М.И. Псково-Печерский монастырь. Паломничество и впечатления.

Печоры, Солигалич, паломникМ.И. ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Паломничество и впечатления. 06.2013. Видео…, Фотоальбом…

 

 

 Солигалич, Псково-Печерский монастырь, паломник

Псково-Печерский монастырь

Весь фотоальбом здесь… 

Видео…

Далеко отстоит Псковская земля от Костромской по паломническим меркам. Самолет или поезд, мало применимы для современных малобюджетных паломнических поездок по европейской России. И тысяча километров на автобусе по нашим дорогам, подвиг немалый…

Впервые солигаличане, и вообще жители области, под эгидой прихода или епархии, ездили в Псково-Печерский монастырь. Сутки длился неизведанный для нас и богатый на разные обстояния путь. Организовала и договорилась о размещении, питании и экскурсиях для тридцати семи паломников матушка Ольга Смирнова…

Рассказывать о Псково-Печерском монастыре на православном сайте наверно нужды нет. Все его знают. Главное – добраться до Печор к самому краю российской державы (западнее — только Калининградский анклав). Для пользы будущим странникам добавим, что лучше забронировать по телефону ночлег в паломническом центре Печор, ведь, мест по приезду может не быть: сам монастырь, размещением гостей не занимается. Большим плюсом, забегая вперед, стал договор матушки с местными экскурсоводами. Такую осведомленность, живость языка, энтузиазм и открытую любовь к родному краю (может, это особенность псковичей?), надо еще поискать. Конечно, сегодня проблем с информацией нет, но общение со знающими местными жителями ничем не заменить.

 Солигалич, Псково-Печерский монастырь, паломник

Псково-Печерский монастырь

От паломнического Центра до монастыря минут двадцать пешком. Расписание богослужений висит в холле гостиницы. На ее втором этаже в коридоре встроен маленький храм, где можно помолиться или подготовиться к Причастию. Трапезная, номера для проживания: все как положено, без лишней роскоши. Путь в монастырь идет по улочке мимо старых домов. Весь городок несет отпечаток «западности»: некоторое время район принадлежал Эстонии — она буквально за холмом, поросшим лесом. Здесь часты эстонские и финские автомашины с русскоязычными паломниками.

День монастыря начинается в шесть утра с братского молебна и благословения у раки преподобного игумена Корнилия, умученного царем Иоанном Грозным. Затем, ранняя литургия в Успенском храме. Другая, поздняя, проходит уже в других храмах. Паломников в это время не так много, как в иных знаменитых обителях. Но совершенно очевидно, что поток их никогда не слабеет и не иссякает, словно здесь течет пятисотлетний ручей. В дни праздника Успения Пресвятой Богородицы в августе, ручей этот разливается в великую реку. Тысячи паломников съезжаются в Печоры, чтобы пройти вдоль выложенного цветами пути, по которому проносят чудотворную икону Успения.

Богом зданныя пещеры, тихи и укромны, и не велики по сравнению с Киево-Печерскими. Но здесь, десять тысяч захоронений — цифра крайне впечатляющая! Проходя по коридорам, будто вырезанными резцом в плотном розово-желтом слоистом песчанике, мимо замурованных ниш с табличками и именами, мы поклоняемся в тишине древним подвижникам, и современным, прославленным в народе старцам. Митрополит Венимин Федченков и Иоанн Крестьянкин – они здесь…

После литургии, ко входу в Успенский храм вышел схиархимандрит Никон. Многие подошли к нему взять благословение и испросить духовного совета. Старец  благословлял просфорами, и без суеты, не оставляя никого без внимания тихо говорил им что-то, или вместе молился. Ранее, на молебне в полумраке, от сидящей, чуть склонившейся фигуры схимника в куколе, на несколько метров будто разливалась тишина… Особенное пение братии и эта внутренняя тишина будто уничтожала всю условность времени и превращала его в Вечность…

…Старинная крепость Изборск, в трех десятках километрах от Пскова, привлекает внимание туристов наверно более чем монастырь. Конечно, былые вид и слава в прежнем виде сохранились мало, и повсюду следы реставрации и «новодела». Зато рядом – Словенские ключи. Они маленькими и сильными водопадами бьют из обрывистого сланцевого склона и считаются целебными. Надо лишь снять обувь и пройти по студеным ручьям, сбегающих в озеро. Все так и делают. На самом озере – плавают беззаботные лодки с туристами, у берегов – грациозные белые лебеди…

На обратном пути, лишь провожаем взглядом указатель — «Пушкинские Горы». Но, нет времени и возможности побывать у Поэта. Походить по его местам, глядя его глазами полюбоваться на просторы, подышать тем воздухом и может быть, нечто ощутить… Странно, что во времена советского принуждения, имя Пушкина всегда было на слуху: так было, по крайней мере. Теперь, он будто умер, как наверно умирает потребность в Языке и настоящей культуре…

Типичные трудности дороги, и испытания, не оставляют паломника и в наш век. Но, проехав тысячу километров по тряским дорогам или пройдя пешком сотню – с верой и надеждой в сердце – уже не обретает ли он искомое?

Июнь 2013 г.

______________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.