В. Павлова. Направление к храму. Трофи-паломничество к преп.Ферапонту Монзенскому.

Трофи паломничество, Солигалич, В.Павлова, Ферапонт МонзенскийВ. Павлова. НАПРАВЛЕНИЕ К ХРАМУ. Трофи-паломничество к преп.Ферапонту Монзенскому. 06.2012. Фотоальбом…

 

 

Трофи паломничество, Солигалич В.Павлова Ферапонт Монзенский

Все фото здесь…

Паломнические поездки к святым местам  для прихожан Спасо-Преображенского храма организуются давно. Проложено много маршрутов, и многие побывали там, куда призывало их сердце. 29 июня автобус с паломниками уехал в Москву, в Покровский монастырь, к блаженной Матроне. И в этот же день, но в другую сторону, через село Калинино и р.Тутку, к Преподобному Ферапонту Монзенскому, по непролазным местам отправились две машины высокой проходимости.

В житии преп. Ферапонта Монзенского говорится об этих местах: «Это была непроходимая дебрь, достигнуть которой  от города Солигалича  можно было только на лодке рекой Костромой…» Мы же, мы отправились в путь на машинах, что было главной нашей задумкой.  Храм располагается на реке Монзе, неподалеку от слияния ее с Костромой. По пути были еще слияния рек  — Тутки  и Костромы  (и в этих слияниях можно увидеть некий смысл – соединение с чем-то главным и важным для нас…)  Реки, как главный ориентир, периодически возникали на нашем пути. Была и высоковольтная линия, ведущая в Буйский район, которая также указывала примерное направление. Помогал и навигатор отца Александра: этот прибор оказался кстати. В нашем необычном паломничестве вместе с мирянами принимали участие настоятель Преображенского храма Солигалича о. Александр Смирнов и о. Николай Андреянов. Спросить верную дорогу было не у кого — за Калининым жилых деревень уже нет. И первые люди встретились нам только в Буйском  районе. Напротив, звериных следов — медвежьих, волчьих, лосиных – мы встречали множество.

Трудно представить, что такие дороги еще есть! Машины буксовали в грязи и жиже,  УАЗ вставал на дыбы, на своих  колесах, как цирковой медведь. Второй, трехмостовый ЗИЛ, таскал на буксире УАЗ, и ЗИЛ в свою очередь, мы вытаскивали лебедками. Форсировали мы и реку. Река Тутка сейчас неглубокая, но ее берега круты и вязки.

Среди нас были участники областных соревнований «Сусанин-Трофи».  Так что, опыт преодоления сложных участков дорог у нас был. И конечно, спасал профессионализм водителей, организаторов нашей поездки — Игоря Прыткова, Алексея Васильева и Александра Дудина. Помогал, потому что машины всегда выбирались, из почти безнадежной топи. Грязь, болота, колеи глубиной с колеса, вокруг — лес стеной, крутые подъемы и спуски, такие что дух захватывает – настоящий экстрим… В кузове мы всю дорогу кланялись, будто отвешивали поклоны нашей предстоящей цели, храму – это на ходу нас заставляли пригибаться ветки деревьев.

Ехали не так быстро. Можно было надышаться запахами леса, таволги, разглядывать безлюдные деревни, некошеные поля, зарастающие деревьями и кустарником, и ручейки, спешащие к реке из родников, из которых уже некому брать воду. А ромашковые поля на Тутке измеряются километрами!

На ночлег мы остановились поздно — в одиннадцатом часу, в устье реки Тутки, впадающей в р.Кострому. У костра долго разговаривали — отец Александр и отец Николай вели свои просветительские исторические беседы…

Рано утром собрались в дорогу: до Курилова оставалось немного – это по километрам, но что нас ждало дальше… Проехали  две буйские деревни с колодцами-журавлями, и все единодушно отметили, что они от наших отличаются сильно, потом обогнали  гужевую повозку — там местами дороги не лучше лесных, а затем проехали небольшой асфальтированный  участок. В свое время, когда начинали строить Буйскую атомную станцию, асфальтовая дорога должна была связать Буй и Солигалич. Но не связала. И теперь она лишь добавляла контраста. Об этой дороге нам потом и рассказал о. Михаил, настоятель храма, куда мы направлялись. А вот, село Курилово. Сначала мы увидели колокольню, а потом и сам храм.

Мужской монастырь был закрыт давно, еще в  ХVII веке, и с тех пор действовал как приходской храм. О преподобном Ферапонте, еще на первом привале нам рассказывал отец Александр. Теперь о преподобном, о его монастыре, рассказал настоятель храма в Курилове иеромонах Михаил (с ним, кстати, в свое время начинал служить наш о.Александр). Отец Михаил поведал, что данных о происхождении и ранних годах жизни преподобного не сохранилось, и о них можно только догадываться, и что вышел преподобный Ферапонт из Москвы. Он же рассказал о чудесных исцелениях по молитвам преподобного, и о том, что каменный Благовещенский храм с колокольней и каменной оградой был построен в 1798 году. В церкви есть престолы в честь Воскресения Христова, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. В стенах церкви пребывают  под спудом мощи преподобных Ферапонта, Адриана  и Феодосия  Монзенских.

…В храме трепетно горели свечи, были светлы лики преподобных на иконах, солнце, проникая сквозь окна, растекалось по сверкающему полу. Только мы, путешественники, увы, далеко не в праздничных одеждах, своими расспросами вносили суету в это умиротворение.

В летнем приделе сохранилась роспись, выполненная художниками Васнецовской школы. Фрески с позолотой, пусть с утраченными участками, надолго удерживали взгляд и будили мысли. И когда мы поднялись на колокольню на самую высоту, там нас остановило созерцание вида деревни Курилово, деревенского кладбища, реки Монзы, сторожки и огорода, который возделывает о.Михаил. То, что о храме радеют, видно и внутри, и снаружи. Восстановление храма — дело затратное, а приход небольшой.  «Кто же помогает?» — спрашиваю  отца Михаила. «Помогают одноклассники, знакомые, и — случаются чудеса» — ответил он. Храм здесь такой, что о нем передаётся много разного и чудесного: к примеру, как еще во времена существования монастыря здесь исцелились больные отроки, один из Буя, другой — из Солигалича.

…Мы возвращались домой, уже не сбиваясь — по своим колеям. Отец Михаил пожелал нам ангела-хранителя в дорогу…

Один из участников поездки потом сказал: историю свою мы знаем мало, и хотелось бы  восполнить этот пробел, чтобы эту историю передавать и нашим детям. Напоследок сообщим, что монастырь располагался в бывшей Корежской волости, в 40 километрах северо-западнее города Буя, по буйско-солигаличскому тракту. Об этом тракте встречаются упоминания в разных источниках.

Мы проехали из Солигалича к преподобному Ферапонту по диким, но удивительным местам, словно наметили направление. Это направление — как возвращение к своей истории, к нашему православию…

Послесловие редакции.

В наше время нет нужды преодолевать сотни верст, в том числе паломнических, пешком, с посохом и сумой. Хорошо это или плохо – уже никто не знает. У каждого времени свои трудности. И соединить экстремальное путешествие и желание посетить святые места, в наш век сегодня кажется совершенно нормальным.

В век, когда самолетом преодолевается расстояние, ранее требующее годы опасного пути – объяснимо и иное. Человек готов потерпеть убытки, потерять колеса или весь автомобиль, чтобы убедиться в своей решимости и умении преодолеть себя, и трудности пространства, изведать опасности и риск — но добраться до своей цели – храма, монастыря, святыни…

Это приходило в голову, слушая рассказ о.Александра о приключении, описанном выше. И еще – о его идее, вот так, собираться вместе, всем заинтересованным, и на автомобилях искать иные места, иные цели. Добираться, например – до Тотьмы, с ее прекрасными храмами-кораблями, чтобы поклониться преп. Феодосию Тотемскому. Когда почти непроезжая дорога – это единственный короткий путь на север в Вологодскую область. Или отправиться на поиски старинных и полуразрушенных церквей, которых много в глубинке, там, где впору ездить на вездеходе. Поклониться святому месту, послужить молебен, поставить поклонный крест или памятную табличку, прибрать – это выказать свое неравнодушие к Вере, Правде и Святости. Достойная цель…

На нашем сайте есть материал — воспоминания священника Василия Румянцева. Батюшка в начале 20-го века служил дьяконом в селе Тутка, в тех местах, где проходил маршрут сегодняшнего путешествия.

Пересеклись «воздушные пути»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.