Дудин В.А. О земледелии в Солигаличском уезде.

Крестьяне Солигалич Дудин В.А.Дудин В.А. О ЗЕМЛЕДЕЛИИ в Солигаличском уезде.

В статье В.А. Дудина показаны традиционные земледельческие занятия русского крестьянства. Земля и труд выступали для крестьянина основой его жизни. Хлебопашество сформировало у сельского жителя особое, трепетное отношение к земле. Не будучи по натуре сентиментальным, крестьянин в определениях земли использовал самые нежные эпитеты: «матушка-земля», «земля-кормилица». В мировосприятии селянина земля – «дар Божий», а право на ней трудиться – священно. Определение себя как «соли земли» выражало сознание крестьянами значимости труда пахаря. Крестьянин-самоучка Т. Бондарев в начале ХХ века писал: «Как без Бога, так и без хлеба, также без хлебодельца вселенная существовать не может». Земледельческий труд для крестьянина был больше, чем просто процесс материального воспроизводства, он составлял основу его духовной жизни. Не случайно, в восприятии великорусского пахаря «земля» и «душа» — выступали понятиями одного порядка.

Крестьяне, Солигалич, Дудин В.А.

А.Г. Венецианов. На пашне. Весна.

Главным занятием крестьян Солигаличского уезда, конечно же, было земледелие. Всё население трудолюбиво возделывали свои поля, и только в свободное от полевых работ время занимались охотой, плотничьими, пильными, красильными, сапожными, портняжными, бондарными, печными и прочими подсобными и отхожими промыслами.

Уездный агроном Ф.К. Дымовский о крестьянах Великовской волости так писал: «Отличительной чертой этой волости является то, что распределение богатства среди крестьян более равномерное, чем в других волостях уезда. Там нет богачей, но нет и голытьбы, с какой мы встречаемся в волостях с развитым отхожим промыслом. К слову сказать, крестьяне этой волости кормятся прилично и любят поесть. Стол их довольно разнообразен и блюда приготовляются довольно вкусно. В одежде совежане не франтовы и одежда их преимущественно самодельная – шерстяная и портяная, за то относительно жилища и удобств в нём для отдыха эти требования значительно выше и не отвечают обыденному внешнему виду совежан. В дни некоторых праздников совежские девицы являются на гулянья в модных платьях, шляпах или шарфах с зонтиками, а парни в пиджаках, шитых рубашках с широкими поясами и подтяжках (их носили открытыми)».

Для справки:
В Великовской волости в конце XIX века в 13 населенных пунктах насчитывалось 396 крестьянских хозяйств, в 1900 году — 417, а в 1912 году уже 444 со средним наделом земли на одно хозяйство – 20,5 десятин (от 4,7 дес. в Петряеве до 26,4 дес. в Прокошеве). В 1912 году у совежских крестьян числились 571 лошадь, 791 корова и еще около шестисот голов другого различного скота. По сравнению с переписью 1900 года количество лошадей увеличилось на 25 процентов, а коров на 33 процента. В среднем на одно хозяйство в 1912 году приходилось 4,2 головы крупного рогатого скота (от 2,9 до 7 на хозяйство). В течение 12 лет прирост крупного рогатого скота на одно хозяйство составил около 20 процентов.

В 1912 году в пользовании у совежан находилось земли 9027,4 десятин, в том числе 8662,6 десятин надельной земли и 364,8 десятин купчей. От общей площади земельных угодий под пашней числилось 1127,6 десятин (12,5%), сенокосными угодьями – 2781,6 десятин (31,8%), выгонами – 545,1 десятина (6%), остальная площадь — под лесом.
Выполнение весенних полевых работ всецело зависело от состояния почвы и погоды. Совежане придерживались убеждений: «чем раньше вспашешь и посеешь, тем лучше». В случае избыточного увлажнения почвы и невозможности произвести посев, во время боронования полей лошадь шла по одной борозде, а по другой крестьянин, который направлял борону по загону посредством верёвки, укрепленной к бороне.
Как только согревалась и подсыхала земля, крестьяне приступали сначала к посеву пшеницы и овса, а затем, последовательно ячменя, льна, картофеля и т.д.

Преобладающим пахотным орудием в селе конца XIX – начала
ХХ вв. являлась традиционная деревянная соха. Это объяснялось рядом причин. Соха являлась универсальным орудием, она использовалась во вспашке, севе, культивации. Конструктивная простота сохи позволяла производить ее модификацию, наиболее известная – косуля. При бороновании подготовленной почвы в основном применяли деревянные бороны.

Крестьяне Солигалич Дудин В.А.

Крестьяне Костромской губернии. Фото: Интернет

С 1912 года у крестьян появился повышенный спрос на одноконные железные плуги Липгарта и бороны с железными зубьями. Так, к маю 1912 года 38 процентов хозяйств Великовской волости имели 171 железную борону и более половины хозяйств (62%) — 277 железных плугов, причем у двенадцати хозяйств было даже по два плуга. В Малом Токарёве в 39 хозяйствах имелись 37 плугов и 31 борона, в Большом Токарёве в 65 хозяйствах соответственно 43 и 46, в Лихотинке в 48 хозяйствах 36 и 17, в Васильеве в 35 хозяйствах 17 и 15, в Соболеве в 25 хозяйствах 17 и 6, в Макарове в 46 хозяйствах 9 и 7, в Великове в 100 хозяйствах 46 и 21, в Харитонове Починке в 30 хозяйствах 24 и 5, в Германове Починке 25 хозяйствах 16 и 3, в Прокошеве 30 хозяйствах 17 и 6, в Простотине в 16 хозяйствах 9 и 6, в Петряеве в 9 хозяйствах 2 и 2, в Пуховицине в 5 хозяйствах 4 и 5. Несмотря на то, что плуги часто подвергались поломкам, местные умельцы быстро приспособились их исправлять и даже превращать в улучшенные косули. Но и здесь совежане быстро уяснили для себя преимущества железного плуга перед косулей и даже те мастера, которые изготовляли косули, стали постепенно переходить на плуги.
Самая тщательная обработка полей велась под посевы пшеницы, которую здесь традиционно сеяли много, и даже в некоторых селениях она вытесняла овёс. Значительное количество пшеницы высевали крестьяне Малого и Большого Токарёва, Лихотинки, Прокошева, Макарова, Германова и особенно Харитонова Починка. «Здешний крестьянин настолько полюбил пшеничный пирог, — писал Ф.К. Дымовский, — что не иметь его за своим столом считается большим хозяйственным недобором».
Под посев пшеницы крестьяне готовили почву четыре раза. Первая вспашка (подпарка) производилась сразу после окончания весенних работ. При чём боронование вспашки производилось спустя две недели. За две – три недели до Иванова дня (23 июня) вывозили и запахивали навоз, а затем пахали опять в третий раз, в начале августа, до или после окончания сева ржи. Боронили после каждой вспашки, по мере зарастания пашни сорными травами. Следующей весной вспашку производили в четвёртый раз с боронованием поля в один или более следов. Далее пшеницу сеяли, и поле боронили в несколько следов. Урожаи пшеницы при посеве по навозу всегда были хорошие и совежане гордились ими, а урожайность сам — 10 была обычной, доходя до сам 12–15 (сам – больше во столько раз, сколько указано количественным словом; урожай сняли сам-друг, сам-пят, т.е. вдвое, впятеро больше того, что было посеяно – В.Д.).

Овёс высевался одновременно с пшеницей, при чём вспашка производилась одна и преимущественно весной. Сеяли по пластам или по боронованной предварительно вспашке. Заделка семян осуществлялась в несколько следов, исходя из погодных условий, качества почвы и её подготовки. Урожаи достигали сам 4 – 6, выше сам — 8 не бывали.

Под ячмень почву готовили всегда с навозом. Ячмень сеяли как яровой, так и озимый. При весеннем внесении навоза придерживались двух приёмов. Вначале во время вспашки навоз вносился сразу в почву, а затем, после заделки семян бороной, им производили тонким слоем мульчирование почвы от ее высыхания и улучшения роста ячменя. Ячмень сеяли в основном на песчаных почвах, многорядный, так называемый «русский» и двухрядный «аглицкий серебристый». «Такого ячменя, как в Великовской волости, — писал уездный агроном Ф.К. Дымовский, — я нигде не встречал в Костромской губернии». Высевали ячмень на одну десятину от 13 до 15 пудов. Урожаи были различные, чаще всего сам 10–15, но доходили и до сам — 16 и даже сам — 20.

Лён высевался только в яровой клин, при этом почва перед посевом тщательно бороновалась, а заделка семян производилась в один след. Высевали до 6,5 пудов семян на одну десятину. Урожай достигал от 1300 до 3250 снопиков тресты на одной десятине, что составляло от 26–64 до 42–112 кирбей волокна (одна кирбя состояла из 10 десятков, а десяток весил от 0,5 до 1 фунта и более), или 10,5–28 пудов.
Горох сеяли двух сортов: крупный поздний и мелкий скороспелый. Под горох отводили яровой клин и почву подготавливали как под посев овса. Урожаи сам 5–6 на одной десятине были обычные, но не редко доходили и до сам — 10.

Картофель совежане сажали в паровом и яровом клине и всегда на удобренных навозом полосах. Если полоса под картофель назначалась в паровом клине, где ещё осенью был положен навоз, то работа ограничивалась вспашкой в загоны, шириной от 0,4 до 0,3 сажени. Затем в загонах женщины делали высокие грядки, утрамбовывая их края узкой деревянной лопатой, а мужчины тщательно граблями рыхлили поверхность грядок, что бы земля на них была пушистой и мягкой. После удаления с поверхности грядок мелких камней, мусора и травы приступали к посадке картофеля, вдавливая его в землю кулаком на глубину не более 1 вершка, и деревянными граблями производили боронование почвы. Количество вносимого навоза в почву было различное – от 1200 до 3240 пудов на одну десятину. Сеяли картофель цельный и резаный. Строгого отбора семенного материала не производилось. На одну десятину вспаханного поля высаживали от 160 до 180 пудов картофеля. Работа по его окучиванию выполнялась вручную при помощи лопат, навозных крючьев и вил. Урожаи картофеля были довольно неплохие и достигали сам 8–10 и более на одну десятину.

Убирали хлеб в Великовской волости, как и везде серпами, а молотили, после сушки, преимущественно цепами (молотилами) и очень немногие катками (молотилками). Вейка вороха велась вручную лопатами и только в шести хозяйствах имелись сортировочные веялки «Ауля». Несмотря на преимущество веялки перед лопатой многие совежане продолжали сортировать ворох вручную. Они говорили: «лопата луцсе». Сортировали зерно лишь для посева и самым примитивным способом, путём отвейки на решётках. Только некоторые из совежан пользовались земскими зерноочистительными машинами «Триумф». Привычка работать по старому была ещё очень сильна и многие были убеждены в преимуществе своей доморощенной сортировки семян перед машинной. Некоторые оправдывали своё нежелание сортировки зерна на машинах отсутствием денег, недостаточным количеством зерна для посева и неимением времени для поездки на пункт очистки семян. И всё же с 1912 года наметился определенный рост по приобретению крестьянами веялок. Если в 1911 году их имелось всего шесть штук, то в 1913 году уже 14, из них: в Харитонове Починке две штуки, Васильеве – четыре, Макарове – две, Малом Токарёве – четыре, Большом Токарёве – три, Великове – четыре и Лихотинке – одна.
Уборка урожая в основном заканчивалась к Егорьеву дню (26 ноября).

Сенокосные угодья у совежан были не высокого качества: мох, ситник, осока, белоус, манжетка – вот тот состав трав, преобладавший на их покосах. Самые лучшие покосы находились по рекам Совдюге и Вое, но и они были настолько заболочены, что уборка сена здесь зависела от погодных условий. Однако, основным местом сенокошения совежан (более 250 десятин) считалось низкое, пойменное урочище по реке Совдюге. Оно носило местное название «площади», но и там практически всегда стояла вода, которая спадала только к Петрову дню (12 июля). Покосы, после спада воды, были сырые, а ближе к берегам Совдюги, даже топкие. Так, в 1911 году, вследствие непрекращающихся проливных дождей, сенокосные угодья были затоплены, а всю скошенную траву во время паводка даже унесло в реку.

Некоторые крестьяне Великова, Васильева, Лихотинки, частично Прокошева и Харитонова Починка, несмотря на удаленность покосов от селений (более 15 верст), косили на Нижней и Верхней Вое. Но и те угодья давали сено низкого и среднего качества. «Сообщение на покосы только пешеходное», — писал Ф.К. Дымовский, — но оно сопряжено с такой эквилибристикой, выполняя которую на 8 – 15 верстовом расстоянии, после продолжительного только отдыха можно быть пригодным для предстоящей сенокосной работы. При таких условиях масса труда затрачивается бесполезно населением и затрачивается лишь потому, что нет другого исхода, нет достаточного количества других более доступных покосов. Мало того, по прибытии на эти покосы, крестьяне всё время пребывают в мокроте и подвергаются во время исполнения работ злейшему нападению мух, а вечером, во время отдыха, — комаров и самой мельчайшей мошки, носящей народное название «пильма», от укуса которой жжёт кожу хуже крапивы». Вот в таких тяжелых условиях и вдали от дома приходилось косить траву для своего личного подсобного хозяйства крестьянам Великовской волости.
Картофель и другие корнеплоды совежане хранили в небольших круглых ямах, выкопанных за пределами селения на возвышенных сухих песчаных местах. Ямы выкладывали соломой и, уложив в них овощи до высоты в поларшина от края ямы, накрывали их соломой и сверху засыпали землей.
Брюкву хранили в завяленном состоянии. Для этого её очищали от кожуры, резали на довольно толстые ломтики и вялили на противнях в вольных печах (русские печи).
Клюкву сохраняли зимой в замороженном состоянии, а в остальное время года в кадках наполненных водой. При этом воду регулярно меняли.
Брусника хранилась в деревянных кадках после предварительного её запаривания в русской печи. Очищенную и промытую бруснику накладывали в корчаги и ставили в печь на всю ночь. В результате она превращалась в жидковатую красную кашицу, которую сливали в кадки для хранения. Брусника в таком виде подавалась к чаю, её можно было кушать с молоком и толокном. Такое угощение из брусники редко где встречалось в Костромской губернии.
Остальные ягоды и часть грибов подвергали сушке, а капусту, некоторые грибы и огурцы только солению.

Занимались в волости и выращиванием хмеля. Особенно больше всего культивировалось его в деревне Васильеве. Весной занятые хмелем плантации закрывали слоем навоза и ставили в землю тычины (шесты). В дальнейшем варили по специальной технологии крепкое пиво и квас. На Совеге, как и в целом на Руси, квас был повсеместным и каждодневным напитком, его готовили и крестьяне и чиновники и церковнослужители, а его наличие в доме считалось признаком благополучия. Крестьяне, отправляясь на работу в поле или лес, брали с собой квас, так как считали, что он восстанавливает силы и снимает усталость. Это подтверждают не только народные пословицы и высказывания, но и современные исследования.

«Квас, как хлеб, никогда не надоест».
«Русский квас много народу спас».
«И худой квас лучше хорошей воды».
«Щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом».
«Кабы хлеб да квас, так и все у нас».

В старину существовало более 500 сортов кваса. Готовили квас сладкий, кислый, северный, весенний, ароматный, крестьянский, белый, мятный, окрошечный и другие сорта. Чаще всего квас варили из хлебных злаков. Для приготовления домашних квасов использовали ржаной хлеб (сухари), свежие и сушёные фрукты и ягоды, мёд, ревень и зерновые культуры. В качестве добавок применяли дрожжи, сахар, изюм и другие продукты. Квас даже считали чудодейственным напитком, помогающим при всех болезнях. В посты, особенно в летнее время, главную пищу простого народа составлял квас с зелёным луком и чёрным хлебом.

Источники:
Материалы для характеристики положения сельского хозяйства в Костромской губернии. К., 1913.
Бондарев Т. Трудолюбие и тунеядство или торжество земледельца. М., 1906. с.55.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.