В.А. Дудин. ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ в с. Гусево Солигаличского уезда.
Погост Гусево был религиозным центром старинной Жилинской волости Солигаличского уезда. Церковь Преображения с приделом во имя Николая чудотворца в погосте Гусево впервые упоминается в 1614 году. Дьяк Кузьмин по приказу царя Михаила Федоровича в это время устанавливал размер разорения, причиненного Солигаличу и волостям польско-литовскими интервентами в 1613 году. В Дозорной книге отмечено: «Погост на речке на Езовке (Езани – В.Д.), а в нем храм клецки с трапезою Преображения Спасова, а другой храм клецки чудотворца Николы. Строение все мирское. В волости починок, что была деревня Раково, деревня Коряково, д. Скороногово запустели от казанских людей.
Городище Жилинское. На речке на Шилохше заросло лесом большим, а около его городища лесу хоромного на пяти верстах, а исстари бывал город, а запустел от казанских людей тому лет больше восьмидесяти. Тут же пустоши Холкино, Хорошее, Лукинское все запустело от казанских людей. А всего в Жилинской волости 2 погоста в них 4 храма да волостных живущих 84 деревни, а в них крестьян живущих тяглых 204 двора да людей в них 250 человек да бобыльских 29 дворов да в них 12 пустых дворов».
Согласно Дозорной книге 1614 года следует, что эти места были основательно разорены еще в 16 веке казанскими татарами. Город Жилино (Жилинский) находился у деревни Городище, поставлен в 1539 году для защиты от нападения татар и черемисов, неоднократно совершавших набеги на Галичский уезд. Из летописей известно, что перед этим, в 1536 году, татары совершили один из таких набегов и разорили Жилино. Тогда татары пришли с Волги вверх по рекам Унже и Виге к Чухломе, потом на Галич. В 1540 году восьмитысячное войско татар повторило набег: «Пришел Чура Нарыков великой ратью и этот город взял», — записано в летописи. Чура Нарыков был казанский татарский полководец. Рисунки Городища, бывшего города Жилина, сейчас хранятся в краеведческом музее в Солигаличе [1].
Следующее упоминание о Преображенской церкви в погосте Гусево, согласно данным патриаршего казенного приказа, относится к 1723 году, когда здесь находилась деревянная церковь Преображения Спасова с приделом во имя Николая чудотворца: «1723 год в церкви Николая чудотворца, что в Жилине поп Иван Яковлев, дьячек Александр Яковлев, пономарь Фома Иванов» [2].
В 1770 году Гусево с приходскими деревнями принадлежало помещикам Мариным, и здесь по-прежнему, в погосте находилась деревянная Преображенская церковь. Недалеко от церкви, действительным статским советником Виктором Никаноровичем Мариным (1828 г.р.), была выстроена усадьба Соколово. В 1873 – 1889 годах Марин избирался солигаличским уездным предводителем дворянства и в основном проживал в своем имении Погарь, расположенном неподалеку от усадьбы Соколова. В Соколове работал дегтярный завод, поставлявший дёготь в различные районы России и во Францию, а сама усадьба располагалась рядом с рекой Большая Езань. Затем усадьба по наследству перешло к сыну В.Н. Марина – Николаю Викторовичу Марину, почетному мировому судье по Солигаличскому уезду [3]. Виктор Никанорович Марин, несмотря на то, что уездным предводителем дворянства служил без вознаграждения (не было предусмотрено законодательством – В.Д.), был активно вовлечен в общегосударственную деятельность уезда. Хотя законодательство Российской империи не предусматривало единого управления на уровне уезда, уездные предводители, возглавлявшие все уездные коллегиальные учреждения, на деле выступали как главы уездов. Виктор Никанорович в первом браке с Варварой Ивановной Больсуновой (1834 г.р.) имели шестерых детей: Елизавету (1857 г.р.), в замужестве Фесенко, Владимира (1859 – 1919), Александра (1862 – 1938), Михаила (1862 – 1920-е), Николая (1865 – 1960), Юлию (1869 – 1916). В браке со второй женой – Екатериной Николаевной у них были четверо детей: Ольга (1879 г.р.), Александра (1883 г.р.), Виссарион (1884 – 1944), Августа (1885 г.р.), в замужестве Алякритская.
Виктор Никанорович Марин умер в 1903 году и вместе со своими супругами покоится у стен Преображенской церкви бывшего села Гусево. Из 10 детей Виктора Никаноровича, наиболее известен – Николай, окончивший Санкт-Петербургский лесной институт. В 1914 году он был статским советником, членом Государственного совета от Костромской губернии. Николай Викторович Марин умер в 1960 году и похоронен на кладбище Петропавловской церкви г. Солигалича.
В 1883 году на средства прихожан и В.Н. Марина на месте обветшалой деревянной церкви погоста Гусево была построена каменная, с каменной колокольней Преображенская церковь и обнесена кирпичной оградой – внутри её находилось приходское кладбище. Преображенская церковь имела три престола: а) в холодной части во славу Преображения Господня, в теплой части б) правый во имя святителя Николая Мирликийского, в) левый во имя преподобного Александра Свирского. До уездного города Солигалича было 35 верст, а до ближайших — Воскресенской церкви с. Жилино и Благовещенской с. Холм около 5 верст.
В 1863 году казенный церковный причт получал жалование в сумме 96 рублей и состоял из священника, дьячка и сверх штата пономаря. Священник получал 72 рубля, дьячек 24 рубля, пономарь в зависимости от дохода церкви. Церковь по штатному положению была причислена к седьмому классу, имела в собственности земельные наделы площадью 44 дес, план и межевую книгу на землю. В 9 селениях прихода с 30 дворами проживали 228 прихожан мужского пола и 240 женского пола. Приходские селения от церкви располагались от трех до семи верст.
В 1911 году церковь относилась к 3-му Солигаличскому благочинному округу. Церковный причт состоял из священника и псаломщика. Священник получал казенное жалование в сумме 294 рублей, псаломщик – 98 рублей. Проценты с капитала в разных процентных бумагах исчислялись в сумме 400 рублей. Причт с дохода священника от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. получал 150 рублей, псаломщика – 50 рублей. Священник с семьей проживал в церковном деревянном доме, а псаломщик — в собственном доме.
В собственности церкви находилась усадебная земля на площади 1 дес. 300 кв. саж, пахотная — 30 дес. 1994 кв. саж, лесная – 4 дес. 2081 кв. саж, луговая 1 дес. 201 кв. саж. На все земельные участки имелся план и межевая книга. В 11 деревнях и трех усадьбах прихода проживали 464 мужчины и 481 женщина, а численность населения с 1863 года увеличилась почти в два раза. В 1911 году в приходе имелись церковно-приходская школа при Преображенской церкви и одно земское училище в д. Городищеве.
В 1870 году погост Гусево относился к Костромской волости и здесь в трех дворах проживали 9 мужчин и 15 женщин, в 1897 году — 11мужчин и 11женщин, а в 1907 году в четырех домах — 19 человек.
Священнослужители Преображенской церкви
1723 – 1736 годы
— поп Иван Яковлев
— дьячек Александр Яковлев
— пономарь Фома Иванов
1813 год
— духовник Иоанн Григорьев – 35 лет
— дьячек Артемий Иванов – 20 лет
— пономарь Данило Иванов – 25 лет [4].
1840 год
— священник Тимофей Андреев – 33 года
— дьячек Яков Григорьев – 40 лет
— пономарь Лазарь Константинов – 19 лет [5].
1871 год
— священник Дормедонтов Василий
1879 год
— священник Соболев Николай Павлович – 30 лет, с 6 апреля 1875 года
1890 год
— псаломщик Белоруссов Петр
1895 год
— священник Владимир Крестовоздвиженский
1900 год
— священник Владимир Крестовоздвиженский
1906
— священник Кротков Леонид Петрович
1911 год
— священник Кротков Михаил
— псаломщик Белоруссов Иван
1917 год
— священник Кротков Михаил
В селе Гусеве в 1869 году в семье Петра Белоруссова, причетника Преображенской церкви родился Владимир Петрович Белоруссов, который, будучи священником Николаевской церкви, в селе Верхний Березовец, 15 июля 1929 года был арестован. Владимира Петровича обвинили в антисоветской агитации и выслали в Северный край (бывшая Вологодская губерния). И только 25 мая 1992 года В.П. Белоруссов был реабилитирован [6].
Брат Владимира Петровича – Михаил в 1879 году окончил Солигаличское духовное училище, затем в 1886 году Костромскую духовную семинарию, по окончании которой был рукоположен в священники к Успенской церкви села Нижний Березовец Солигаличского уезда. В июне 1887 года Михаил Петрович Белоруссов был переведен на должность второго священника в Преображенскую церковь города Солигалича.
Около 1867 года при Преображенской церкви церковным причтом была открыта школа грамоты. В 1867/68 учебном году здесь обучались три мальчика и одна девочка [7]. Школа, неоднократно, закрывалась и вновь открывалась. В ноябре 1875 года школу грамоты открывает священник Николай Соболев, занятия стали посещать 20 мальчиков и 2 девочки. В основном это были дети крестьян, за исключением двух девочек -одна дворянского сословия, а другая духовного. Некоторые дети из дальних деревень, особенно зимой, жили в отдельной комнате в школе. Все школьные принадлежности священник Соболев приобретал на собственные деньги, субсидий от земства школа не получала [8].
С 12 октября 1895 года на месте школы грамоты открывается Гусевская церковно-приходская школа. Попечителем училища стал потомственный почетный гражданин Александр Платонович Шорохов, а заведующим, законоучителем и учителем до 1902 года священник Владимир Крестовоздвиженский. В дальнейшем, до 1917 года, Закон Божий преподавали священники Леонид Петрович Кротков и Михаил Кротков. Учителями школы работали: Анна Николаевна Смухина (1896 – ок. 1903), Ольга Потехина с ок. 1909 года. В 1895/96 учебном году в школе обучались 19 мальчиков и 6 девочек, в 1896/97 учебном году – 7 мальчиков и 7 девочек [9].
Детей дошкольного возраста в приходе было достаточно много, поэтому в 1907 году в д. Фаддеево, недалеко от речки Езань, открывается Фаддеевское земское одноклассное училище. В д. Фаддеево в 1897 году проживали 57 мужчин и 63 женщины, в 1907 году в 20 дворах — 121 человек обоего пола. Попечителем училища с 1909 года становится действительный статский советник Екатерина Николаевна Марина, а законоучителем священник Преображенской церкви священник Михаил Кротков. Учителями – предметниками были: Н.А. Ереминская (1907 – 1909), Н.И. Попова (1909 – 1913), Л.И. Овчинникова, П.И. Зуева, Е.В. Скрипкина с 1913 года. Около 1913 года земское училище из д. Фаддеево перевели в д. Городищево, находившуюся в двух верстах от погоста Гусево. В д. Городищево в 1897 году проживали 35 мужчин и 34 женщины, а в 1907 году в 14 дворах — 101 человек [10].
С установлением советской власти, с 1920 года село Гусево и рядом деревни стали входить в Яковлевский сельсовет Костромской волости. В 1924 году в селе насчитывалось 3 двора, в которых проживали 12 мужчин и 13 женщин.
В 1929 году, при упразднении волостей, село Жилино стало входить в самостоятельный Яковлевский сельсовет. На территории сельсовета располагались 493 двора, в которых проживали 1066 мужчин и 1216 женщин. В селе Гусево работала начальная школа и здесь в 4 дворах проживали 11 мужчин и 13 женщин.
В дальнейшем эта местность стала входить в Жилинский сельсовет, а затем в Корцовский сельсовет Солигаличского района. От села и существовавшей здесь до 1930-х годов Преображенской церкви сохранилась только одна колокольня, зарастающая лесом. Деревни, которые находились в приходе, почти все исчезли.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В непосредственной близости от Преображенской церкви погоста Гусево в начале 19 века находилось имение князя Леонтия Васильевича Шелешпанского (мелкопоместные дворяне – В.Д.). Более десяти лет «домашним художником» в имении Шелешпанского служил Филофей Сорокин. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, расписывал комнаты барского дома и княжескую усыпальницу, принимал участие в оформлении праздников, а также делал все, что прикажут, включая покраску крыш. Филофей Федорович Сорокин родился 15 сентября 1811 года в деревне Смородниково, недалеко от Гусева.
В раннем возрасте Филофей осиротел и жил в семье крестной матери. Учился у дьячка арифметике и письму, проявлял способности к рисованию и в двенадцать лет был отдан в обучение к художнику Федору Алферову, не закончившему Академии художеств. Как Алферов оказался в Солигаличском уезде не известно, но в 1808 году он числился учеником в граверном классе академии и получил 1-ю серебряную медаль за натурный рисунок [11].
После 1839 года Филофей Сорокин за неповиновение барину был сослан на работы в солигаличские солеварни. Дальнейшие сведения о нем отсутствуют, дата смерти неизвестна. Оригинальные работы Сорокина не сохранились, известны они лишь по фотографиям Анатолия Павловича Дитриха — сотрудника журнала «Старые годы». Дитрих, летом 1914 года был отправлен в Солигаличский уезд с редакционным заданием: собрать материалы для статьи о старой усадьбе князей Шелешпанских, в то время еще существовавшей. В усадьбе он обнаружил старые бумаги, рисунки, холсты, застал нетронутыми росписи гостиной и усыпальницы. Живопись и росписи принадлежали руке одного художника. Разбирая бумаги, читая и делая выписки из дневника управляющего имением, фотографируя документы, рисунки и живопись, Дитрих по крупице собирал материалы о жизни Сорокина. Однако подлинники этого оригинального, талантливого живописца, мастерски писавшего портреты окрестных купцов, мещан и помещиков и использовавшего моделями для изображения античных богов и богинь дворовых мужиков и девок, по всей вероятности, не сохранились. Но, они сохранились в фотографиях, привезенных из Костромской командировки А.П. Дитрихом.
В 1913 году владельцем бывшей усадьбы Шелепшанских стал Семен Алексеевич Яропольцев. Дом и землю он приобрел для устройства льняной мануфактуры.
Необходимо отметить, что недалеко от Смородникова находилась дворянская усадьба Черевиных в Неронове. Усадьба связана с именами известных представителей этого старинного дворянского рода, а также талантливого художника-портретиста конца 18 века Григория Островского, чьи работы под названием «Солигаличских находок» получили широкую известность. В 1976 году картины Островского реставрировали и показали на выставках на родине и за рубежом. Открыт был неизвестный художник XVIII века, но, к сожалению, о нем, также как и о Филофее Сорокине, почти ничего неизвестно.
Примечания:
[1]. Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. – 2000. — Стр. 395.
[2] Костромские епархиальные ведомости.- 1898.- № 6. с. 27.
[3] Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Выпуск IV. город Солигалич. Солигаличский район. Кострома, 2002. Стр. 231.
[4] ГАКО.- ф.26.- оп. 1. д. 191к.1в. л.л. 5,6,13.
[5] ГАКО.- ф.26.- кор. 16в оп. 1. д. 377 л.л. 2-3об.
[6] Книга памяти жертв политических репрессий по Костромской области (репрессированные),- 2007.
[7] Памятная книга для Костромской епархии. К., 1868. с. – 90 – 93.
[8] Постановление Солигаличского уездного земского собрания мартовской 1876 года сессии. С. 31-32.
[9] Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии. Костромской календарь на 1899 год. К., 1898. Справочная книжка Костромской губернии на 1910 год. К., 1910.
[10] Народные училища Костромской губернии. Отчеты дирекции за 1912 – 1916 годы. Отчеты Солигаличской уездной земской управы за 1905 – 1915 годы.
Дополнительные источники
Протоиерей Иоанн Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Санкт – Петербург 1863. С. 284.
Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома 1911. С. 315.
Список населенных мест по сведениям 1870 – 72 годов. Костромская губерния. Т. 18. С. 328.
Список населенных мест Костромской губернии по сведениям 1897 — 1907 годов. Кострома 1913. С. 251.
Списки населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезд. Кострома 1926. С. 18.
Списки населенных мест по районам Костромской губернии. Кострома 1929. С. 72.
Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. К., 1871.
Алфавитный список церквей Костромской епархии, с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. К., 1879.
Брезгина Г. В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1890 г. Кострома, 2009. Т. 1. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1900 г. Кострома, 2009. Т. 2. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1910 г. Кострома, 2010. Т. 3. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1917 г. Кострома, 2010. Т. 4.
[11] Ровинский Д.В. Подробный словарь русских граверов 16 – 19 в.в., Т. 1-2.-Спб.,- 1895 – 1899.