Дудин В.А. Часовни Солигаличского уезда. Исторический очерк.

Часовня Солигалич историяДудин В.А. ЧАСОВНИ СОЛИГАЛИЧСКОГО УЕЗДА. Исторический очерк.

 

Часовни как функциональный тип культовых построек издавна были распространены по всему Русскому Северу.

Яркой особенностью северорусского сельского прихода в течение ряда веков было существование в его рамках так называемых «часовенных приходов». Центром такого прихода становилась часовня-малая безалтарная церковь, предназначенная для совершения некоторых общественных молитв. Строились часовни так же, как и приходские храмы, «крестьянским иждивением» и содержались крестьянами.

В XV-XVII веках строительство часовен по сути являлось дальнейшим движением христианства вширь и вглубь. Поскольку священника при часовнях иметь не полагалось, то позволительные для мирянина службы — чтение «часов» — проводили в них сами крестьяне. Они были полными хозяевами в «часовенном приходе».

В XVIII—XIX вв., как и в предшествующее время, большинство часовен строилось по обетам, дававшимся ради избавления от многочисленных невзгод: падежа скота, неурожая, болезней и т.п. Строителями-заказчиками могли быть как жители всей деревни, так и несколько или один крестьянин.

Описание внутреннего и внешнего интерьера часовен было сделано Б.И. Дунаевым при обследовании памятников деревянного зодчества в Солигаличском уезде в начале XX века: «…Еще до настоящего времени сохранились те примитивы часовенного строительства, из которых развились нынешние часовни, в виде особо обделанных пней или нескольких столбов с маленькой двухскатной крышей. В дальнейшем часовня представляла собой четвериковый сруб с крышей на четыре ската; бревна такого сруба обыкновенно тешутся, а по углам гладко срезываются; для прочности стены часовни иногда обшивают тесом. Вход в такую часовню всегда бывает один; над ним в некоторых из них устраивается крыльцо,- сперва примитивное в виде двух столбов, поддерживающих крышу, а потом появляются боковая перильца с балясинами или с фигурочными вырезными досками. Чтобы отгородить святое место, вокруг часовни обносят пряслом, которое затем превращается (особенно в деревнях) в ограду на манере палисадников. Для увеличения емкости часовни вокруг нее строят галереи с простыми или фигурчатыми столбами; у некоторых часовен этого типа вход на галереи устраивается непосредственно с земли, — у других же крыльцо сохраняется. Часовенные кресты, обыкновенно с небольшой главкой, вырастают чаще всего непосредственно из крыши, но встречаются и такие часовни, где переход от крыши к кресту выражается в виде шестигранного шатра или различных комбинаций четвериков и восьмигранников. У некоторых часовен крыша сруба отделяется от крыши галерейных пристроек; причем весьма редко встречается тип с высоким двускатным покрытием.

Четвериковая часовня, усложняясь, развертывается в восьмерик, который также последовательно разнообразится типами: без крыльца, с крыльцом и с галереями. Соединяя четверик с восьмигранником, часовенные мастера давали особый смешанный тип с шатровым восьмигранным покрытием…

…Хотя старые формы часовенного строительства еще живы в своем разнообразии, но все же старая часовня умирает: её заменяет «безвкусная» каменная часовня или же и деревянная, но новейших форм – «беседочно-павильонного характера». Эти последние уже являются отражением столичного влияния… Таковы, например, часовни деревень Токарева и Великова Солигаличского уезда [1].

Часовни Солигалич история

Часовня в селе Великово. Фото начало 20 века

К 1894 году в Тотемском уезде, в который входила Совега, числились 178 православных часовен, из них 173 деревянных и 5 каменных. Более 50 часовен располагались на территории Солигаличского уезда.

Часовни Солигалич история

Часовня в деревне Малое Токарево. Фото начало 20 века.

Только в Великовской волости в начале 20 века имелись четыре часовни 18–19 веков: в селе Великове (утрачена в 1968 году), а также деревнях Германов Починок (в честь св. Параскевы Пятницы, утрачена в 1967 году), Большое Токарёво (перевезена в Кострому) и Малое Токарево.

В день памяти святой великомученицы Параскевы Пятницы 10 ноября (28 октября) на источнике, освященном в честь этой иконы в д. Германов Починок, всегда служили водосвятный молебен. Такие богослужения здесь проводились каждый год и людей собирали со всех близлежащих деревень. Святая Параскева Пятница — любимая народом покровительница брака и родов, домашнего хозяйства, женских работ и самих женщин. Сегодня здесь, на месте разрушенной часовни, до сих пор «бьёт» из-под земли святой источник и ждёт своего возрождения.

Часовни Солигалич

Деревня Германов Починок. Все, что осталось от часовни св. Параскевы Пятницы.

Часовня в деревне Большое Токарёво относится к 18–19 векам и представляла собой небольшой восьмигранный сруб, сужающийся кверху и окружённый галереей – «гульбищем». Основанием галереи и пола часовни служили консоли, идущие от центра по направлению к внешним сторонам восьмерика. Над тесовой кровлей постройки возвышался небольшой шатёр с луковичной главкой. Просторное, почти круглое помещение часовни освещалось четырьмя косящатыми окнами. Часовня стояла посреди деревни Большое Токарёво. Сегодня эта часовня располагается в Костроме в музее деревянного зодчества под открытым небом.

Часовни Солигалич история

Часовня д. Большое Токарево (музей деревянного зодчества, Кострома). Фото: Интернет.

 

Часовни Солигалич история

Экспонаты в музее деревянного зодчества в Костроме. 4. Часовня из деревни Большое Токарево Солигаличского района. 11. Церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец Солигаличского района XVIII—XIX века. 17. Мельницы из деревень Совеги. Иллюстрация: derevzod.narod.ru. [2]

НЕКОТОРЫЕ ТИПЫ ДЕРЕВЯННЫХ ЧАСОВЕН СОЛИГАЛИЧСКОГО УЕЗДА . Из трудов Б.И. Дунаева (М.- 1915)

Чтобы открыть изображенние щелкните по нему.

 

 

Источники: 

1. [1] Дунаев Б.И. Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. С.3-4. М.- 1915.

2. [2]. Экспонаты в музее деревянного зодчества с сайта: derevzod.narod.ru/plan.htm.

3. Камкин А. В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992.-164 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.