Иван Сырцов. Память о святителе Ионе

Иона Московский Солигалич ОдноушевоИван Сырцов. ПАМЯТЬ О СВЯТИТЕЛЕ ИОНЕ, митрополите Московском.

Статья Ивана Яковлевича Сырцова, протоиерея, магистра богословия и церковного историка (1837-1916), о праздновании и крестном ходе в день памяти митрополита Ионы была написан и опубликован в 1898 г. в «Костромских епархиальных ведомостях», № 13. Спустя почти сто лет рассказ был перепечатан в журнале «Губернский дом», 1995, № 4. Номер был посвящен Солигаличу, в год 660-летия города.

Сегодня нет тех тысяч верующих, участвующих в крестных ходах. Как нет в округе и того количества населения. Но, наш земляк митрополит Иона, по прежнему весьма почитаем солигаличанами и приезжими паломниками, которые собираются на его родине в Одноушево в день памяти владыки.

Иоана Московский Сырцов Солигалич

Митрополит Иоана Московский. Иллюстрация: Журнал «Губернский дом», 1995, № 4

 

 

Иван Сырцов. ПАМЯТЬ О СВЯТИТЕЛЕ ИОНЕ, МИТРОПОЛИТЕ МОСКОВСКОМ НА ЕГО РОДИНЕ.

В первый воскресный день Петрова поста из города Солигалича ежегодно совершается торжественный крестный ход на родину святителя Ионы, митрополита Московского, в село Одноушево Солигаличского уезда, за 12 верст от г. Солигалича. В крестном ходе участвуют тысячи, чуть ли не десятки тысяч окрест­ных и даже отдаленных мест жителей обоего пола.

Крестный ход из Солигалича на родину святителя Ионы совершается раз в год, всегда в одно и то же воскресенье с незапамятных времен, едва ли не с первой половины XVII в., когда в Одноушеве был построен первый храм в честь трех святителей Петра, Алексея и Ионы. (…) Мне представляется не лишним описать один из тех крестных ходов, в которых я принимал участие лично (…).

До городской границы процессия совершалась неспешно, чинно, в установленном порядке. Но здесь половина священно-церковнослужителей села на лошадей и отправилась вперед, часть богомольцев возвратилась в город; остальные священно-церковнослужители и богомольцы пошли с хоругвями, крестами и иконами так спешно, что многие слабые не могли успевать и отставали в дороге. Зато 12 в. были пройдены почти в два часа. При всем том здоровый человек не чувствовал, по-видимому, ни малейшей усталости; только и замечалось, что усердные отирают пот с лица и стряхивают пыль с одежды. Действительно, совсем было некогда думать об усталости; с одной стороны, невольно поддаешься общему, какому-то благоговейно-радостному настроению; с другой — на каждом шагу открываются чуд­ные картины природы и жизни, картины, наводящие на глубокие религиозно-философские размышления. (…)

Но мысли невольно иногда уносились и назад, ко временам давно минувшим, когда здесь, среди этой, тогда еще девственной природы родился, воспитывался, учился вере и благочестию один из великих столпов русской православной церкви — святитель Иона. То были совсем времена иные: Россия, только что сбросившая монгольское иго и начавшая заменять удельную систему единодержавием, не была еще свободна от многих старых недугов удельного времени. Русская церковь вела усиленную борьбу с Западом, стремившимся навязать ей Флорентийскую унию. В то же время, при полном отсутствии просвещения, остатки язычества и суеверий в народе встречались еще на каждом шагу не только в захолустьях по селам и деревням, среди простого народа, но и в городах среди высшего сословия, даже среди духовенства. Потому появление на горизонте жизни государственной и церковной таких личностей, каковы были святители Петр, Алексей и Иона, или преподобный Сергий, нужно приписать особому промыслу Божию о России. В частности, пределы нынешней Костромской области были еще страной, покрытой непроходимыми лесами и болотами, — страной в полном смысле дикой, малонаселенной; кое-где только в пустынных местах стали появляться монастыри, как рассадники поселений. Около них ютились и устраивались ищущие оседлости кочевники; из монастырей же шли далеко во все стороны и лучи христианского просвещения. Таков, между прочим, был Воскресенский монастырь, основанный в 1332 (*) году на правом берегу реки Костромы, где теперь располагается г. Солигалич, обязанный этому монастырю своим существованием. Лучи христианского просвещения из этого монастыря, конечно, достигали до деревни Одноушевой и благотворно касались дома благочестивого обитателя оной Феодора, от которого родился и получил первые наставления святитель Иона. Вот какие размышления занимали меня, как и многих других, в то время, когда я старательно спешил не отстать в ходу от других, подхватывая иногда и помогая другим нести святые иконы.

Между тем процессия достигла деревни Одноушевой — настоящей родины святителя, прошла по ней безостановочно и остановилась лишь у часовни, отстоящей от деревни в 1/2 версте. Но меня любопытство подстрекнуло приотстать, чтобы поближе познакомиться с родиной великого святителя. Небольшая, из 15 лишь дворов, деревня расположена на половине небольшой горы, упирающейся в правый берег речки Светицы. Кругом виднелся лес и лес, с редкими верхушками отдаленных сельских церквей и деревенских крыш. Я рассчитывал отыскать здесь хоть какие-нибудь следы жизни святителя или его родителя благочестивого Феодора Одноуша. Но расчет мой был почти напрасный: жители хорошо знают, что в их деревне родился и жил когда-то со своими родителями великий угодник Божий святитель Иона и чрезвычайно благоговеют пред ним, считая его своим небесным покровителем; но никто не мог указать места, где стоял дом родителей его; никто не дерзнул причислить себя к потомству его; не встречается даже однофамильцев. Однако самое селение сохранило древнее название «Одноушево» по имени Феодора Одноуша, родителя св. Ионы. (…)

Как на единственный памятник жизни и первоначальных подвигов св. Ионы одноушевцы указывают на источник ключевой воды, находящийся дальше по пути на север, в 1/2 в. от деревни, где стоит вышеупомянутая часовня. Источник дает в большом количестве чрезвычайно чистую холодную воду, струящуюся в полугоре. Здесь, по преданию, св. Иона с детства начал уединяться и предаваться богомыслию и утолял жажду. В настоящее время над источником стоит довольно красивая деревянная часовня. Раньше здесь была ветхая часовня, построенная в незапамятные времена, от которой осталось только несколько икон письма XVI и XVII веков, почерневших от времени до неузнаваемости ликов. У часовни солигаличский крестный ход встречен солигаличским протоиереем и одноушевским причтом и приостановлен на время для совершения над источником малого водоосвящения. Лишь когда кончился молебен, народ массами бросился к источнику, умываясь, глотая и черпая воду в бутылки для домашнего употребления, в полной уверенности, что она имеет, по молитвам св. Ионы, чудотворно-целебную силу. (…)

Иона Московский Сырцов Солигалич Одноушево

Часовня в Одноушево. Иллюстрация: Журнал «Губернский дом», 1995, № 4

Нет сомнения в том, что родиной святителя была нынешняя деревня Одноушево, отстоящая в 12 в. от г. Солигалича на север. Но была ли она тогда деревней из нескольких обывательских домов или из одного дома Феодора Одноуша, по фамилии которого и стала называться, — неизвестно. Феодор Одноуш, по всему видно, был простой поселянин, земледелец; но человек христиански благочестивый, сумевший дать начатки религиозных понятий своему сыну, может быть, даже научивший его еще дома грамоте. В житии говорится, что Иона 12 лет был уже монахом в одном из монастырей Галичской страны; столь раннее поступление в монастырь предполагает в нем и грамотность и сознательное религиозное влечение, которое, вероятно, зародилось еще в родительском доме. В Солигаличе в это время был в цветущем состоянии вышеупомянутый Воскресенский мужской монастырь, основанный меньше чем за столетие перед сим (в 1332 г.) и положивший начало заселению и религиозному просвящению солигаличской местности. Феодор Одноуш, в свою очередь, может быть, был первым поселенцем на месте, где теперь существует деревня с его именем. Близость посада Соли Галичской с богатым монастырем при отсутствии приходских храмов не могла не отразиться благотворно на самом «благочестивом Феодоре, зовомом Одноуш», на его семье и, в частности, на его сыне, впечатлительном, умном отроке Ионе (во св. крещении святитель, может быть, получил другое имя, но история нам этого имени не сохранила). Правда, в Галичской провинции в первой половине XV в., как мы уже заметили, был не один Воскресенский монастырь, но мы более склонны оставаться при том убеждении, что 12 л. отрок Иона облекся в иноческий образ в этом именно, ближайшем от его родины, родном для него Воскресен­ском монастыре, в котором он с родителями, конечно, бывал и молился не раз. Лишь достигнув совершеннолетия, св. Иона, неизвестно, по каким обстоятельствам, переменил место подвигов, поступив в братство Симонова монастыря, где видел его и благословил, спящего в пекарне, митрополит Киевский и всероссийский Фотий, предсказав для него великую будущность. (…)

Святитель Божий Иона скончался 31-го марта 1461 года. В тяжкие времена для церкви и отечества протекла его жизнь. Много сделал он при своей пастырской мудрости и ревности для той и другого.

«Костромские епархиальные ведомости», 1898 г. № 13. (Печатается в отрывках), Журнал «Губернский дом», 1995. – № 4. – С. 29-30.

Примечание:
(*) Впоследствии сам И.Я. Сырцов придерживается другой даты — 1335 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.