Г. Громова. Тропой преподобного Сергия. Поездка в Варницы. 05.2013.

Солигалич, церковь, Сергий Радонежский, центр Солоница, дети, Г. Громова. ТРОПОЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ. Поездка детей в Варницкий монастырь. 05.2013.

Монастырский колокол

Утро выдалось ненастное. Дождь сначала лишь моросил, а затем так припустил, что ранним путникам пришлось сжиматься под своими зонтами, чтобы не промокнуть до ниточки. Повезло тем, кого провожали на машинах. Они сидели в комфортных условиях, дожидаясь прихода автобуса…

Ровно в четыре часа утра, 10 мая 2013 года, шестнадцать солигаличских мальчишек и девчонок и трое взрослых, отправились в паломническую поездку. «По тропе Преподобного Сергия Радонежского» — так мы ее назвали. Несмотря на раннее ненастное утро, в салоне пассажирского автобуса, царило оживление. Основная группа ребят была из одного класса, во главе с классным руководителем.  Детский парад, прошедший накануне в Солигаличе, по случаю празднования Дня Победы, на протяжении всего пути был главной темой обсуждения, которая то и дело вдохновляла детей на пение — исполнение отрядных песен.  Веселость Солигаличских ребят, так они сами себя называли, помогло им с легкостью перенести длительный и тяжелый пятичасовой переезд…

Солигалич, церковь, Сергий Радонежский, центр Солоница, дети,

В Троице-Сергиевом Варницком монастыре.

Мы прибыли на родину Сергия Радонежского — в Троице-Сергиевый Варницкий монастырь, что находится у Ростова Великого в Ярославской области. Литургия уже закончилась, но нас там ждали. Матушка Ольга, руководитель нашей поездки, заранее получила благословение отца благочинного — иеромонаха Афанасия, на  организацию экскурсии и трапезы в монастыре. Экскурсоводом у нас был гимназист Тихон, учащийся 10 класса. (При монастыре уже несколько лет успешно действует православная гимназия.) Он привел нас в Троицкий собор, где мы узнали историю его восстановления и приложились к праздничной иконе, а затем в сопровождении гимназистов вся наша группа поднялась на колокольню. Вид с колокольни открылся впечатляющий. Ребята сначала робко и со страхом попытались позвонить в колокола, но вскоре освоились. Почему-то, мальчишки облюбовали главный колокол. На колокольне он висел ниже всех остальных.  Ударят в него, и прижмутся, словно к живому существу, слушая его долгое звучание и гул, слушая будто телами. Со стороны это могло показаться мальчишечьей шалостью, но на самом деле, они прикасались и наверно постигали невидимый и неведомый для них мир…

Солигалич, церковь, Сергий Радонежский, центр Солоница, дети, Экскурсия по монастырю проходила живо и как-то, по-домашнему. Тихон спокойно и не торопясь вел свой рассказ — история монастыря, возрождение его, практически на свалке у большой дороги. Настоящее монастыря – это православная гимназия для мальчиков.  Мы побывали в учебных кабинетах, в кельях гимназистов, познакомились со строгим распорядком дня. Первое впечатление сложилось, что дисциплина  в гимназии царит армейская — все расписано по минутам. А когда сообщили результаты работы гимназии за минувший год –  26 из 33-ти выпускников продолжили духовное образование в академии, а 6 поступили в другие вузы, то всплыли в памяти слова полководца Суворова — тяжело в учении, легко в бою!

В конце экскурсии мы подошли к поклонному кресту, который установлен на том месте, где когда-то стоял дуб, и где юный отрок Варфоломей увидел Ангела в образе старца. Где, по легенде, будущий молитвенник Руси получил дар постигать книжные науки. Все дети, выслушав рассказ о чуде произошедшем в детские годы с Сергием  Радонежским, с благоговением приложились к кресту, и наверно мысленно прося у Преподобного молитв. Многие дети, проникнувшись  атмосферой любви и почитания Сергия Радонежского, внесли свою малую лепту —  именной кирпичик для строительства собора в честь Преподобного. Затем была трапеза и переезд Троице-Сергиеву лавру.

Уже стояла сильная жара. С собой у нас был небольшой запас воды, и он быстро иссякал. В Лавру мы приехали уставшие и изнуренные. Великолепие и величие лавры привлекали внимание детей, и они то и дело останавливались. Нас же,  взрослых, их рассеянность держала в напряжении — лишь бы никого не потерять в большой толпе. Огромные очереди нас ужаснули. Сможем ли попасть с детьми к мощам преподобного?  Даже возникла идея кому-то встать в очередь, на время, пока с детьми проводят экскурсию. Но дети требовали к себе повышенного внимания взрослых, и мы положились на волю Божью. Непроизвольно, внутри зазвучал призыв – «преподобный Сергий Радонежский, моли Бога о нас!».

Частые остановки, переходы от здания к зданию даются тяжело. Детей разморило. Но потихонечку всё успокоилось. Мы наконец пришли туда, где нас  ждали — в церковно-археологический кабинет. Нашим экскурсоводом стал учащийся академии — Кирилл. Кирилл сразу и живо овладел вниманием детей и увлек их за собой по музейным залам. Залов всего семь. Информации экскурсовод давал немного, но зато хорошо запоминающейся. Он рассказывал о первых христианах, их мученической кончине. Показывая макеты первых, или самых крупных христианских храмов, интересно и увлеченно о них рассказал. Дети постоянно около него менялись: одни отвлекались и отходили, а другие вдруг начинали внимательно его слушать. Было впечатление, что это не просто экскурсия, а состояние общей молитвы. Кругом на нас смотрели лики святых, и Божья матерь взирала на нас с икон 15 -17-го века. Ребята  слушали рассказ о крестных страданиях Спасителя, глядя на большое распятие из дерева. Было впечатление, что они чувствовали, что перенес Спаситель ради нашего избавления от смерти, и вероятно по-новому осмысливали значение Пасхи…

В Троице-Сергиевой лавре.

Экскурсия закончилась, и нам предстояло сделать еще два дела – приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского и набрать на обратную  дорогу святой  воды из лаврского источника. Посовещавшись с матушкой, мы решили обратиться за помощью к нашему радушному экскурсоводу. А потом, произошло настоящее чудо – молитвами к преподобному, мы все смогли и приложиться к его мощам, и набрать из святого источника воды, минуя длинные очереди. Спаси Господи нашего экскурсовода Кирилла и всех, кто с пониманием отнеслись к нашей группе!

В 17.00 мы отправились в обратный путь. Ранее мы планировали заехать по пути еще в один музей, но время было позднее, и мы поспешили домой. Это был длительный переезд – семь часов в пути.  В полночь, мы вернулись домой в Солигалич, уставшие, но довольные.

Благодарим Господа, что сподобил нас быть у Своего преподобного. Отче наш Сергие, моли Бога о нас!..