвы и, поскольку знал, что она глубоко верующий человек, решил ее причастить, хотя не должен был, наверное, этого делать, так как старушка была без сознания. Я надеялся, что она меня слышит. Преподав ей Святые Тайны и собираясь уходить, я попросил родственников сказать ей, что ее причастили, если больная придет в себя. И вдруг бабушка открывает один глаз и говорит еле слышно: «Спасибо, батюшка, мне легче стало».

Много было таких случаев. Чудеса от Бога всегда несут человеку что-то светлое. Но бывают действия и для вразумления человека, например, когда внутренне человек соглашается на грех. Тогда может произойти что-то такое, что сразу отрезвляет человека. Много я слышал от людей на исповеди о чудесах подобного рода, знаком с этим и сам не понаслышке. К сожалению, не всегда человек, когда с ним случается чудо, воспринимает его так, как надо. Часто за чудо принимают то, что им не является.

                                                                                                                                                             Протоиерей Борис БАЛАШОВ

Подбор материала и редакция – протоиерей Александр Смирнов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.