Троицкая церковь в с.Зашугомье.

В.А. Дудин. ИЗ ИСТОРИИ ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ ЗАШУГОМЬЕ Солигаличского уезда.

Первое письменное упоминание о Зашугомье встречается в дозорной книге Соли Галицкой от 7121 года (1613 г.), где сказано: «Погост – а на нем храм Живоначальной Троицы вверх шатром, да другой храм Чудотворца Николая клецки с трапезою а в них образы, и книги, и ризы, и свечи, и сосуды церковные, и колокола строение все мирское… и на том же погосте двор пономаря Третячки Микитина, двор просвирницы Маланицы. Да тут же на погосте 4 крестьянских двора. Да деревни Коробкино, Колесниково, Муравьево, Сергоцкая, Слезино. Деревня Самылково а крестьяне все побиты а иные разбрелись…». Дозор Солигалича и погостов был проведен дьяком Кузьминым по приказу царя Михаила Федоровича в 1614 году с целью установить размеры разорения, причиненного Солигаличу и посадам польско-литовскими интервентами. Следовательно, от набегов интервентов и Зашугомье в стороне не осталось.

В 1622 году царем Михаилом Федоровичем зашугомские земли были даны в вотчину Михаилу Шейну – воеводе, руководящему защитой Смоленска во время войны России с Польшей, но сдавшему город полякам и за это казненному. Троицкая вотчина была передана Якову Дашкову, сын которого В.Я.Дашков был русским посланником в Англии.  А в 1770 году село Троицкое-Зашугомье с прилегающими деревнями Коротково, Бородавицыно, Рылово, Колесниково и др. принадлежали князю П.И. Мещерскому, от которого по наследству перешли к графу Петру Александровичу Румянцеву, сподвижнику Екатерины II, фельдмаршалу, получившему за свои военные заслуги приставку к фамилии: Задунайский [1].

Административно-религиозным центром волости был Троицкий погост в Зашугомье, называвшийся по имени стоявшей здесь церкви Троицы. На погосте было две деревянных церкви – Живоначальной Троицы (главная) и Николая чудотворца, по ветхости неоднократно перестраивавшиеся.

В 1653 году к Троицкой церкви были приписаны два двора попов, двор дьячков, двор пономаря, двор просвирницы, два двора бобылей, 12 четей пашенной земли, 30 копен сена. Кроме того, в приходе церкви имелись три помещичьих двора, 140 крестьянских дворов, 128 дворов бобылей, 9 дворов вдовьих.

В 1685 году патриархом дано разрешение построить в Троицком погосте каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровскую) с приделом Николая чудотворца, и в 1703 году эту церковь освятил игумен Воскресенского монастыря Соли Галицкой Киприан. Дальнейшая судьба этого храма неизвестна.

В 1704 году была построена и освящена новая церковь Живоначальной Троицы с приделом Происхождения Честного Креста. Два антиминса в патриаршем казенном приказе получил поп Троицкой церкви Дмитрий.

В 1720 году службу в погосте Троицком вели попы Лев Дмитриев и Матвей Дмитриев, а в 1723 году – поп Петр Дмитриев, дьяконы Григорий Васильев,  Петр Григорьев, пономари Иван Дмитриев и Алексей Григорьев, дьячки Алексей Дмитриев и Матвей Космин. В 1733 году вместо умершего дьякона церкви Григория Васильева, назначили его сына Алексея Григорьева [2].

Троицкая, Зашугомье

Троицкая церковь, село Зашугомье.

В 1800 году на средства помещика Ивана Ивановича Львова и при помощи прихожан в с. Троицкое-Зашугомье была построена новая каменная двухэтажная Троицкая церковь с каменной колокольней. Церковь была обнесена кирпичной оградой – внутри находились кладбище, каменные кельи и кладовая. В приходских селениях располагались девять деревянных часовен.

Троицкая церковь имела пять освященных престолов: в летнем приделе а) во имя Животворящей Троицы, б) во имя Покрова Пресвятой Богородицы; в  зимнем приделе в) в честь Богоявления Господня, г) в честь св. пророка Илии, д) в честь преподобного Макария Унженского. Расстояние от Солигалича до Троицкой церкви 21 верста. Ближайшая Воскресенская церковь в с. Якшино находилась в 7 верстах, Сретенская в Зашугомье в 8 верстах.

С южной стороны к храму прилегает старинное кладбище. Здесь похоронен Семен Иванович фон Дервиз, владевший неподалёку усадьбой Взглядново. Усадьба перешла во владение Дервизу от помещиков Львовых.

Род Дервизов происходит из Германии, но известность он приобрел исключительно в России. Первым из рода Дервизов был фон Визе, который в 1759 году значился юстиц-советником канцелярии и тайного архива Петра III.

Из двух сыновей юстиц-советника наибольшего успеха достиг Иван Иванович фон Визе. Он начал военную службу в Голштинии, в России командовал полком и дослужился до генерал-майора. В 1801 году ему было пожаловано 1500 десятин земли на Азовском море, близ крепости святого Димитрия Ростовского, будущего Ростова-на-Дону. Он-то и стал основателем родовой линии, которая в последующие полтора века сыграла определенную роль в русской истории.

Старший сын генерала от первого брака – Семен Иванович (1769/73 – до 1819) был уже православным и писался фон дер Визе. Он пошел по стопам отца и начал службу в гвардейском Семеновском полку, но в 1797 году перешел в армию и участвовал в войне с турками. В 1808 году офицер вышел в отставку и поступил инспектором в Артиллерийский департамент, где оставался до конца 1830-х годов, когда покинул Петербург и переехал жить в свое именьице в Солигаличском уезде Костромской губернии. Дервиз владел всего 10 душами и женился на местной дворянке Екатерине Юрьевне Лермонтовой из так называемой «колотиловской» линии Лермонтовых.

В том же Взгляднове с 1830 года проживал единственный сын Семена Ивановича – Николай Семенович (1807 – после 1858). Он в 1825 году окончил 2-й Кадетский корпус, по окончании которого прослужил в армии всего пять лет, после чего вышел в отставку «по домашним обстоятельствам».

Все костромские фон Дервизы были внесены в дворянскую книгу Костромской губернии по Солигаличскому округу.

В 1863 году штатный причт Троицкой церкви состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Кроме того, сверх штата положено было содержать в клире двух священников, дьячка и  пономаря. Церковный причт получал казенное жалование в сумме 258 рублей, из них священник 144 рубля, диакон 54 рубля,  дьячок 36 рублей и пономарь 24 руля. Проценты с капитала в сумме 130 рублей поступали в пользу причта. Церковь по штатному положению состояла в четвертом классе.

Троицкой церкви принадлежали земельные наделы площадью 38 десятин, которые были обозначены на общем плане волости со смежными владельцами земли.  В приходе в 26 селениях с 275 дворами проживали 1119 прихожан мужского пола и 1387 женского пола. Приходские селения от церквей располагались в радиусе до 8 верст.

В 1911 году церковь относилась к 2-у Солигаличскому благочинническому округу.  Церковный причт состоял из двух священников,  диакона и двух псаломщиков. Священник получал казенное жалование в сумме 144 рубля, диакон – 54 рубля, 1-й псаломщик – 36 рублей и 2-й псаломщик – 24 рубля. Второй священник казенное жалование не получал. Проценты с капитала в разных процентных бумагах исчислялись в сумме 2166 рубля.  Доход священника от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. доходил до 450 рублей, диакона до 300 рублей, псаломщика до 200 рублей. Церковный причт проживал в своих собственных домах.

Церковь имела в собственности пахотной земли 30 дес. 2318 саж, сенокосной — 3 дес. 1360 саж, лесной — 2 дес,  неудобной под дорогами и ручьем — 1290 саж. План и межевая книга на земельные участки отсутствовали. В приходе Троицкой церкви насчитывалось 23 селения, в которых проживали 1848 лиц мужского пола и 2127 женского пола. В 1911 году в приходе функционировали Зашугомская двухклассная Министерства народного просвещения школа, Верещагинское одноклассное земское училище.

В 1870 году село Троица-Зашугомье входило в Зашугомскую волость Солигаличского уезда. В 37 дворах села проживали 90 мужчин и 126 женщин, в  1897 году — 136 мужчин и 164 женщины. К 1907 году численность  уменьшилась до 292 человек, которые проживали в 45 домах.

В  1872 году в селе открывается земское одноклассное училище. В 1874 году в училище обучались 34 мальчика и 7 девочек, в 1876 году количество учеников значительно сокращается, до 23 человек, а в последующем вновь возрастает, в пределах, от 35 до 40 человек ежегодно.   Известно, что в 1897 – 1903 годах попечителем училища был купец Константин Николаевич Яковлев, а законоучителем священники Никанор Васильевич Драницын (1872 – 1902), Павел Изюмов (1902 — 1903 годы). Учителями в училище работали: Троицкий (1872 – 1876), Альбов (1876 — ?), Лидия Геннадьевна Марина (1897 – 1902), Мария Николаевна Саладьева (1897 – 1898), Елизавета Васильевна Назарова (1898 – 1900),  Ариадна Леон. Каллистова (1901 – 1903). При чем М. Н. Саладьева по штатному расписанию была 1-й учительницей, а  Л.Н. Марина до 1901 года помощником учителя, а затем 1-й учительницей.

В 1903 году училище преобразуют в двухклассное училище Министерства народного просвещения. В течение первого учебного года попечителем училища являлся купец Константин Николаевич Яковлев, а затем вводится должность – почетный блюститель училища.  В 1904 – 1908 годах почетным блюстителем училища был действительный статский советник Николай Семенович Суворов, затем в течение четырех лет должность была вакантной, а  в 1912 – 1917 годах должность блюстителя занимал Ан. Ив. Скворцов.  В 1903 —  1917 годах заведующим училища являлся Николай Яковлевич Колосов, законоучителями — священник Никанор Васильевич Драницын (1902 – 1907), священник Василий Прокошев (1909 – 1917). Учителями – предметниками работали: Мария Яковлевна Яковлева и её помощник Клеопатра Геннадьевна Дробышева (1903 – 1904), Иван Николаевич Серов (1904 – 1906), М.Г. Беликова (1906 – 1907), В. Григорьев (1907 – 1910), В.А. Суворов (1910 – 1911), Александр Лаврентьевич Боголепов (1911 – 1913),  Николай Иванович Матасов (1913 – 1914), Нина Федоровна Белицкая (1914 – 1917).

Около 1898 года в с. Зашугомье открывается Троице-Зашугомская одноклассная церковно-приходская школа. В 1899 – 1902 годах заведующим и законоучителем школы был священник Павел Изюмов, затем Закон Божий преподавали священники Николай Лебедев и Николай Воскресенский. Светские предметы вели учителя Марина (до 1904 года) и Парасковья Касторская.  В 1908 году в школе преподавал один учитель, обучались 37 детей, и предполагалось число учащихся увеличить до 84.

В 1904 году открывается Верещагинское одноклассное земское училище в д. Верещагино. Попечителем училища становится зажиточный крестьянин Арсений Копнин, а законоучителем священник Василий Песков. В 1906 – 1907 учебном году Закон Божий в училище преподает священник Василий Прокошев, а в 1907 — 1914 годах священник Николай Лебедев. С первых дней открытия училища и до 1917 года учителем работал Александр Алексеевич Кудрин.  В 1907 – 1909 годах вторым учителем была П.А. Прокошева, в 1909 – 1912 годах Е.В. Дудина, в дальнейшем М.Н. Смирнова.

Священнослужители Троицкой церкви с. Зашугомье

1736 год

поп Петр Дмитриев

поп Петр Григорьев

диакон Борис Матвеев [3].

 

1821 год:

— иерей и депутат Мартиниан Семенов – 42 года

— священник Александр Лебедев – 26 лет

— диакон Михаил Тимофеев – 41 год

— дьячок Никита Иоскоров – 54 года

— дьячок Григорий Семенов – 35 лет

— пономарь Павел Лебедев – 30 лет

— пономарь Феофилат Никитин – 28 лет [4].

 

1825 год

— иерей и депутат Мартиниан Семенов – 46 года

— другой священник Александр Лебедев – 31 года

— диакон Михаил Тимофеев – 45 год

— дьячок Никита Иоскоров – 59 года

— дьячок Павел Либеров (Лебедев)– 34 года

— пономарь Григорий Семенов – 39 лет

— пономарь Феофилат Никитин – 32 лет [5].

 

1871 год

Священник Драницын Никанор Васильев

Священник Добровольский Павел Иванов.

Священник Изюмов Павел Иванов

Диакон Знаменский Иоанн Максимов, переведен в Сретенскую церковь с. Сретенье

Диакон Суворов Семен Афанасьев

 

1879 год

1-й Священник  Драницын Никанор Васильевич– 41 год

2-й Священник Изюмов Павел Иванович– 39 лет, с 4 декабря 1861 года, 1867-70 годы — депутат.

Диакон Суворов Семен Афанасьевич– 53 года.

 

1890 год

1-й Священник  Драницын Никанор Васильев

2-й Священник Изюмов Павел Иванович

Диакон Кротков Евгений Алексеевич

1-й псаломщик Вознесенский Алексей Иванович

2-й псаломщик Верховский Федор Алексеевич

 

1900 — 1902 годы

Священник  Драницын Никанор Васильевич

Священник Изюмов Павел Иванович

Диакон Кротков Евгений Алексеевич

 

1903 — 1906 годы

Священник Песков Василий, кандидат в депутаты на окружные и епархиальные съезды духовенства [6].

 

1910 год

Священник Лебедев Николай, 1906 — 1915 годы, с 1906 года законоучитель Верещагинского земского училища

Священник Прокошев Василий

Диакон Афонский Николай

Псаломщик Либеров Александр Васильевич

Псаломщик Птицын Владимир

 

1917 год

Священник Воскресенский Николай

Священник Прокошев Василий

Диакон Либеров Александр Васильевич

Псаломщик Соболев П.

Псаломщик  Чудецкий Константин, 12.03.1917 года перемещен к Преображенской церкви с. Потрусово Кологривского уезда.

 

Изюмов Павел Иванович, родился в Зашугомье в 1841 году. В 1854 году окончил Солигаличское духовное училище. После окончания первого отделения Костромской духовной семинарии в 1860 году, с 4 декабря 1861 года рукоположен во священника. В 1867-70 годы являлся депутатом. Павел Иванович был женат на Елизавете Суворовой, дочери диакона Семена Суворова [7]. Скончался Павел Иванович Изюмов 9 января 1902 года [8].

В семье священника было четверо детей – две дочери и два сына. Обе дочери вышли замуж за священников. Первый сын Павла Ивановича – Михаил Павлович,  родился в Зашугомье в 1871 году. После окончания Московской духовной академии преподавал в Вифанской духовной семинарии в Сергиеве — Посаде. Он отец известного ученого, генерал-лейтенанта технической службы, доктора технических наук, создателя миноискателя, автора многочисленных книг и учебников – Николая Михайловича Изюмова (1901 – 1974г.г.). В 1930-е годы Михаил Павлович Изюмов был репрессирован [9].

Другой  сын Павла Ивановича  – Николай родился тоже в Зашугомье в 1885 году, служил священником в селе Криушино Красносельского района Костромской области. В 1930-х годах Николай Изюмов приговорен к пяти годам лишения свободы. Дальнейшая судьба Николая Павловича неизвестна.

Драницын Никанор Васильевич, более 45 лет священник Троицкой церкви в с. Зашугомье. Род Драницыных в Солигаличском уезде ведет свое происхождение от священника Воскресенской церкви, что в Бартневщине Галического духовного правления Михаила Васильевича Драницына. В семье Михаила Васильевича были дети: Александр (1814 г.р.), Василий и Павел.

Никанор Васильевич Драницын, в будущем священник Троицкой церкви с. Зашугомье, родился в 1838 году и приходился внуком Михаила Васильевича Драницына и сыном  Василия Михайловича Драницына.

В 1856 году Никанор Драницын окончил 2-е отделение Костромской духовной семинарии. Известно, что 8 декабря 1863 года он рукоположен в священники Троицкой церкви. В 1873 – 1876 годах Драницын являлся членом правления Солигаличского духовного училища. В семье Никанора Васильевича имелись дети: Евдокия, Сергей (1879 – 1956), Екатерина (1873 – 1954). Евдокия была замужем за Александровским, а  Екатерина за Николаем Михайловичем Орлеанским, из рода костромских священников Орлеанских.

Сын Никанора Васильевича – Сергей до 1917 года  был статским советником и преподавал в Смольном институте благородных девиц. В 1922 году выступил общественным обвинителем на процессе митрополита Вениамина. Преподавал на факультете общественных наук (ФОН) Петроградского университета, в Коммунистическом университете им. Г. Е. Зиновьева, работал в Наркомате юстиции. Член группы «левой профессуры». Преподавал в Ленинградском технологическом институте им. В.М.Молотова, заведовал кафедрой марксизма-ленинизма, профессор, доктор исторических наук, член КПСС с 1905 года. Автор книги «Польское восстание 1863 г. и его классовая сущность» (Государственное социально-экономическое издательство, Ленинград, 1937г.). Автор книги «Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в ответах на вопросы» (Москва; Петроград: Госиздат, 1922 г.). В 1956 году Сергей Никанорович умер от тяжелой и продолжительной болезни и похоронен на Красненьком кладбище г. Ленинграда. Известно, что у Сергея Никаноровича была дочь Ольга, проживала в Ленинграде.

Суворов Семен Афанасьевич, родился ок. 1826 года в Зашугомье.  С 6 декабря 1847 года Суворов рукоположен в диакона Троицкой церкви. В 1848 году в многодетной семье (девять детей) диакона родился сын Николай, будущий профессор церковного права Императорского Московского университета.

В 1862 году Николай Семенович Суворов оканчивает с отличием Солигаличское духовное училище, а в 1868 году —  Костромскую духовную семинарию и получает предложение поступать в Духовную академию в Санкт-Петербурге.

Однако финансовой возможности для проживания в столичном городе у него в то время не было. В 1868 году он возвращается в Солигалич и в течении учебного года работает в должности учителя латинского языка в Солигаличском духовном училище.  Летом 1869 года Николай Суворов поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, а в качестве предмета для специального изучения  выбрал церковное право.

В 1873 году он окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен на кафедре церковного права для подготовки к профессорскому званию.

После защиты диссертации в 1877 году Николай Семенович назначается исполняющим должность экстраординарного профессора кафедры церковного законоведения в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. [10]. Преподавание не мешает научной работе Н. С. Суворова: он исследует вопросы о существе церкви, об отношениях церкви и государства, о положении монарха в православной церкви, оставаясь в курсе новейших достижений западной науки. Результатом научных изысканий Н. С. Суворова стала работа «Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов» [11], которая была защищена им на юридическом факультете Императорского Московского университета в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора церковного права.

В 1889 —  1890 годах Н.С. Суворов публикует  первый в России «Учебник церковного права» [12], который содержал не только исторические очерки развития церковного устройства и церковного права, но также анализ современного церковного управления, отношений между церковью, государством и различными религиозными обществами и отдельными лицами, не принадлежащими к церкви.

Его перу принадлежат многочисленные работы, посвященные вопросу о западном влиянии на древнерусское право, о гражданском браке, о центральной организации церкви как юридическое лицо и другие.

В 1899 году, будучи  ординарным профессором на кафедре церковного права юридического факультета Императорского Московского университета, Н.С. Суворов публикует монографию «О юридических лицах по римскому праву» [13], посвященную раскрытию понятия и сущности юридического лица в римском и новейшем западном (германском) праве.

6 августа 1909 году профессор Николай Семенович Суворов умер и был похоронен на старом кладбище Московского Новодевичьего монастыря.

Известно, что в 1890 и 1900 годах диаконом Троицкой церкви с. Зашугомье был Евгений Алексеевич Кротков (1865 г.р.) – сын священника Христорождественской церкви села Шалдежина Варнавинского уезда Алексея Васильевича Кроткова. Мать, Екатерина Алексеева, была дочерью причетника в селе Сараеве Нерехтского уезда. Родословная Кротковых в Костромской губернии пошла от Федора Степанова пономаря Спасской церкви, что на Сендеге [14].

Село Зашугомье. Церковь Троицы Живоначальной. Фото 2015 г.

Репрессии священников, прокатившиеся в 20-30-х годах прошлого века, дошли и до Зашугомья. Павел Алексеевич Вознесенский родился в 1874 году в с. Троица-Зашугомье в семье Алексея Ивановича Вознесенского псаломщика Троицкой церкви.  Павел Алексеевич был арестован в Солигаличе 14 октября 1927 года по обвинению в саботаже против советской власти. Решение суда неизвестно, но 27 июля 1938 года его вновь арестовывают и приговаривают к пяти годам лишения свободы [15].  Однако вышел на свободу о. Павел через 8 лет – в 1946 году. Умер Павел Алексеевич в 1949 году и похоронен в Симферополе, и только  30 марта 1993 года он был реабилитирован.

В 1920 году село стало входить в Бородавицынский сельсовет Тормановской волости. В селе насчитывалось 62 двора, в которых проживали 119 мужчин и 170 женщин. В 1924 году в селе в 57 домах проживали 150 мужчин и 170 женщин. В то время в селе работал маслозавод.

В 1929 году село Зашугомье по-прежнему входит в Бородавицынский сельсовет – волостное правление было отменено. На территории сельсовета располагались 10 селений и 388 дворов, в которых проживали 635 мужчин и 975 женщин. В селе Зашугомье работала школа, изба-читальня, а в 72 дворах проживали 129 мужчин и 156 женщин. Впоследствии был образован Зашугомский сельсовет с правлением в с. Зашугомье.  В настоящее время, при упразднении сельсоветов, село Зашугомье стало входить в Куземинское сельское поселение, здесь проживает около 80 человек обоего пола, а Троицкая церковь находится в запустении и постепенно разрушается.

 

Примечания:

[1] Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. – 2000. — Стр. 401.

[2] КЕВ.-1898.-№16.- С. 33-34.

[3]  КЕВ.-1898.-.№21.- С.59.

[4] ГАКО. — ф.26. — оп. 1. — д. 226. к.10в. лл. 9,10, 27,29.

[5] ГАКО. — ф.26. — оп. 1. — д. 248. к.2в. лл. 2-4.

[6] КЕВ. – 1903. — № 16. — отд. 1, часть офиц, стр. 240.

[7] Справочник Костромской губернии на 1902 год. Стр. 146, 150.

[8]  КЕВ. – 1902. — № 6. – С. 160-163.

[9] Книга памяти Московской области.

[10] Суворов Н. С. Вступительная лекция по церковному праву // Временник Демидовского юридического лицея. XV. Ярославль, 1878.

[11] Суворов Н. С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов // Временник Демидовского юридического лицея. XXXIV — XXXVI. Ярославль, 1884.

[12] Гидулянов П. Указ. соч. С. 7; Суворов Н. С. Курс церковного права // Временник Демидовского юридического лицея. XLIX — LVI. Ярославль, 1889 — 1890.

[13] Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву // Временник Демидовского юридического лицея. LVII — LIX. Ярославль, 1892.

[14]   Из клировой ведомости Предтеченской церкви села Кореево за 1900 год.  ГАКО. – Ф.130. — оп. 9. – д. 3490. – л. 40.

[15] Книга памяти жертв политических репрессий по Костромской области (репрессированные),- 2007.

Дополнительные источники:

Старинные волости и станы в Костромской стороне. С. 11. Кострома. 1909.

 Протоиерей Иоанн Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Санкт – Петербург 1863.

Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома 1911.

 Костромской календарь на 1899 год. К., 1898. Справочная книжка Костромской губернии на 1910 год. К., 1910.

Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии. Народные училища Костромской губернии. Отчеты дирекции за 1912 – 1916 годы. Отчеты Солигаличской уездной земской управы за 1905 – 1915 годы.

Список населенных мест по сведениям 1870 – 72 годов. Костромская губерния. Т. 18.

 Список населенных мест Костромской губернии по сведениям 1897 — 1907 годов. Кострома 1913.

Списки населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезд. Кострома 1926.

Списки населенных мест по районам Костромской губернии. Кострома 1929.

Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. К., 1871.

Алфавитный список церквей Костромской епархии, с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. К., 1879.

Брезгина Г. В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1890 г. Кострома, 2009. Т. 1. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1900 г. Кострома, 2009. Т. 2. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1910 г. Кострома, 2010. Т. 3. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1917 г. Кострома, 2010. Т. 4.

 

ЧИТАТЕЛЕЙ: (181)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.