Дудин В.А. Реформы образования в Солигаличском районе. Ч.II. Земские народные училища.

Земские училища Дудин В.А.Дудин В.А. РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЛИГАЛИЧСКОМ РАЙОНЕ. Ч.II. Земские народные училища.

Продолжение статьи В.А. Дудина О реформе образования в Солигаличском уезде насыщено цифрами и именами. Ценность материала существенно дополняют данные о состояния церковно-приходского образования в уезде в 19 веке. Большое внимание уделяется земским училищам на Совеге, севере района… 

ЗЕМСКИЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА В КРАЕ.

Земские училища Дудин В.А.В 1873 году Солигаличское уездное земство всем сельским обществам, открывающим и устраивающим земские школы начало выдавать ежегодную субсидию на содержание учителей. Кроме Бурдуковской школы, которая была открыта ранее, открываются Корцовская и Зашугомская школы (1872г.), Георгиевская и Чудцовская (1873г.), Верховская (1876г.), Березовская и Нероновская (1880г.), Лосевская (1884г.), Великовская (1885г.), — в то время Тотемского уезда, Тормановская (1886г.), Залесская и Плещеевская (1891г.), Билибинская (1894г.), Пилятинская (1896г.), Сондобовская (1900г.). В результате такой поддержки, к 1903 году в уезде было открыто 17 земских начальных школ. Небольшая по началу субсидия в сумме двухсот рублей, выделяемая на содержание учителей ежегодно, постепенно достигла к 1904 году — 7523 рублей. В дальнейшем средства стали выделяться на содержание и ремонт школ, приобретение учебников и других школьных принадлежностей. Так, если в 1904 году на эти цели было отпущено 1400 рублей, то уже в 1908 году – 1712 рублей.

Для дальнейшего обучения крестьянских детей в Солигаличском уезде было открыто Григорьевецкое ремесленное училище в селе Григорьевецкое в непосредственной близости от Корцова. Усадьбу со зданием подарила земству Прасковья Дмитриевна Антипова, с тем условием, что «здесь будет устроено какое — нибудь полезное земское заведение: больница, богадельня, школа и т.п.». Больница и богадельня были уже ранее построены в селе Корцове, и земство решило открыть ремесленное училище — школу. При этом финансирование школы осуществлялось за счёт Министерства народного просвещения (от 4000 до 5000 рублей ежегодно) и софинансирования уездного земства (800 рублей ежегодно). В 1905 году в этой школе обучалось 41 человек, из них: детей крестьян – 32, мещан – 5, дворян — 3 и духовенства – 1.

С 1903 по 1907 годы, при поддержке Министерство народного просвещения было построено 15 новых начальных училищ (в т.ч. и Малотокаревская в 1905 году), а их количество с 17 увеличилось до 35. Обе школы в Великовской волости некоторое время располагались в наёмных помещениях деревень Прокошево, Васильево, Малое Токарёво.

Многие из учителей имели соответствующее образование и закончили женские гимназии, духовные гимназии, епархиальные училища, курсы учительских семинаров и т.п. В связи с большой укомплектованностью детей в Великовском и Хорошевском начальных училищах были введены дополнительные должности вторых учителей. В училищах обучались дети от 7 до 14 лет, из них около 80 процентов детей от 8 до 11 лет.

Во всех волостях для внешкольного образования были открыты школьные библиотеки, публичные библиотеки, библиотеки – читальни, в которых проводились народные чтения со световыми картинками. Работали при школах различные кружки. Так в Великовском начальном училище были введены бесплатные классы рукоделия для девочек. Дети занимались вязанием на спицах, вышиванием, шитьем и кройкой и прочее.

Контроль за ходом занятий и учебно–воспитательной работой в начальных училищах осуществляла комиссия Солигаличского училищного совета под председательством предводителя Солигаличского дворянства. В состав комиссии входили протоирей, участковые инспектора народных училищ, уездный исправник, городской голова, земские начальники, председатель земской управы и податные инспектора.

Обучение в училищах велось по утвержденным в 1897 году «Примерным программам». Продолжительность учебного года зависела от различных местных условий и составляла от 28 до 32 недель.

В 1905 году в Великовском начальном училище обучалось 89 детей, из них мальчиков 71, девочек – 18. Преподавали один учитель и один законоучитель.

В 1908 году Костромская губерния активно приступила к реализации проектов введения всеобщего обучения на её территории. Министерством народного просвещения Костромскому губернскому земству и земствам уездов были предложены условия по «выработке правильной сети школ в уезде».

При этом Министерство народного просвещения гарантировало земству всемерную помощь в деле народного образования. Школа, имеющая не более 50 учащихся и одного учителя должна называться однокомплектной. Такая школа считалась нормальной. Школа, в которой обучается более 50 учащихся, но не более 100 должна была иметь двух учителей и называться двухкомплектной. Школа, имеющая от 100 до 150 учащихся, должна иметь трёх учителей и считаться трёхкомплектной и т.д. На каждый школьный комплект Министерство обязывалось выдавать земству пособия в сумме по 390 рублей ежегодно. Деньги эти перечислялись исключительно учительскому персоналу, из которых жалование учителю составляло в сумме 360 рублей, законоучителю – 30 рублей. В последствие на тех же условиях Министерство соглашалось принять на содержание учительский персонал школ, которые были открыты земством еще до установления школьной сети в уезде. При этом, к 1920 году в Солигаличском уезде, согласно утвержденной сети школ, должно было открыто 92 школьных комплекта и завершено всеобщее образование.

В 1908 году в Великовской волости функционировали земская однокомплектная школа в деревне Малое Токарёво и земская четырёхкомплектная школа в деревне Васильеве. В Малотокарёвской школе преподавал один учитель, а число учащихся обоего пола достигало 35 детей. В Великовской школе – два преподавателя, из которых один законоучитель обучали 71 мальчика и 10 девочек. Согласно программе, по ликвидации неграмотности, к 1912 году в Малотокарёвской школе должно было обучаться 57 детей, а в Великовской 167 детей.

В 1910 году на территории Солигаличского уезда в системе Министерства народного просвещения функционировали городское 4-х классное училище (почетный смотритель, 2-й гильдии купец Фил. Дм. Смирнов), мужское приходское училище (попечитель – купец Михаил Михайлович Алексеев, Александровское приходское женское 2-х классное училище (почетная блюстительница Татьяна Николаевна Шорохова), Григорьевецкая низшая ремесленная школа (заведующий Федор Николаевич Булгаков), шесть 2-х классных и 32 земских училищ.

Двухклассные училища были следующие:

— Зашугомское – почетный блюститель (вакансия), заведующий училищем Николай Яковлевич Колосов, законоучитель, священник Василий Прокошев, учитель В. Григорьев;

— Корцовское – почетная блюстительница Александра Александровна Гусева, заведующий Николай Платонович Широков, законоучитель священник Владимир Миропольский, учитель Павел Емельянович Смирнов;

— Нероновское — почетная блюстительница Анна Александровна Черевина, заведующий П.Я. Соловьев, законоучитель священник Сергей Успенский, учитель М. Суворов;

— Костромское (Билибинское) — почетный блюститель Мирон Ефимович Ефимов, заведующий училищем Д.П. Ипатов, законоучитель, священник Владимир Белоруссов, учитель Николай Петрович Соколов;

— Демьяновское — почетный блюститель Александр Романович Романов, заведующий Алексей Евтихьевич Лаврентьев, законоучитель, священник Ипполит Непеин, учителя А. Смирнов и Николай Иванович Мотасов;

— Начальное училище при деревне Заяцкое – учитель Клеопатра Геннадьевна Дробышева, законоучитель (вакансия).

Земские училища:

— Бурдуковское — попечитель купец Петр Михайлович Куликов, законоучитель священник Василий Аретов, учительница Ариад. Леонтьевна Каллистова;

— Верховское – попечитель (вакансия), законоучитель священник Иоанн Соболев, учительница Е.Н. Мичурина;

— Великовское — попечитель купец Николай Николаевич Собенников, законоучитель священник Петр Тодорский, учительницы Рахиль Константиновна Юшкова и Нина Серафимовна Брудастова;

— Верещагинское — попечитель крестьянин Арсентий Копнин, законоучитель священник Николай Лебедев, учительница Е.В. Дудина и учитель Александр Алексеевич Кудрин;

— Горы-Займищенское — законоучитель священник Иоанн Соболев и учительница А.Н. Смухнина;

— Григорьевецкое – попечитель М.Т. Сизов, законоучитель священник Александр Кастальев, учительница Р.О. Астафьева;

— Георгиевское – попечитель Н.В. Шалаев, законоучитель священник Александр Голубев, и учитель Иван Васильевич Попов;

— Егорьевское на Холму – попечитель Н.И. Воронов, законоучитель священник Александр Кастальев и учительница Александра Александровна Цветкова;

— Заяцкое – попечитель А. Павл. Бардышов, законоучитель священник Алексей Голубев, учительница К.В. Лебедева;

— Ивашевское — законоучитель священник А. Городков, учительница М.М. Дудина;

— Ладыгинское – попечитель купеческая жена Мария Александровна Архангельская, законоучитель священник Михаил Зверев, учительницы Лидия Ивановна Любимова и Т.В. Соколова;

— Лапинское – попечитель А.М. Архангельский, законоучитель священник Михаил Зверев, учительница Елизавета Ивановна Солодовникова;

— Ласицинское – попечитель потомственный почетный гражданин И.В. Собенников, законоучитель священник Константин Песков, учительница Екатерина Андреевна Николаевская;

— Лосевское – попечитель П.В. Шулепников, законоучитель священник Иоанн Гарский, учительницы Мария Яковлевна Яковлева и Мария Александровна Прокошева;

— Мартьяновское – попечитель купец М.М. Алексеев, законоучитель священник Геннадий Альтовский и учительница Серафима Владимировна Касторская;

— Мало-Токаревское — заведующий А.Н. Черногубов, законоучитель – дъяк В.Белков и учительница – М.К. Смирнова;

— Николо-Березовское – попечитель крестьянин Михаил Уварович Зеленков, законоучитель священник Г. Соколов, учительница Мария Николаевна Лебедева и учитель Николай Михайлович Лебедев;

— Никольское в Залесье – попечитель дворянин Николай Яковлевич Перфильев, законоучитель священник Василий Соколов, учитель Ант. Алексеевич Бирюлев и 2-я учительница Мария Ивановна Сафонова;

— Оглоблинское – попечитель крестьянин Н.Н. Никитин, законоучитель священник Владимир Белоруссов и учитель Николай Павлович Успенский;

— Плещеевское – попечитель купец Михаил М. Смирнов, законоучитель священник Николай Махровский и учительницы: Александра Степановна Иванова и Ел. Александровна Ерастова;

— Петряевское – законоучитель священник Александр Летунов и учительница Л.А. Прокошева;

— Пилятинское – попечитель купец Алексей Михайлович Архангельский, законоучитель священник Николай Изюмов и учительница Вера Васильевна Федорова;

— Пензинское – попечитель (вакансия), законоучитель священник Алексей Городков и учитель Николай Есп. Морозов;

— Рогачевское – попечитель крестьянин П.А. Касаткин, законоучитель священник Павел Суворов и учитель В.А. Жданов;

— Сондобовское – попечитель Санкт–Петербургский купец Григорий Кузьмич Симонов, законоучитель священник Павел Соколов и учительница Александра Александровна Ереминская;

— Соловьевское – попечитель потомственный почетный гражданин А.В. Собенников, законоучитель священник Василий Ильинский и учительница Екатерина Николаевна Постникова;

— Тормановское – попечитель земский начальник П.В. Новиков, законоучитель священник Василий Рязановский и учительницы Екатерина Павловна Гусева и Надежда Павловна Гусева;

— Хомутининское – законоучитель священник С. Рыженков и учительница Е.И. Соболева;

— Хорошевское – попечитель Д.П. Бауткин, законоучитель священник Владимир Ильинский и учительницы Надежда Васильевна Федорова и Екатерина Михайловна Королева;

— Чудцовское – попечитель предводитель дворянства М.Н. Текутьев, законоучитель священник Владимир Дружинин и учительница А.Т. Максимовская;

— Четряковское – попечитель И.Е. Костров, законоучитель диакон С.И. Покровский и учитель Н.А. Ереминский;

— Фадеевское – попечитель вдова действительного статского советника Е.Н. Марина, законоучитель священник А Кротков и учительница Н.И. Попова.

Благочинные по г. Солигаличу и уезду в 1910 году:

1-го округа (по г. Солигаличу) священник Алексей Голубев; 2-го округа – священник Федор Митинский и 3-го округа – священник Василий Соколов.

В конце 1912 года в Великовской школе преподавали 3 учителя и один законоучитель и обучались там 83 мальчика и 47 девочек, в Малотокарёвской школе один учитель и один законоучитель обучали 29 мальчиков и 16 девочек. Учителя получали жалование от 50 до 100 рублей в год. В 1912 году от Солигаличского земства на содержание Великовской школы поступило 250 рублей, а Малотокарёвской – 280 рублей.

В 1911 – 1912 годах Великовская и Малотокарёвская школы приобрели более 120 различных учебников, около 30 книг для учителей и учащихся, парты, скамейки и другой необходимый инвентарь. При чем, более половины учебников было выделено бесплатно.

Необходимо отметить, что к 1912 году грамотное и полуграмотное население Великовской волости составляло 659 человек, или 23,4 процента от населения обоего пола. Из общего количества грамотного населения мужчин было 372 человека, женщин – 87 человек. В волости обучалось в двух школах 175 человек или 5,9 процента от общего количества населения обоего пола. В то же время в 1912 году количество крестьянских хозяйств, в которых дети обучались в школе, по сравнению с 1900 годом возросло с 73 до 145, или с 17,5 процентов до 32,8 процента от общего количества хозяйств в волости.

Совежане стремились к просвещению и отдавали своих детей из народной школы в профессиональную школу, училища и гимназии города Солигалича. Желающих учиться было много, но осуществить мечту могли далеко не все, так как количество мест в учебных заведениях для волости было строго ограничено. Так, в 1912 году для дальнейшего обучения детей Великовской волости в Солигаличской гимназии и городских училищах лимит составлял всего 12 человек. Кроме того, препятствием для дальнейшего образования служило и недостаточная стипендия для жизни в городе.

В 1911 году, несмотря на определенные трудности Солигаличская земская управа получила земельные участки под строительство 12 новых зданий народных училищ, в числе которых были и два в Великовской волости: Малотокарёвское с отводом земли в одну десятину и Великовское – две десятины. В селе Великове предполагалось открыть училище Министерства народного просвещения с шестилетним образованием, о чём в своем представлении министерству просило Солигаличское земское Собрание. В конце 1912 года в деревне Малое Токарёво построили новую начальную школу.

Большое внимание уделялось санитарной профилактике школьных и дошкольных образовательных учреждений. При осмотре детей обращалось внимание не только на здоровье учащихся, но и на состояние парт, освещение классов, чистоту и порядок в школе. Санитарный врач знакомил и давал указания учителям как правильно располагать столы в классе, как должны сидеть за ними школьники, как выполнять санитарные требования по личной гигиене учащегося и учителя. Санитарным врачом принималось активные меры по предупреждению и распространению инфекционных болезней среди взрослых и особенно детей.

В 1911 году в соответствие с постановлением земского Собрания стали выделять для школьников до 300 рублей на горячие завтраки. Кроме того, необходимо было всем школам приобрести умывальники и полотенца, улучшить классную мебель, изъять из обращения многоместные парты, для чего открыть земскую столярную мастерскую. Одновременно было решено прибегать к услугам и тех мастеров в волостях, которые могли изготовлять мебель по необходимым требованиям. К их числу относились и мастера — столяры из деревни Макарово Великовской волости.

В 1915 году учительницей Великовского земского училища работала Ольга Александровна Касторская. Ее дед, дьякон Иоанн Касторский – стал Солигаличским новомучеником (расстрелян большевиками в 1918 году). В семье деда было четверо детей, и Александр Иванович старший из них был отцом Ольги Александровны. Александр Иванович, (в будущем, отец Александр) тоже, как и его отец был священнослужителем Солигаличского уезда.

Муж Ольги Александровны — Спасский Василий Николаевич. У них были дети: Антонина Васильевна Спасская, Ольга Васильевна Спасская, Мария Васильевна Спасская.

Таким образом, школьная реформа, с открытием церковно-приходских школ, земских народных училищ, во второй половине XIX века во всех волостях Солигаличского уезда, позволила в последствие ликвидировать безграмотность населения и обеспечить всеобщее образование. Несомненно, достойный вклад в осуществлении реформ принадлежит Церкви и ее священнослужителям, которые осуществляли религиозно – нравственную направленность учебного процесса во всех типах начальных школ.

Источники:
1. Государственный архив Костромской области.
2. Справочная книга по Костромской губернии за 1910 – 1916 годы.

Дудин В.А. Реформы образования в Солигаличском районе. Ч.II. Земские народные училища.: 2 комментария

  1. Добрый день! В Вашей информационной статье я увидела небольшую информацию о Марии Васильевне Спасской.. В истории нашего рода она проходит как дальняя родственница.. Очень бы хотелось более подробнее узнать о ней и её семье, тем самым получив хоть какую-то дополнительную информацию для восстановления истории нашего рода.. Знаем только, от рассказов бабушки, что она учительствовала в Каменске Ростовской области в 40 годах.. Ни дальнейшей её судьбы, ни родственных связей мы получить не можем.. К каким источникам нам обратиться или в какую организацию? Будем очень благодарны за любую информацию! Заранее СПАСИБО!

    • Здравствуйте, Марина! С праздником Благовещения Пресв.Богородицы! Большое спасибо Вам за отклик. Мы, по обычаю, отправляем Ваш вопрос автору статьи. Надеемся, он поможет Вам, или что-то подскажет. С уважением, Иустин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.