«Приходской катехизатор». Выпуск 17. На начало Великого поста.

Солигалич, Приходской катехизатор,на начало Великого поста.«ПРИХОДСКОЙ КАТЕХИЗАТОР». Выпуск 17. На начало Великого поста.

Солигалич, Приходской катехизатор, О Таинстве брака (Венчании)

Выпуск подготовлен по материалам Интернета 

Пост – это мост

Архимандрит Виктор (Мамонтов).

 

В дни Великого поста после Литургии я спросил девочку: «Что такое пост?» Все молящиеся, возможно, подумали — что может ответить ребенок, который еще рассуждать не умеет, на такой сложный вопрос? Они были удивлены, услышав ответ: «Пост — это мост».

Ответ был точный, и не потому, что ребенок думал об этом; ему было дано свыше. Пост — это действительно мост, духовный мост, соединяющий человека с Богом. И это соединение возникает тогда, когда человек очищает свое сердце покаянием и молитвой. Грех — всегда преграда между человеком и Богом, но когда он исчезает, возникает этот духовный мост.

Пост — время, которое нужно максимально посвятить углублению в себя. Из Священного Писания мы знаем, что нет человека, который был бы безгрешен. Но тот, кто в духовной жизни попытается в точности следовать заповедям Господним, встретит свою несостоятельность и неспособность. Здесь большая разница между христианином и неверующим человеком.

И христианин тоже имеет свои немощи и совершает грехи и проступки, может быть, так же, как и человек неверующий, но преимущество христианина в том, что он всегда ходит перед Богом и всегда бывает судим Словом Божьим. А для человека неверующего грех — это только поступок. Если это грехи какие-то неявные, невидимые для других людей, для него это обычное дело, даже иногда бывает нормой. Христианин всегда может, должен сознавать свои проступки, свои грехи, приносить о них покаяние, стремиться к лучшему, а человек неверующий этой возможности лишен.

Время поста дано для того, чтобы мы могли заглянуть в глубину своего сердца, по-новому взглянуть на Слово Божие, увидеть себя как в зеркале, насколько мы не соответствуем тому, чего Господь от нас хочет, к чему мы призваны, и устремиться к лучшему. Всегда приходится напоминать тем, которые об этом спрашивают, что покаяние — это не копание в грехах, это всегда устремление к лучшему.

Если человек постоянно будет сосредотачиваться на своих грехах, это не сделает его лучшим, а может только отравить его жизнь и ввергнуть его в уныние и в бездействие. Это самое худшее, что может быть. Духовная жизнь — это творчество. В искусстве нет предела, достигнув которого, человек может сказать: «Все! Мне стремиться больше ни к чему не надо». Если он так скажет, то это его конец. Это относится и к христианину.

Мы всю жизнь должны идти ко Христу, Который дал нам образ для подражания. Пост дан нам для того, чтобы мы, увидев свое несовершенство, свое духовное безобразие, при этом увидели, насколько прекрасен Господь, и насколько мы должны, устремляясь к Нему, тоже просвещаться, освящаться и делаться более совершенными.

В 41-м псалме есть прекрасный стих, где пророк уподобляет человеческую душу оленю. Древние толкователи считали, что олени, когда пасутся, вместе с травой поглощают множество мелких змей, яд которых начинает вызывать у них сильную жажду и они бегут к воде, чтобы утолить ее. Это прекрасный духовный образ, который можно приложить к духовной жизни.

Ядовитые змеи — это те пороки, грехи, несовершенства наши, которые потом начинают терзать наш дух, и нам непременно нужно утолить жажду из источника живой воды. Поэтому мы должны к нему стремится, как к живительной струе, которая только одна может избавить нас от этой греховной отравы.

 «Свет Православия», 2008

 

 

Прот. И. Сокаль. Из статьи «Покаянное чувство в молитвах и песнопениях Святой Четыредесятницы». ЖМП. 1950. № 3.

Покаяние, по учению Св. Церкви, имеет подготовительное значение для нашего спасения (Мк. 1, 15). Без покаяния нет спасения, как без начала нет конца. Христианство — новая жизнь во Христе вместо старой греховной (Гал. VI, 15; 2 Кор. V, 17). Покаяние устраняет греховность старой жизни и полагает начало новой. Это устранение греховности начинается через покаяние в духе, т. е. в разуме, чувстве и воле.

Покаяние в разуме начинается через внутреннее самопознание себя, когда человек закрывает телесные очи и духовным взором проникает внутрь себя. Здесь он находит содеянное им зло и осознает его как грех, или нарушение воли Божией. В этом грехе без оправдания и извинения признает свою виновность и, чувствуя слабость в борьбе с ним, обращается за помощью к Богу.

Работа разума сопровождается чувством, которое приближает и усваивает работу разума, жертвует свою жизненную силу для духовного очищения и делает покаяние желанным и радостным.

Опасность, — говорит Церковь — внутри: в эгоизме, гордости, себялюбии и тщеславии, и в неделю о блудном сыне она раскрывает весь ужас этого греховного состояния падшего человека и указывает величие Божия милосердия.

Отношение кающегося грешника к наполняющей его душу греховности и к причинам, вызвавшим это состояние, Св. Церковь изображает в другом песнопении: «На реках Вавилонских…».

Вавилон — это символ греховной тьмы и беззаконной жизни, где не может быть веселья и радости для христианина. Дщи Вавилоня и дети ее — это символ совокупности зла и греховности, наполнившей нашу душу и создавшей Богопротивную жизнь. Всякий, кто сокрушит эту греховность и покаянием рассеет тьму беззакония, блажен. Это покаянное чувство отвращает человека от греха и побуждает его любить святость жизни.

Затем, в неделю мясопустную Церковь устрашает нераскаянного грешника картиной Страшного Суда, побуждает его ко спасению не только любовию, но и страхом наказания. «Помышляю день страшный и плачу деяний моих лукавых…». Наконец, в последнюю — сыропустную неделю Церковь напоминает об изгнании Адама из рая, как символе нашего удаления от Господа а причине всех бед и скорбей.

 

 

Св. Иоанн Кронштадтский.

О Великом Посте. 

 

Братия! познаем, что тело наше есть храм Духа Святого, что мы не свои, а Божии, потому что куплены ценою крови Сына Божия. Не весте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои? куплени бо есте ценою (1 Кор. 6, 19. 20). Уважим свою природу, возвышенную до причастия Божественного естества; будем вкушать и пить столько, сколько нужно для поддержания жизни и для крепости наших сил; не отдадим ее во власть страстей нечистых, сделаем ее святынею, на которую и самим не стыдно было бы посмотреть, и в которой Бог узнавал бы дело рук Своих. Доселе мы грешили и предавались удовольствиям грубой чувственности; поживем хотя теперь целомудренно и свято. Мы были до ныне далеко от Бога по своим делам плотским; хотя теперь приближимся к Нему; узнаем сколько Он благ. Посмотри, Он дает нам вкушать Свою плоть и кровь. Если ты убежден, что сам по себе, без Бога, ты не больше, как нечистый тлен, прах, грешник, чуждый благодатной жизни, то ты поймешь, как велико благодеяние Господа, питающего нас Своею плотию и кровию. Он есть Источник жизни всех тварей и хочет поселить в тебе, чрез соединение с Ним в таинстве причащения, Свою жизнь, Свои совершенства, Свой мир, Свое блаженство, и сделать тебя вечно живым. Будем держать всегда в уме, что душа наша должна стремиться к Богоподобному совершенству, к дорогой свободе духа, и что она не может достигнуть этого совершенства, если мы будем оземленять ее делами плотскими, оковывать ее тесными и тяжелыми цепями вещества.

——————————————————————————

Издание Солигаличского благочиния Костромской епархии РПЦ

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.