Галина Громова. Верховье — отчий дом.

Верховье Г. Громова Г. Громова. ВЕРХОВЬЕ — ОТЧИЙ ДОМ.

Отчий дом — это малая Родина — родной город, село, семья. Еще это — храм Божий, где мы приходим к своему Небесному Отцу. Отчий дом – это наша крепость, защита и опора. Чем ближе мы к своим корням, своим традициям, тем более защищёнными себя чувствуем.

С Верховьем меня связывает именно Никольский храм, где я и мои дети крестились, где началось мое воцерковление, а на 25-летие супружеской жизни – было венчание. Когда я работала специалистом по социальным вопросам на селе, то промыслом Божьим, на моем попечении оказался и этот храм. С того времени много воды утекло, но в душе осталась любовь к моему Отчему дому. Часто вспоминая, или при случае приезжая в село, спешишь насладиться безмятежной красотой природы Верховья и постоять в божественной тишине среди ликов святых в Никольском храме.

Г.Громова Верховье

Никольская церковь, Верховье

Село Верховье называлось в старину Николо-Верховье, по имени, стоявшего здесь деревянного храма. Село Верховье было известно ещё с 1450 года, когда здесь стоял починок (новое, или отделенное село), который Великая княгиня Мария Ярославна, жена Великого Московского князя Василия Тёмного, пожаловала Чухломскому Авраамиеву-Городецкому монастырю.

В начале XX века село Верховье было расположено около церкви, и состояло из 9 домов, в которых проживали служители храма. Дома были красивые, добротные, и с террасами.

Верховье Г. Громова

Колокольня Никольского храма в Верховье.

В конце XIX века в Верховье была открыта церковно-приходская школа, тогда же, преподователь Л.И. Бородатова ходатайствовала об ассигновании средств на новые предметы. Из Епархиальных ведомостей за 1903 год, мы узнаем, что, учителем Верховской школы была И. Дружинина, в школьную экзаменационную комиссию входили: председатель – судебный следователь А.Н. Черногубов, и ее — священник Г. Касторский, и благочинный священник С. Дружинин.

После революции приходская школа была преобразована в начальную, где учились до 4-го класса. В то время ближайшая восьмилетняя школа была в Холопове, а в Верховье она появилась примерно в сороковые годы. В Холопово ходили учиться в то время только детдомовские ребята. Все деревенские учились в Зашугомье. Детей разделили для их безопасности. Поводом стал трагический случай. Вначале 30-х годов в детдом Верховья завезли отчаянных беспризорников – юных бандитов. В пасхальную ночь (примерно 1930-1933 годы) детдомовские ребята, придя в церковь, стали себя вести развязно, даже попытались сорвать службу. Деревенские вывели детдомовских из храма и завязалась драка, которая закончилась для детдомовцев трагедией…

Г. Громова Верховье

Иконостас Никольского храма в Верховье.

Украшением села и по ныне является церковь Николая Чудотворца. Старожилы рассказывали, что первоначально храм стали возводить на другом месте. Мало кто теперь помнит, что когда-то на Апатьевском валу (это не доезжая Верховья, по правую сторону, где местечко Каныгино, если ехать из Солигалича), стояла «Святая куча». Так с любовью величали это место в народе. Место было особо почитаемое жителями до 50-х годов прошлого века. Кто бы ни шёл мимо Святой кучи — кидал на счастье, то монетку, то веточку, то и просто палочку. Весной, накопившийся хлам сжигали, а затем снова проходили и бросали на счастье, кто что мог. До наших дней дошла легенда о строительстве на том месте Никольского храма. Работа сразу не заладилась. Ночью мелькали огоньки, слышны были звуки, вроде стона, да и стройматериалы странным образом перемещались на то место, где находится сейчас храм…

Никольский храм строился на народные пожертвования. Началась стройка в 1776 году, но главный престол в честь Святителя Николая был освящен в 1786 году.

В 1886 г. иждивением Солигаличского мещанина П.М. Михалева по проекту и под наблюдением губернского архитектора Иванова трапезная церкви была перестроена, а теплые приделы в ней расширены. Тогда же сделана небольшая закрытая паперть перед западным фасадом колокольни. Два предела в летнем храме пристроены в начале XX века прихожанином Александром Фёдоровичем Ширшовым. Сельский храм возведен был в стиле барокко. Он имел пять престолов: главный (в холодном храме) был освящен во имя Воскресения, приделы четверика — Сергея Радонежского и Флора и Лавра, приделы в трапезной — во имя Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского и Петра Митрополита Киевского. Из пяти иконостасов остались стоять в зимнем храме два. Это великолепные позолоченные трехъярусные шестичиновые иконостасы с тонкой резьбой выполнены в конце XVIII века.

В 1986 году из холодного храма был вывезен в Нерехту семиярусный иконостас, и там отреставрирован. Иконостас состоит из многодельных икон палехского письма, возможно, написанных в одной из иконописных мастерских Петербурга. На серебряных венчиках — клеймо петербургского серебряника. Теперь иконостас украшает церковь Богоявления (Никольский храм) — музей Нерехты. Нерехчане позаботились о нашей святыни, спасли ее от разрушения сыростью и временем.

Церковь алтарной частью обращена к берегу р. Костромы, рядом с ней находится погост. Кладбищенскую территорию прямоугольной формы окружала, частично сохранившаяся ныне, кирпичная ограда с воротами, фланкирующими с двух сторон колокольню. Время появления ограды можно отнести к середине 19 века. За оградой располагались дома причта: вдоль западной стороны каменный, и три деревянных (уцелел лишь каменный дом причта, построенный в 3-й четв. 19 в.). В конце 19 в. к юго-востоку от храма была поставлена бревенчатая сторожка, а в 1908 г. северо-восточнее – кирпичная часовня-склеп (фамильное захоронение семьи Касторских).

 Г. Громова Верховье

Верховье 1914 год. Фото: Интернет.

До революции в Солигаличском уезде было более пятидесяти церквей. В советское время действовали только две — в Солигаличе, Петропавловская церковь и — Никольская, в Верховье. Перед войной закрыли Никольский храм, и открыли его примерно в 1943-1944 годах. Священником в то время был Александр Касторский. Когда храм закрыли, службы велись в домике за рекой Костромой, который купил для себя священник. Конечно, все не могли поместиться в дому, поэтому многие стояли на улице. Хотя батюшка по документам числился в Верховье ссыльным и на него налагали запреты, он все равно исполнял свое служение. Воистину отец Александр Касторский совершал духовный подвиг во времена атеизма, и его не останавливали ни преследования, ни арест. Любовь прихожан к своему батюшке переносилась и, на бережное и благоговейное отношение к храму. После смерти настоятеля, когда от удара молнии сгорел крест на колокольне, то прихожане с Божьей помощью, скрытно восстановили крест. Крест на вершине колокольни поставил — инвалид с одной ногой! Не чудо ли это свершилось?!

Много священников сменилось в храме за все эти годы, и каждый из них внес свою лепту в создание совершенно особого духа, атмосферы в храме. Служа Богу, они отдавали частицу своей души.

Ярки воспоминания о последнем постоянном священнике Никольского храма — Николае Молодцове. Он прибыл на приход в 50-е годы. Вот как его описывает Смирнова Анастасия Павловна, жительница д. Боровино: «Отец Николай был очень добрый и хороший человек. Когда мы жили семьей в Боровино, он очень часто к нам заходил. Мой муж был учителем. Нам, строго на строго, было наказано не общаться со священником, и тем более не ходить в церковь. Но, тем не менее, отец Николай был наш частый гость. Когда он входил к нам в избу, то всегда приговаривал, что мол, не к вам иду, а к вашей бабушке, так всем и объясняйте. Когда наш дом сгорел, и мы вынуждены были поселиться в квартире при детском доме, отец Николай невзирая на запреты пришел к нам в детдом, чтобы утешить. Он принес 150 рублей денег, полушубок, самовар, много вещей, и еще пирог. В тот день у меня был день Ангела. Когда мы построили на пепелище дом, батюшка пришел и освятил его. На каждую Пасху отец Николай приносил нам большую корзину с яйцами и пирогами, для того, что бы мы раздали детдомовским детям. Вот было у детей радости получить такой гостинец на Пасху!»

Жители Верховья с теплом вспоминают отца Николая, как он каждый церковный праздник всех поздравлял открытками. Батюшка жил в келье на кладбище, он был вдовец и ему прислуживала «монашенка» (так ее называли в народе) Анастасия. Более двадцати лет отец Николай прослужил в Никольском храме. 8 января 1972 г. когда его не стало, приход сразу осиротел.

Есть общее между двумя священниками Александром Касторским и Николаем Молодцовым — они оба любили служить водосвятные молебны по деревням и домам (хотя это было запрещено). Кроме того, обоим в немощи служили родные сестры: одному — Анна, а другому — Анастасия. В молодости они жили в Гаврилове, что на реке Воче, в маленьких домиках. С детства их сестры были воспитаны богобоязненными, и когда стали громить храмы, они мужественно спасали иконы и церковную утварь. Эти иконы порой, они вытаскивали из костров…

Вблизи Никольского храма, на обочине, с 1968 года скромно стоит обелиск погибшим воинам-землякам. Давно забылось, кому пришла мысль о сооружении памятника, но идея, тогда была подхвачена учителями и школьниками Верховской школы, работниками детского дома, и жителями Бурдуковского сельсовета. За образец обелиска был взят памятник погибшим на Бородинском поле. Дети ходили по домам, и расспрашивали о погибших в Великую Отечественную войну. После уточнения, было выявлено 240 имен тех, кто ушел на фронт и не вернулся. В процессе поисковой работы был разыскан земляк в Ленинграде — гравер Колопков А.С., уроженец д. Юрино, что на Воче. По просьбе школьников он изготовил четыре плиты с выгравированными фамилиями и именами. Само сооружение было возведено инвалидом ВОВ Кустовым Л. П., уроженцем д.Петрово.

Изюминкой Верховья является богадельня, расположенная недалеко от храма. Редкий для сельской местности комплекс благотворительных сооружений, отличается крупностью здания и своеобразным декором в духе эклектики. Богадельня возведена по заказу и на средства петербургского купца Василия Михайловича Орлова, уроженца здешних мест. Строительство велось с 1880-х гг., и было завершено в 1905 г. Внучка одной из бывших обитательниц богадельни, рассказывала, что в здании была устроена домовая церковь, где они с бабушкой молились. Приезд Орлова в Верховье (а у него была рядом дача) для обитателей богадельни — был праздником. Все его очень любили, за его великодушие и доброту. Он был истинным христианином, и кроме богадельни возвел храм в честь Казанской Божьей матери на Горе Займище, что рядом с деревней Горбачево. К сожалению, храм впоследствии был разобран.

Первоначально богадельня состояла из трех кирпичных оштукатуренных зданий: крупного главного корпуса и двух вспомогательных построек, расположенных южнее: электростанции (первой в уезде!), поставленной у юго-восточного угла богадельни, и хозяйственного флигеля, перед которым был разбит цветник. Флигель представлял собой прямоугольную в плане, усложненную лестничным ризалитом постройку. В нем располагалась прачечная, кладовые и другие службы.

Электростанция была поставлена в начале XX века и представляла собой огромное колесо и глубокий колодец. Вода подавалась наверх. И, первая электрическая лампочка в Верховье – загорелась!

Нынешние руины электростанции состоят в списке памятников архитектуры федерального значения вместе с архитектурным ансамблем Никольского храма (церковь, двухэтажное каменное здание и Авраамовы врата).

После революции старики из богадельни были вывезены, и там был основан детский дом. В 1980 году здание было признано аварийным, и детский дом расформирован. Здание бывшей богадельни попытались приспособить под филиал ювелирного завода, а в 1983 году его заняла воинская строительная часть. Вследствие жизнедеятельности военных были утрачены два исторических памятника — это дача Орлова и двухэтажное каменное здание (флигель). Кроме того, Верховскую восьмилетку, что находилась в селе, для безопасности детей и по настоянию родителей, перевели в д. Бурдуково. В 1989 году войсковая часть село покинула, оставив о себе неприятные воспоминания.

Для несколько десятков тысяч россиян, Верховье является родным отечеством. Для тех, кто воспитывался в Верховском детдоме. Здесь прошло их детство, а затем, судьба разбросала их по уголкам России. Уже нет того здания, и им некуда вернуться — в Отчий дом. Но, осталось само Верховье, а главное — Никольский храм.

И может быть, Храм, ждет, когда на дороге появятся те бывшие мальчишки и девчонки, которые весело играли у его стен, и взбирались наверх, на колокольню — чтобы посмотреть на новый, огромный, окружающий их мир!..

Галина Громова. Верховье — отчий дом.: 13 комментариев

  1. Здравствуйте! Так приятно читать! Я училась в начальной школе, что стояла напротив колокольни, учительница к нам приходила из Бурдкова Воронина?! имя не помню… 2 и 3 класс, а печи нам зимой дровами топили!!! Большие печи стояли… жаль, что я тогда так и не осмелилась заглянуть вовнутрь церкви, а по кладбищу гуляли, да… и магазинчик был недалёко …
    Много собирали малины и черёмухи, кино показывали !!! Был духовой оркестр, под руководством директора… А ещё я к нему ходила за конвертами!!! Чтобы письма писать!
    Была прекрасная медсестра! Людмила! Любовь моя! И две мои воспитательницылюбимые…
    Помню похороны конюха… огромный сеновал( он мне таким казался) где мы прыгали и резвились, баню с тазами брррр…огород! Где мы пололи лук!
    А река! Помните, Первый криуль — мелкая вода, там малышня купалась, мы ! Но нам это не нравилось и мы ходили на Третий криуль, а на Втором мальчишки плавали … И как- то всё это происходило без строго надзора воспитателей… а ещё были фотографии, которые я не смогла сохранить… фотографировал Саша Попонин!!!!
    Красивый был у нас дом!С лестницами, печами… Я и не знала, что это богодельня бывшая, считали, что в графском доме живём, я и сейчас вспоминаю его, — на пригорке, белый, как корабль…
    Помню холода , портфель в зубах носила!!!!)))))
    Да, я тоже уезжала из него последней… Вернусь навестить!!!
    Мы с братом воспитывались Курмашевы Ирина и Андрей
    ….
    А ещё тогда у меня всё перемешалось в голове… Село Верховье, а из всех репродукторов и газет Верховный Совет СССР постановил… Всё думала, где у нас такой важный совет…
    Или — висел у нас перед крыльцом плакат Моральный кодекс строителей коммунизма . Не могла понять , где строители и что такое у нас строят…
    Лесовозов было много, а весной мы собирали почки берёзовые (это был ад!) и сосновые…
    А спортзал помните? Деревянный , отдельно стоял… И физрука молодого помню, ненадолго задержался… В своём классе я по утрам в школе зарядку проводила, а всё потому, что наша учительница была неравнодушна к спорту и все мы в детском доме на третьем этаже делали стойку на руках, шпагат…
    И гриб! Чайный гриб выращивали?! И пили его — вкуууусно!
    А в Нерехте я была, но обязательно съезжу и полюбуюсь на иконостас отреставрированный …
    Ещё помню весну 1979 года, людей нарядных! возле церкви, удивили они меня тогда светлыми платьями, спустя годы я поняла , на какой важный праздник они пришли…
    Тихая жизнь…

    Вот читаю Ивана Шмелёва и вспоминаю всегда нашу деревенскую жизнь…
    Рождество

    Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же… Не поймешь чего – подскажет сердце.

    Как будто я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь он – редко, выпадет – и стаял. А у нас, повалит, – свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит. На улицах – сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях – вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит – и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай – увязнешь. Тихо у нас зимой, и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз визжат полозья. Зато весной, услышишь первые колеса… – вот радость!..

    Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней подвозят, – скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче – белугу, осетрину, судачка, наважку; победней – селедку, сомовину, леща… У нас, в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество – свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, – мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, – разводы розовые видно, снежком запорошило.

    А мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы – к Рождеству. Обоз? Ну, будто поезд… только не вагоны, а сани, по снежку, широкие, из дальних мест. Гусем, друг за дружкой, тянут. Лошади степные, на продажу. А мужики здоровые, тамбовцы, с Волги, из-под Самары. Везут свинину, поросят, гусей, индюшек – «пылкого морозу». Рябчик идет, сибирский, тетерев-глухарь… Знаешь – рябчик? Пестренький такой, рябой… – ну, рябчик! С голубя, пожалуй, будет. Называется – дичь, лесная птица. Питается рябиной, клюквой, можжевелкой. А на вкус, брат!.. Здесь редко видишь, а у нас – обозами тянули. Все распродадут, и сани, и лошадей, закупят красного товару, ситцу – и домой, чугункой. Чугунка? А железная дорога. Выгодней в Москву обозом: свой овес-то, и лошади к продаже, своих заводов, с косяков степных.

    Перед Рождеством, на Конной площади, в Москве, – там лошадями торговали, – стон стоит. А площадь эта… – как бы тебе сказать?.. – да попросторней будет, чем… знаешь, Эйфелева-то башня где? И вся – в санях. Тысячи саней, рядами. Мороженые свиньи – как дрова лежат на версту. Завалит снегом, а из-под снега рыла да зады. А то чаны, огромные, да… с комнату, пожалуй! А это солонина. И такой мороз, что и рассол-то замерзает… – розовый ледок на солонине. Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, – наплевать! Нищий подберет. Эту свиную «крошку» охапками бросали нищим: на, разговейся! Перед свининой – поросячий ряд, на версту. А там – гусиный, куриный, утка, глухари-тетерьки, рябчик… Прямо из саней торговля. И без весов, поштучно больше. Широка Россия – без весов, на глаз. Бывало, фабричные впрягутся в розвальни, – большие сани, – везут-смеются. Горой навалят: поросят, свинины, солонины, баранины… Богато жили.

    Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, – тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках – будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!..» В самоварах, на долгих дужках, – сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, – душисто, сладко. Стакан – копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, – пальцы жжет. На снежку, в лесу… приятно! Потягиваешь понемножку, а пар – клубами, как из паровоза. Калачик – льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо – в дыму – лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь – хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а… тепло!..

  2. Здравствуйте меня зовут Соколова Римма я тоже воспитывалась в детском доме и училась в одном классе с дочери Сычёва так хочется побывать в этих местах счастливое было время и я ищу одноклассников электронном почты у меня нет пишите в одноклассники или rimochkasoklova aleksandrasokolova163@gmail.com

    • Здравствуй Римма. Очень рада, что у Вас всплыли в памяти приятные воспоминания из детства. Жаль, но Вы не уточнили с которой из дочерей братьев Сычевых Вы учились в одном классе? В одноклассниках Вы можете найти Смирнову Светлану Вячеславовну (д.Бурдуково) или меня и мы сможем ответить на Ваши вопросы. Галина Громова.

    • Римма,я тоже воспитывалась в этом детском доме с 1969 по 1977 г. У нас в одноклассниках создана группа «детский дом им. В.И.Ленина с. Верховье» . К сожалению вы не написали в каком городе вы сейчас живете, нет возможности вам послать приглашение в группу.

    • Я училась с дочери Виктора Александровича. Со мной были братья — Соколов Лёня и Толя. Так хочется побывать, где росли!..

  3. Здравствуйте! С большим вниманием и волнением читала эту статью. Это мои родные места и школьные годы. В Верховской школе я училась с 5 по 8 класс, окончила ее в 1973 году. Ходила пешком из деревни Колотыгино. Мама Аксенова Нина Николаевна работала в детском доме техническим сотрудником, что-то вроде кладовщицы. В школе тогда работали Сычев Виктор Александрович, он преподавал математику, литературу вела Мартынова Людмила Александровна, немецкий язык — Хохрулина (имя и отчество теперь не вспомню), классным руководителем был Столбов Виктор Павлович, он вел труды у мальчиков. Историю вел Медведев (имя отчество тоже сейчас не вспомню) . На кладбище у храма покоятся мои родители Анатолий Анатольевич и Нина Николаевна, и дедушка по папиной линии Анатолий Сергеевич — все Аксёновы. Огромное спасибо за статью!

    • Спасибо, Вера за отклик! Мы передадим Ваши небольшие воспоминания, автору статьи. Уверен, ему будет крайне интересно, ведь это — ваша общая родная история и дорогие имена.

    • В 1979 году у Нины Николаевны я стояла на квартире. Если помните, Вера, двух девушек квартиранток, а Вы приезжали домой.

  4. Я тоже воспитывалась в детском доме. Зовут меня Поповская Татьяна Андреевна.Директор у нас был Сычёв.Как имя и отчество забыла.Я очень благодарна ему и воспитателям которые нас окружили заботой и лаской. Жалко такой хороший детский дом был. Мы уезжали последние когда закрыли детский дом.Сейчас я живу в г.Нйжний-Новгород. Так хочется приехать с. Верховье.Там прошло моё детство. Напишите мне если сможете.

    • Спасибо за отклик, Татьяна Андреевна! Мы можем передать Ваше письмо автору статьи, но Вы не оставили свой эл. адрес. При публикации отклика адрес на странице комментариев не показывается. Вы также можете сообщить свой адрес на нашу почту: soligprav@yandex.ru.
      С уважением, Иустин.

    • Директора детского дома зовут Виктор Александрович. Татьяна Андреевна, если захотите побывать в Верховье, придется остановиться в гостинице в г. Солигаличе . На рейсовой маршрутке доехать до Верховья и пока она идет до поселка Высоковская Дача (конечная остановка) в вашем расположении будет 40 -50 минут. Когда будите в Солигаличе заходите в ДПЦ «Солоница», он находится в здании за колокольней Спаса- Преображенского храма. Мы можем с Вами там встретиться и побеседовать.

  5. Уважаемая Галина,
    с большим интересом прочитала Вашу статью.
    Никогда не была в Ваших краях, но родители моего отца Громова Юрия Николаевича (1926-2010) родом из Солигаличского уезда, и мне очень интересно читать про историю этих мест.
    Ваша фамилия, вероятно, по мужу. Моего деда звали Громов Николай Прокофьевич (1896 -1955), он родился в д.Овсяниково Корцовской волости Солигаличского уезда. У него было несколько братьев и сестер.
    Фамилия Громовы, конечно, не редкая, но возможно между нами есть какая-то родственная связь.
    С уважением, Татьяна Матросович (Громова)

    • Здравствуйте, Татьяна. Вы правы, фамилию Громова я получила от мужа. Свекор мой Громов Михаил Павлович родом из д.Марково Бурдоковского с/а, это будет очень далеко от Корцовской с/а. Вероятность родственных связей очень мала. Фамилия Громовы распространена и в Солигаличском районе. Но тем не менее, мне очень приятно с Вами познакомиться. Вы можете найти меня в Контакте и в Однокласниках или написать grom-gali@mail.ru

      Г.Громова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.