Церковь в с.Раменье.

Солигалич, храм, Лермонтов, Пушкин, приход, история, священники, репрессии, краеведение, Богоявленская, Раменье,В.А. Дудин. ИЗ ИСТОРИИ БОГОЯВЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ с.РАМЕНЬЕ  Солигаличского уезда.

 

 

Перед читателями сайта открывается  страница еще одной истории церкви Солигаличского уезда и её прихода – Богоявленской церкви с. Раменье. В своей трагической судьбе она почти ничем не отличается от других церквей. Здесь, в живописных местах, проживало немалое количество прихожан, в том числе  знатных дворян и помещиков, которые непременно посещали церковь. Здесь священнослужители проводили таинство венчания, крещения, погребения и многие другие требы.  Ничего не осталось от прежней жизни, кроме развалин церкви и памяти о ней. Автор выражает благодарность за предоставленные архивные материалы Татьяне Матросович, праправнучке последнего священника Богоявленской церкви Павла Ивановича Соколова.

В.А. Дудин

 

Село Богоявление Солигаличского уезда имело и второе название – Раменье что на Крестовых горах.   Село названо по имени церкви Богоявления, стоит на горе, высшей точки Костромской области и отрогов Чухломско-Галичской гряды на территории Солигаличского района – 295 метров над уровнем моря. Вблизи села стояли усадьбы, одна из них принадлежала девице Марии Юрьевне Лермонтовой, троюродной сестре деда поэта. Вторая усадьба принадлежала А.М.Пушкину, отец которого М.А.Пушкин — троюродный брат отца великого поэта. В 1847 году эту усадьбу, деревню Лебзово с пустошью Слудки купил отец драматурга Н.Ф.Островский и завещал их сыновьям Александру и Михаилу, они же отдали усадьбу своему младшему брату Сергею, служившему ревизором в Харькове. В 1820 году в усадьбе, рядом с селом Богоявление родился писатель А.Ф. Писемский. Село Богоявление принадлежало Шиповым, затем перешло к Ф.Г. Писемскому, отцу писателя в качестве приданного за Е.А. Шиповой, его матерью.  В 1844 году в Богоявлении родился М.И.Альбов — профессор богословия (Белоруков, стр. 403).

 

Солигалич, храм, Лермонтов, Пушкин, приход, история, священники, репрессии, краеведение, Богоявленская, Раменье,

Богоявленская церковь в селе Раменье. Фото нач. 20 в.

В 1821 году в селе Богоявлении помещиком, действительным статским советником Сергеем Федоровичем Купреяновым, костромским предводителем дворян, жившим в усадьбе Григорцево, на месте древней деревянной церкви была построена каменная Богоявленская церковь. Каменная колокольня при церкви возведена в 1893 году на средства статского советника Якова Логиновича Чернышева, в память о спасении императора Александра III и всего Августейшего Семейства во время крушения поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года. Церковь была обнесена каменной оградой – внутри её находилось приходское кладбище. Каменный, трехэтажный дом причта появился в последней четверти 19 века и находился метрах в 50 к югу от церкви.

Богоявленская церковь имела три престола: а) во славу Богоявления Господня, б) в честь Успения Божией Матери и в) и в честь святителя пророка Илии.  Ближайшая Николаевская церковь с. Понизье находилась в  1 версте, Николаевская церковь с. Корцово в 8 верстах.

В 1863 году штатный церковный причт состоял из священника, дьячка и сверх штата диакона. Причт, согласно штату, получал жалование в сумме 96 рублей. Церковь по штатному положению была причислена к седьмому классу.

 В собственности церкви находились земельные наделы  площадью 74 дес. 811 саж, из них лесные земли 12 десятин. План на земельные наделы хранился в церкви.  В приходе в 18 селениях с 83 дворами проживали 336 прихожан мужского пола и 408 женского пола. Приходские селения от церкви располагались на расстоянии до 5 верст, в одном из них была устроена православная часовня.

В 1911 году церковь относилась к 3 Солигаличскому благочинническому округу.  Церковный причт состоял из священника и псаломщика. Священник получал казенное жалование в сумме 70 руб. 56 коп, псаломщик – 23 руб.52 коп. Проценты в пользу причта поступали в размере 127 рублей с капитала в разных процентных бумагах в сумме 3478 рублей.   Доход священника в пользу церкви от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. составлял до 270 рублей,   псаломщика до 90 рублей. Причт размещался в каменном 3-х этажном церковном доме.

В 1911 году церковь имела землю усадебную площадью 2340 кв. саж, пашенную и сенокосную 59 дес. 961 кв. саж,   лесную 12 дес. 1300 кв. саж,  неудобную 1 дес. 1010 кв. саж и лесную 12 дес. в пустоши Дьяконцеве.   На все земельные участки имелся план и межевая книга. В приходе Богоявленской церкви насчитывалось 22 селения, в которых проживали 488 мужчины и 598 женщин.

В 1867 году в церковной сторожке Богоявленской церкви с. Раменье открывается школа грамоты. В первый год в школу поступили пять мальчиков, в основном дети священнослужителей церкви [1].

С 15 октября 1886 года в с. Раменье, при усердии священника Богоявленской церкви Павла Ивановича Соколова, открывается церковно-приходская школа. С этого времени посещение детей школы стало носить регулярный характер. Так в 1890/91 учебном году в школе обучались 25 мальчиков и 7 девочек. В 1891/92 учебном году 15 мальчиков и 5 девочек, в следующем году 12 мальчиков и 8 девочек. В 1895/96 учебном году школу посещали 17 мальчиков и 11 девочек, а в следующем году 12 мальчиков и 6 девочек. С начала открытия школы, вплоть до 1917 года, законоучителем был священник Павел Соколов, окончивший в 1878 году Костромскую духовную семинарию. Учителями церковно-приходской школы работали: крестьянин Фадей Львов (1886-1900), Августа Лебедева (1909-1910), Серафима Соколова до 1919 года (в 1909 году окончила Костромское епархиальное женское училище) [2].

В 1900 году в д. Сондоба Богоявленского прихода открывается еще одно учебное заведение — Сондобовское земское одноклассное училище. Попечителем училища с 1904 года становится Санкт- Петербургский купец Григорий Кузьмич Симонов. До 1917 года закон Божий преподавал священник Павел Соколов, а преподавателями работали; Александра Александровна Ереминская (1902 – 1912) и Н.С. Брудастова (1913 – 1915) [3].

 

Священнослужители Богоявленской церкви с. Раменье:

1736 год

— поп Иван Кирьянов

— дьячек Иосиф Никифоров [4].

 

1813 год:

— священник Федор Савин – 57 лет

— диакон Кондрат Зотиков – 57 лет

— дьячек Василий Федоров – 50 лет

— пономарь Калистрат Петров – 39 лет [5].

 

1840 год

— священник Василий Федоров – 57 лет

— диакон Владимир Петров – 36 лет

— дьячек Петр Григорьев – 37 лет

— пономарь Павел Лоскарев – 24 года [6].

 

1871 год

 — священник Иорданский Иоанн Алексеев

 

1879 год

— священник Иорданский Иоанн Алексеевич– 51 год, в должности с 4 февраля 1850 года, с 1857 – 60 г.г. депутат.

— священник Соколов Павел Иванович

 

1886 — 1914 годы

— священник Соколов Павел Иванович

— псаломщик Благовещенский Григорий

 

1917 год

— священник Соколов Павел Иванович

— псаломщик Соколов Константин Павлович, 1895 г.р. в 1918 году уволен за штат. В 1924 году служитель религиозного культа, лишен избирательных прав.

Соколов Павел Иванович, более 40 лет был священником Богоявленской церкви с. Раменье Солигаличского уезда. Павел Иванович родился 17 августа 1856 года в селе Борок Буйского уезда в семье священника Соколова Ивана Федоровича. В 1878 году Павел окончил Костромскую духовную семинарию и в 1879 году рукоположен священником к  Богоявленской церкви с. Раменье. С 1901 года Павел Иванович назначен законоучителем Сондобовского начального народного училища (с. Сондоба). По состоянию на 1907 год — действительный член православного миссионерского общества Костромского комитета [7]. 25 января 1914 года духовенство Солигаличского уезда торжественно отметили 35-летний юбилей служения о. Павла [8]. За заслуги по духовному ведомству Святейшим Синодом от 27 марта 1914 года Павел Иванович Соколов был награжден наперсным крестом [9]. В конце 20-х годов прошлого века церковь была закрыта, а Павел Соколов в 1924 году был лишен избирательных прав.

В семье священника и его супруги Антонины Иоанновны (1863 г.р.) были дети: Анна (1884 г.р.), в будущем жена Василия Ивановича Зернова, священника Ильинской церкви с. Тутка, Геннадий (1886 г.р.), Капитолина (1893 г.р.), училась в Костромском женском епархиальном училище, Серафима (ок. 1894 г.), в будущем учительница в с. Богоявление, вышла замуж 28 ноября 1919 года в селе Корцове за Сергея Благовещенского [10], Константин (1897 г.р.). За «доброе поведение» Павел Иванович награжден набедренником, имел медали темно-бронзовую, фиолетовую скуфью [11].

Согласно метрическим книгам Богоявленской церкви села Раменье, последний сын Павла Соколова — Константин был крещен 3 мая 1897 года.
Восприемниками при крещении были дети священника Соколова: ученик 1-го класса Солигаличского духовного училища Геннадий Соколов и Анна Соколова. Чин крещения проводили священник Николаевской церкви села Корцово Иосиф Перепелкин и псаломщик Богоявленской церкви с. Раменье Григорий Благовещенский [12].

Из тех же метрических книг следует, что 11 июля 1911 года состоялось бракосочетание сына диакона Николаевской церкви с. Зарайского Юрьевецкого уезда Павла Виноградова, студента экономического отделения С.-Петербуржского политехнического института Дмитрия Павловича Виноградова (22 л.), с Капитолиной Павловной Соколовой, дочерью священника Павла Соколова (18 л.). Таинство бракосочетания совершали священник Николаевской церкви, что на Острове Чухломского уезда Геннадий Соколов (брат Капитолины) с псаломщиком Богоявленской церкви с. Раменья Григорием Благовещенским. Поручители по жениху были студент Казанского университета Александр Алексеевич Магницкий и диакон Николаевской церкви с. Зарайского Юрьевецкого уезда Владимир Иоаннович Болотников, по невесте — студент Демидовского юридического лицея Иван Никонорович Суворов и дворянин Павел Никитич Сухонин.   Свидетельство о бракосочетании выдал 12 июля 1911 года благочинный священник Василий Соколов. 3 декабря 1912 года в семье Дмитрия и Капитолины родилась дочь Екатерина, которую 5 декабря 1912 года  в Богоявленской церкви с. Раменье   крестил священник Павел Соколов [13].

Сын Павла Ивановича Соколова —  Геннадий родился 2 января 1886 года в селе Раменье (Богоявлении). Сначала окончил Солигаличское духовное училище, а 20 мая 1909 года Костромскую духовную семинарию по второму разряду. В 1909 – 1911 годах учитель в с. Богоявление и в с. Торманово Солигаличского уезда. 8 марта 1911 года определен в священники к Николаевской церкви на Острову Чухломского уезда, а 20 мая 1911 года рукоположен в священники. С июля 1915 года и в 1917 году священник Благовещенской церкви с Судай (3-й Чухломский благочиннический округ), благочинный. С 1915 года Соколов утвержден в должности законоучителя в Андринской и Зельевской народных земских школах.  В 1924 году Геннадий, будучи священником в Шартановской волости Чухломского уезда, был лишен избирательных прав. В 1937 году он  священник Одигитриевской церкви села Судай. Жена о. Геннадия, Александра Павловна (1887 г.р.) получила образование в Кологривской женской прогимназии. 14 октября 1937 года Геннадий Соколов был осужден на 10 лет с лишением свободы в исправительно-трудовых лагерях. Он проходил по делу «как участник повстанческо-церковной контрреволюционной группы». Дальнейшая судьба его не известна, был реабилитирован 1 июня 1989 года [14].  В семье Геннадия Соколова имелись дети: Нина (1912 г.р.) и Анна (1914 г.р.) [15].   

Вместе с Павлом Ивановичем Соколовым долгие годы псаломщиком Богоявленской церкви служил Григорий Алекс. Благовещенский (ок.1864 г.р.). 30 января 1915 года Григорий Благовещенский умер; чин погребения 4 февраля 1915 года совершал священник Павел Соколов. В семье Григория Благовещенского и его жены Ольги Александровны известны два сына: Сергей (1896 г.р.) и Николай (1887 г.р.). Оба сына родились в с. Раменье. Сергей около 1902 года окончил Солигаличское духовное училище, дальнейшая судьба его не известна, а  жизнь другого сына —  Николая закончилась трагически.  В 1909 году после окончания Костромской духовной семинарии он был рукоположен к Николаевской церкви села Измайлово Кинешемского уезда (Брезгина, 1910 год). 19 февраля 1931 года, будучи  священником Николаевской церкви села Измайлово (ныне Заволжский район Ивановской области) был выслан в Северный край. В 1932 году Николай Григорьевич умер в местах лишения свободы, и только в 1992 году  был реабилитирован [16].

В 1870 году село Раменье  входило в 1 стан. В Раменье  в 18  дворах проживали 39  мужчин и 48 женщин. В 1897 году село Раменье относится к Нероновской волости, и здесь проживали 88 человека, из них  37 мужчин и 51 женщин. В 1907 году в 18 домах проживали 82 человека. В Раменье находилась церковно-приходская школа. К 1917 году Раменье стало входить в Корцовскую волость.

В 1920 году село Раменье входит в Вонышевский сельсовет Корцовской волости. В селе насчитывалось 25 дворов, в которых проживали 35 мужчин и 66 женщины. В 1924 году в селе в 20 домах проживали 59 мужчин и 79 женщина.

В 1929 году, при упразднении волостей, село Раменье стало входить в самостоятельный Вонышевский сельсовет.  На территории сельсовета располагались 310 дворов,  в которых проживали 570 мужчин и 798 женщин. В селе Раменье работала начальная школа и здесь в 26 домах проживали 41 мужчина и 70 женщин.

Последние жители село Раменье покинули в середине 70-х годов прошлого века. Еще в то время можно было забраться наверх колокольни, с которой открывался изумительный вид до горизонта на лесные просторы. В настоящее время церковь заброшена, а эта местность находится на территории Лосевского сельского поселения Солигаличского района.

Примечания:

[1] Памятная книга для Костромской епархии. К., 1868. с. – 90 – 93.

[2] Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии. Костромской календарь на 1899 год. К., 1898.   Справочная книжка Костромской губернии на 1910 год. К., 1910.

[3] Народные училища Костромской губернии. Отчеты дирекции за 1912 – 1916 годы. Отчеты Солигаличской уездной земской управы за 1905 – 1915 годы.

[4]  КЕВ.- 1891.- №21.- С.59.

[5]  ГАКО ф.26. оп. 1. д. 191к.1в. л.л. 5,6,13.

[6] ГАКО ф.26. кор. 16в оп. 1. д. 377 л.л. 2-3об.

[7]  КЕВ № 8,9 от 01.05.1908 г.

[8]  КЕВ № 15 от 01.08.1914 г, стр. 362.

[9]   «Церковные ведомости». № 18-19 от 6 мая 1915 года.

[10] ГАКО, 1915 — 1919 гг., ф. 56, оп. 16, д. 37.

[11] ГАКО. —  Ф.130.-  оп.9.-  д. л.л. 37, 87.

[12] Метрические книги Богоявленской церкви села Раменье. ГАКО. — Ф.56. — оп.11. — д.56. — 1890-1899 годы.

[13] Метрические книги Богоявленской церкви села Раменье. ГАКО.- Ф.56. — оп.16. — д.57а. — 1911-1922 годы.

[14] Ведомости Никольской церкви села Острова Чухломского уезда 1-го благочиннического округа. ГАКО.-Ф.130 оп.9 д.2088.-1912 г.

[15] Ведомости Благовещенской церкви города Судай, 3-й Чухломской благочиннический округ. ГАКО. — Ф.130. — оп.9. —  д.2099. -1915 год.

[16] Книга памяти жертв политических репрессий по Костромской области (репрессированные),- 2007.

 

Дополнительные источники:

Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. – 2000. — Стр. 403.

Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Выпуск IV. город Солигалич. Солигаличский район. Кострома, 2002. Стр. 213.

Протоиерей Иоанн Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Санкт – Петербург 1863. С. 286.

Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома 1911. С. 312.

Список населенных мест по сведениям 1870 – 72 годов. Костромская губерния. Т. 18. С. 309.

 Список населенных мест Костромской губернии по сведениям 1897 — 1907 годов. Кострома 1913. С. 253.

Списки населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезд. Кострома 1926. С. 9.

Списки населенных мест по районам Костромской губернии. Кострома 1929. С. 74.

Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. К., 1871.

Алфавитный список церквей Костромской епархии, с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. К., 1879.

Брезгина Г. В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1890 г. Кострома, 2009. Т. 1. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1900 г. Кострома, 2009. Т. 2. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1910 г. Кострома, 2010. Т. 3. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1917 г. Кострома, 2010. Т. 4.

ЧИТАТЕЛЕЙ: (410)

Церковь в с.Раменье.: 3 комментария

  1. Вид с колокольни открывался чудесный, как с самолета. Даже озеро было видно вдалеке. До сих пор помню картинку

  2. Спасибо Татьяна! Наша задача и состоит в том, чтобы мы все знали историю той эпохи, в которой жили наши предки. С уважением В.А.

  3. Владимир Алексеевич, спасибо за статью. Очень интересно было читать.
    С уважением, Татьяна Матросович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.