ОСНОВАНИЕ СОЛИГАЛИЧА Из книги Сырцова И.Я. «Древние памятники самозащиты и благочестия граждан г.Солигалича».
Иоанн Яковлевич Сырцов (1837 — не ранее 1916) — протоиерей, магистр богословия, миссионер, церковный историк и писатель. Жизнь И.Я. Сырцова тесно связана с Солигаличем. В 1884 года Сырцов был назначен председателем Солигаличского уездного отделения Костромского епархиального училищного совета и затем, его смотрителем. В 1892 года был рукоположен в иерея и служил в Рождественском соборе Солигалича.
Как сообщает И.Я. Сырцов в своей книге «Древние памятники самозащиты…», его очерк основан на текстах «Солигаличской летописи», «Синодика бывшего Воскресенского монастыря», царских и патриарших грамотах, свитках 17-го века и надписях присутствующих на различных исторических артефактах.
Город Солигалич, который отмечал недавно свои 680 лет, расположен на севере Костромской области, у границы с областью Вологодской. В древности этот край был безлюдным: лишь охотники из финно-угорских племен чудь и меря проникали сюда в погоне за диким зверем. Первые упоминания о Солигаличском крае встречаются в XIV веке. Московский князь Иван Калита в своем духовном завещании уже упоминал о Галичских соляных варницах, которые предположительно находились в местах, об открытии которых и рассказывает этот небольшой отрывок из книги И.Я. Сырцова.
/…/ Когда князь Феодор Семенович* [см. примечание] был в Москве, в это время только что возвратился из Иерусалима знаменитый русский паломник игумен Даниил. Благочестивый князь не хотел упустить случая, чтобы познакомиться с этим замечательным игуменом и получить от него благословение. При свидании, он даже решился просить Даниила: отпустить с ним в Галич кого либо из окружения Даниила Киевопечерской братии, для того, чтобы и в Галиче положить основание монашеству, как оно уже было положено и привилось во многих русских местностях. Игумен Даниил охотно удовлетворил просьбу Галичского князя, назначив к отъезду с ним старцев-иноков: Афанасия, Романа и Тихона. Афанасию Феодор Семенович лично исхлопотал у Московского митрополита сан игумена. По прибытии в Галич Афанасий был определен на игуменство к храму Святого Спаса. Вскоре около княжеского двора был устроен монастырь, в котором тотчас же собралась и братия, до 70 человек.
Вскоре после этого, именно в 1335 году, в ночь накануне Пасхи (27 марта) князь, с игуменом Афанасием, были в храме Спасской обители и слушали чтение Деяний Святых Апостол. Послушав чтение, князь пошел из храма в свои палаты; вышел с ним до паперти и игумен с некоторой братией. На паперти же князь был поражен необычайным светом, сияющим как заря, на небесном своде, к северу от Галича. Князь спросил игумена:
«Отче мой духовный, что се есть знамение, сияющее от небес?»
Не успел игумен дать ответа, как послышался чей-то таинственный голос:
«О, княже, дерзай; Бог, ведый желание твое, на том месте хощет возсиять благодать Свою».
Все бывшие на паперти слышали чудный глас, ужаснулись и были некоторое время в оцепенении, как мертвые. Лишь тогда пришли в себя, когда исчезло сияние. Князь ушел в свои палаты, а игумен возвратился в храм.
В четверток на той же пасхальной неделе, в пятом часу утра, когда князь Феодор Семенович снова шел в обитель Святого Спаса, к утрени, вдруг послышался ему где-то гром. Оглянулся, видит опять в той же стороне чудный огненный столп, достигающий неба. Поэтому, стал в храме со слезами молиться и просить Бога, чтобы Царь небесный открыл ему смысл явлений. Встретивший его игумен Афанасий мог сказать недоумевающему князю только: «еже хоте Господеви, тако и будет».
Желая поскорее и точнее уяснить волю Божию, предзнаменуемую чудным видением, князь призывает своего отца духовнаго Афанасия и всех подчиненных князей и бояр в свои палаты на совет. Общим советом было порешено отправиться князю со свитой туда, где был виден блиставший необыкновенный свет.
Были созваны местные крестьяне, которых князь спрашивал: знают ли они ту местность и кто там обитает. Крестьяне ответили, что та местность пустынна, лесиста и никем не населена. Однако собрался и поехал князь с боярами «на великий лес» и доехал до озера Чудскаго (вероятно теперешнего Чухломского), по берегам которого обитала Чудь. Здесь были взяты новые проводники из Чуди. Далее, по дороге в лесу встретился некий человек, по имени Давид Гаврилов, родом из города Твери. Князь спросил Давида: «Отчего ты пошел из Твери?» «Князь Тверской дом мой разграбил и хотел меня убить. Потому, я и удалился в здешний лес; живу здесь уже 17 лет и имею семейство из восьми сыновей и пяти дочерей», — отвечал Гаврилов.
Когда князь рассказал Гаврилову о своем видении и указал приблизительно на место, где был виден светоносный столп, Гаврилов сказал:
— Живу я, господин, от того места только за четыре поприща.
— Живи, почтенный человек, здесь до века, сказал князь и отправился дальше.
Попадается на пути небольшая река. Ни князь, ни сопровождающие его люди не подозревали существование здесь реки и не знали ее имени. Князь приказал некоторым из своих слуг отправиться на лодке вниз по реке и узнать, куда она может привести. Посланные отправились и доплыли до г. Костромы. И открытая река, с возвращением посланных, была названа Костромою.
Дальше путешественники не пошли, предполагая, что здесь и есть то самое место, которое Господь восхотел прославить. Посоветовавшись с игуменом Афанасием, князьями и борами, князь Феодор Семенович порешил немедленно приступить к созиданию здесь иноческой обители с храмом Воскресения Христова, в память того, что первое видение было в самый день Пасхи.
Приняв благословение от игумена, князь первый собственноручно принялся рубить лес для храма. Примеру его последовали и прочие князья и бояре. Вскоре все было готово: и место расчищено, и строевой лес нарублен. Не замедлили и постройкой храма и жилищ для иноков.
«И основася», говорится в летописи, «церковь Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа на Вознесениев день, на память святаго и праведного Иова (6 мая). И совершена бысть церковь вельми чудна, яко от всюду бяше видети ю; а высота пять (?) сажень; и украсил ю князь святыми и честными иконами, вельми чудно; и игумена ту посади Афанасия, и устрои монастырь и келаря постави, именем Романа».
Так явилась на свет среди дремучих лесов, на правом берегу реки Костромы, родоначальница Солигалича города Воскресенская обитель, достойным памятником которой доселе служит городская приходская Воскресенская церковь, с отдельными двумя каменными храмами.
Воскресенский монастырь в нач. 20-го века.
Фото из альбама Храмы Солигалича.
По тогдашнему времени достаточно было появиться в необитаемой местности не только иноческой обители, но одному-двум пустынникам, как около первых пришельцев завязывалась жизнь: приходили новые и новые обитатели, иноки и миряне, расчищали лес, строились, обрабатывали землю, словом – быстро появлялась колония из иноков и мирян. Так, в былые времена, заселился весь северный край России, образовавший Архангельскую и Олонецкую губернии; так закипела жизнь и около Воскресенской обители.
Не прошло и года, как и около новой обители стали селиться и устраиваться миряне, эти первые граждане Солигалича. Князь Феодор Семенович не хотел возвращаться в Галич до тех пор, пока не увидит этих новых поселенцев. Он отдал приказ по своим вотчинам Галичским, Костромским и Ветлужским, чтобы оттуда немедленно было выслано несколько крестьянских семейств и были высланы немедленно, поселились и устроились. Тогда только благочестивый князь оставил новую обитель, пробыв в ней пять месяцев и десять дней в постоянных заботах о первоначальной постановке здесь жизни иноков и мирян.
Не забывал благочестивый князь своей новой обители и после; он часто посещал ее, отписывал к ней из своих вотчин целые села и волости; иногда нарочно покупал таковые в чужих вотчинах и уделах и дарил обители; уступил обители для ловли рыбы две трети Чудского (Чухломского) озера и четверть Галичского; позволил ловить рыбу во всех ближних реках, давал охранные грамоты и т.д.
В 1341 г. князь сильно разболелся и пожелал пред смертью принять монашество в своей любимой обители, от рук своего духовного отца игумена Афанасия. По желанию, он был привезен в обитель 10 мая, приняв монашество с именем Феодосия и преставился в первую же ночь по прибытии. Тело его, впрочем, для погребения в родовом склепе было перевезено во Владимир и погребено там, в храме Пречистой Богородицы.
Но и по смерти покровительство и благодеяния обители князя-ктитора долгое время не прерывалось. У Феодора Семеновича остался не менее благочестивый сын и наследник Андрей. Феодор Семенович умирая, завещал сыну покровительствовать обители Воскресенской, как он покровительствовал: отписывать в свою очередь свои села, волости и деревни. Достойный сын свято выполнял завет своего родителя. Он, как и отец его, часто бывал в обители и усердно молился; при посещениях давал братии «милостыню довольну»; в разное время пожертвовал обители деньгами 3000 руб. и 200 золотых, пять облачений камчатных, золотой потир, три серебряных позлащенных блюда, звездицу золотую, кадило серебряное, 55 лошадей, 1200 четвертей ржаного хлеба и 3000 четвертей овса.
Столь усердное благодеяние со стороны князя Феодора Семеновича и его сына Андрея сразу поставило Воскресенскую обитель в ряды обителей многолюдных, имеющих большое хозяйство.
Между прочим, у Воскресенской обители завелись даже свои соляные варницы, своя мельница, свои поля и луга и т.п. Такое хозяйство, конечно, требовало немало и посторонних рабочих рук.
Из монастырских трудников, частью переселенных князем Феодором Семеновичем и его сыном Андреем из их вотчин, частью пришедших добровольно и трудившихся за известную плату, составился около Воскресенского монастыря первый поселок, который постепенно стал разрастаться и получил название «Соль Галицкая». Долгое время этот поселок существовал под именем посада, приписанного к Галичу. В XIV веке в княжение Димитрия Донского посад «Соль Галицкая» отошел к великому княжеству Московскому. С 1627 по 1680 был под ведомством Галичской чети; с 1719 г. считался пригородком Галичской провинции Архангельской губернии и лишь в 1788 г. сделан уездным городом Костромской губернии.
*) Галичский князь, один из потоков Константина Ярославовича – родного брата Александра Невского, считается основателем Солигалича. В 1332 году при разделе между удельными князьями Русской земли, князю Семену Ивановичу достались Кострома и Галич. Через год, после смерти Семена Ивановича, один из его сыновей, Феодор получил в удел Галич.