Из истории Воскресенской церкви в селе Высоко.

Солигалич, приход, храм, история, краеведенияе, репрессии, Ильинская, священники, благочиние, Дудин В.А.,В.А. Дудин. ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА (Воскресенской) в селе Высоко Солигаличского уезда Костромской губернии

 

 

 

Высокосельская волость Судайской осады Галичского уезда упоминается за 1610 год, когда польским королем Сигизмундом III была «дана думному дъячку Степану Михайловичу Соловецкому» [1].

Центром древней Высокосельской волости был погост (впоследствии село) Высоко. Село находилось на высокой горе с отметкой 267 метров над уровнем моря, и от некогда величественной Воскресенской церкви и её колокольни открывался захватывающий вид на окрестности и лесные просторы.

Время появления здесь первых православных храмов не установлено, но согласно данным синодального казенного приказа уже в 1635 году деревянная церковь во имя пророка Илии существовала и службу в ней вели попы Иван и Константин, а в 1678 году во вновь построенной деревянной церкви Воскресения Христова – поп Флор Иванов.

Деревянные церкви неоднократно горели, или ветшали, и на их месте устанавливались новые. Так, в 1695 году попом Иосифом была освящена, вновь построенная деревянная церковь во имя пророка Илии.

В марте 1716 года поп Петр Иосифов с прихожанами обратились с челобитной в патриарший казенный приказ: «В Галицком уезде Высокосельской волости, что на Высоке церковь Воскресения Христова, с приделом Покрова Пресвятой Богородицы ветхи, и служить в них невозможно. Просим построить на том же погосте новую церковь во имя тех же престолов, да еще придел во имя преподобного Сергия Радонежского, и просим повелеть на церковное строительство лес готовить, а освятить новую церковь с приделами разрешить попу Троицкой церкви села Троицкое (Зашугомье) Усольской осады Галицкого уезда Дмитрию Иванову». Вскоре из патриаршего казенного приказа поступила благословенная грамота, о разрешении строительство церкви.

В 1723 году священнослужителями на Высоке были поп Петр Иосифов, дъякон Егор Афонасьев, дъячек Иван Козмин, пономарь Семен Иванов [2].

В начале 19 века в погосте Высоко уже стояли две каменные церкви — Воскресенская зимняя, с каменной колокольней и Ильинская летняя. Время постройки первой церкви неизвестно, предположительно, в конце 18 века, а вторая церковь возведена в 1820 году. Церкви окружала каменная ограда, внутри которой находилось приходское кладбище.

В Воскресенской церкви имелось три придела: а) в честь Воскресения Христова, б) в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в) во имя преп. Сергия Радонежского. Ильинская церковь тоже имела три придела: а) во имя прор. Илии, б) во имя Всех Святых, в) во имя святителя Николая Мирликийского. Село Высоко от уездного города Солигалича располагалось в 30 верстах. До ближайшей Казанской церкви на горе «Займище» было 8 верст, Троицкой в Зашугомье, Георгиевской в Митино-Верховье, Богородицерождественской в Торманово — 12 верст.

В 3-х верстах западнее Высока, в селе Трескове находилась деревянная Никольская церковь. В 1804 году эту церковь упразднили.

В 1863 году церковный причт Воскресенской церкви получал казенное жалование в сумме 150 рублей ежегодно и состоял из священника, дьячка и пономаря. Кроме того, в клире за счет доходов церкви разрешалось содержать диакона, дьячка и пономаря. Церковь по штатному положению была причислена к пятому классу.

 

Солигалич, приход, храм, история, краеведение, репрессии, Ильинская, священники, благочиние, Дудин В.А.,

Ильинская церковь. Фото нач. 20 в.

 

Солигалич, приход, храм, история, краеведение, репрессии, священники, благочиние, Дудин В.А., Воскресенская,

Воскресенская церковь. Фото нач. 20 в.

Воскресенская церковь имела в собственности земельные наделы площадью 125 дес. 1370 кв. саж, из них 55 дес. 19 кв. саж. земли ранее принадлежали упраздненной в 1804 году Никольской церкви в селе Трескове. В приходе в 34 селениях и 208 дворах проживали 835 прихожан мужского пола и 1001 женского пола. Дальние приходские селения от церквей располагались на расстоянии до 7 верст [3].

В 1911 году церковь относилась к 2-у Солигаличскому благочинническому округу. Церковный причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Священник получал казенное жалование в сумме 108 рублей, псаломщик – 36 рублей, а диакон от дохода церкви. Проценты с капитала в разных процентных бумагах исчислялись в сумме 1255 рублей. Доход священника в церковный причт от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч.составлял до 417 рублей, диакона до 274 рублей, псаломщика до 137 рублей в год. Священник проживал в церковном деревянном доме, а диакон и псаломщик имели собственное жилье.
В собственности церкви находилось 87 дес. 1370 кв. саж лесной земли, 17дес. луговой, 18 дес. пахотной, 3 дес. неудобной земли. На все земельные участки имелся план и межевая книга. В приходе Воскресенской церкви насчитывалось 35 селений, в которых проживали 1168 мужчин и 1356 женщин. В 1911 году в приходе имелись одна Высоковская одноклассная церковно-приходская школа и два земских училища [4].

В 1870 году село Высоко входило в 1 стан и относилось к Тормановской волости Солигаличского уезда. В 6 дворах села проживали 14 мужчин и 15 женщин. В 1897 году здесь проживали 9 мужчин и 13 женщин, а в 1907 году в 4 домах — 18 человека.

 

Священнослужители Воскресенской церкви

1821 – 1822 годы
— священник Алексей Протопопов – 36 лет
— священник Иоанн Семенов – 39 лет
— диакон Андрей Тарасов – 55 лет
— дьячек Захар Тарасов – 26 лет
— пономарь Семен Алексеев – 16 лет [5]

1871 год
Священник Вознесенский Павел Михайлов
Диакон Груздев Иаков Стефанов
Диакон Орнатский Василий Петров

1879 год
Священник Рязановский Василий Стефанович– 23 года, с 26 сентября 1877 года, с 20 октября 1878 года законоучителем.

1890 год
Священник Рязановский Василий Стефанович
Псаломщик — диакон Ильинский Никодим
Зашт. псаломщик Успенский Иван Кузьмич.

1894 – 1899 годы
Священник Рязановский Василий Стефанович
Псаломщик — диакон Ильинский Никодим
Зашт. псаломщик Успенский Иван Кузьмич
диакон Николай Перепелкин

1900 год
Священник Рязановский Василий Стефанович
Псаломщик Успенский Иван Кузьмич
Диакон Ильинский Никодим

1910 год
Священник Рязановский Василий Стефанович
Диакон Ильинский Никодим (Николай)
Диакон Алексеев Василий, определен с 2.07.1910 года с должности псаломщика Покровской церкви с. Хреново Кинешемского уезда.
Псаломщик Успенский Иван Кузьмич

1917 год
Священник Рязановский Василий Стефанович, уволен за штат в 1917 году

В 1932 году был репрессирован Александр Николаевич Перов — один из последних священнослужителей Воскресенской церкви.. А.Н. Перов родился в селе Солда Солигаличского уезда, в 1901 году. 28 июля 1932 года он, будучи диаконом церкви Воскресения Иисуса Христа был обвинен в антисоветской агитации и направлен на принудительные работы в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ). 21 июня 1989 года, спустя более 55 лет, А.Н. Перов был реабилитирован [6].

В селе Высоко при Воскресенской церкви долгое время существовала школа грамоты, законоучителем которой был священник Василий Стефанович Рязановский (ок. 1856 г.р.), окончивший в 1877 году Костромскую духовную семинарию. 15 ноября 1894 года в церковной сторожке Воскресенской церкви открывается Высоковская одноклассная церковно-приходская школа. С первых дней открытия учебного заведения, вплоть до 1917 года попечителем школы состоял зажиточный крестьянин деревни Прибытково Павел Беляев, а заведующим и законоучителем священник Василий Рязановский. Учителями школы были диакон Николай Перепелкин, окончивший Костромскую духовную семинарию (1894 – 1899), Ольга Вознесенская (1899 – 1910), Мария Морозова с 1909 года.

В 1895/96 учебном году школьные занятия посещали 23 мальчика и 3 девочки, в 1896/97 году – 28 мальчиков и 7 девочек [7]. В дальнейшем в школе проходили обучение от 30 до 40 детей ежегодно [8].

В приходе Воскресенской церкви с 1895 года функционировало еще одно учебное заведение, расположенное в д. Мансаково Тормановской волости — Тормановское земское одноклассное училище. Попечителем училища стал отставной поручик Сергей Николаевич Малиновский, а законоучителем священник Василий Рязановский. В 1899 — 1909 годах попечителем училища избирался крестьянин Тимофей Евсевьев, а в 1909 — 1915 годах — земский начальник, отставной поручик Петр Владимирович Новиков. В 1897 – 1911 годах учителем училища была Надежда Павловна Гусева, а её помощником Екатерина Павловна Гусева. В дальнейшем, вплоть до 1917 года, светские предметы в училище преподавали Надежда Павловна Гусева и А.П. Алякритская [9].

С 1914 года священник Василий Стефанович Рязановский был еще и председателем поверочного совета Высокосельского кредитного товарищества.

 

Солигалич, приход, храм, история, краеведенияе, репрессии, Воскресенская, священники, благочиние, Дудин В.А.,

Лесные просторы. Вид с горы Высоко. Фото А.А. Ефимовой, лето 2015 года.

 

В 1920 году село Высоко входит в Говоровский сельсовет Тормановской волости. В селе насчитывалось 12 дворов, в которых проживали 17 мужчин и 24 женщины. В 1924 году в 10 домах села проживали 24 мужчины и 22 женщины.

 

Солигалич, приход, храм, история, краеведенияе, репрессии, Ильинская, священники, благочиние, Дудин В.А.,

Ильинская церковь и колокольня Воскресенской церкви. Фото А.А. Ефимовой, лето 2015 г.

 

В 1929 году, при упразднении волостей, село Высоко стало входить в самостоятельный Говоровский сельсовет, здесь работала начальная школа, а в 17 дворах проживали 29 мужчины и 32 женщин. В целом, на территории Говоровского сельсовета располагались 399 дворов, в которых числились 769 мужчин и 1053 женщина.

Воскресенская церковь была закрыта около 30-х годов прошлого века. Два полуразрушенных храма стоят на горе и зарастают лесом – от села Высоко ничего не осталось, как почти и от деревень, входивших в приход Воскресенской церкви. Величественный и захватывающий вид с горы впечатляет по-прежнему, сюда приезжают туристы, близкие и дальние родственники бывших жителей Высока. Территория, где располагалось село и церкви, в настоящее время относится к Бурдуковскому сельскому поселению Солигаличского района. Примечательно, что церкви являются памятниками архитектуры регионального значения, но предпосылок для восстановления храмов не видно.

 

Источники:
[1] Старинные волости и станы в Костромской стороне. С. 11. Кострома. 1909.
[2] КЕВ.-1898.-№16.-С. 39-40.
[3] Протоиерей Иоанн Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Санкт – Петербург 1863. С. 277.
[4] Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома 1911. С. 306.
[5] ГАКО. — ф.26. — оп. 1. — д. 226 к.10в. л.л. 9,10, 27,29. ГАКО. — ф.26. — оп. 1. — д. 227, к.21чд.
[6] Книга памяти жертв политических репрессий по Костромской области (репрессированные), — 2007.
[7] Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии.
[8] Костромской календарь на 1899 год. К., 1898. Справочная книжка Костромской губернии на 1910 год. К., 1910.

[9] Народные училища Костромской губернии. Отчеты дирекции за 1912 – 1916 годы. Отчеты Солигаличской уездной земской управы за 1905 – 1915 годы.

 

Дополнительные источники:
Список населенных мест по сведениям 1870 – 72 годов. Костромская губерния. Т. 18. С. 316.
Список населенных мест Костромской губернии по сведениям 1897 — 1907 годов. Кострома 1913. С. 258.
Списки населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезд. Кострома 1926. С. 19.
Списки населенных мест по районам Костромской губернии. Кострома 1929. С. 73.
Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. К., 1871.
Алфавитный список церквей Костромской епархии, с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. К., 1879.
Брезгина Г. В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1890 г. Кострома, 2009. Т. 1. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1900 г. Кострома, 2009. Т. 2. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1910 г. Кострома, 2010. Т. 3. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1917 г. Кострома, 2010. Т. 4.

 

Из истории Воскресенской церкви в селе Высоко.: 2 комментария

  1. Действительно так, храмовый комплекс на Высоке федерального значения, но это никак не меняет ситуации. В тоже время не малое количество памятников архитектуры, как регионального, так и федерального значения заброшены, разрушены и ждут помощи, конкретной.

  2. Комплекс храмов в Высоко имеет статус объекта культурного наследия федерального значения и является собственностью Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.