Народное образование.

Н.Ю. Смирнова. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в России и Солигаличском уезде в 19-20 веках. (Шестые образовательные Ионинские чтения в Солигаличе.) 

 

 

Преемственность поколений.

В России в первой половине 19 века было очень мало учебных заведений. Учились в них, в основном, дети высших сословий, и все учебные заведения принадлежали разным ведомствам. Зарплаты учителей были мизерными, доходило до 15 рублей в год, когда хорошее жалование было 180 рублей в год.

Учебных заведений для учителей не существовало. Поэтому учителями приходилось быть священникам и дьяконам, т.к. они были достаточно грамотными, но у священнослужителей и помимо этого хватало забот.

Вот, именно в это время и пришлось трудиться на поприще народного просвещения отцу священномученика Иосифа Смирнова — священнику Сергию Смирнову. Отец Сергий окончил курс Костромской Духовной семинарии, а его жена была дочерью умершего в 1841 г. пономаря Успенской церкви села Тетеренского Нерехтского уезда Костромской губернии Осипа (Иосифа) Николаевича Флоренского. Отец Сергий служил в Успенском храме села Жарки Костромского уезда, который являлся единоверческим: богослужения совершались православными священниками, но по старообрядческим традициям.

О некоторых событиях из жизни Успенского прихода в 1863 г. мы можем узнать из записей самого священника Сергия Смирнова. Он писал: «Приход состоит из 361 души мужского пола и 467 душ женского пола. Самое дальнее расстояние жилищ прихожан от церкви 20 и 30 вёрст и притом в разные стороны». Дело в том, что Успенский храм был единственной единоверческой церковью во всём Костромском уезде. Однако семья Смирновых жила далеко не богато. Место их жительства часто было затопляемо при разливе Волги, поэтому выращивать овощи и зерновые не было возможности. Приходилось покупать их на рынке, где были высокие цены. Экономя деньги, выбиралось всё не очень хорошего качества, а вещи — низкого сорта, чтобы подешевле, наряду с крестьянами.

Проживая почти в бедности молодой батюшка, тем не менее, заботился как о благолепии храма, так и о развитии в приходе духовного просвещения. Он открыл при храме приходское училище. Специального помещения не было, они ютились по разным местам. Отец Сергий бесплатно обучал детей. А старообрядцы довольно костно относились к просвещению, по их мнению, детям достаточно было научиться читать псалтирь за несколько месяцев и всё. Поэтому учеников у него было немного.

Отец Сергий настоятельно просил правительство открыть казённое училище, где он был готов преподавать Закон Божий и присматривать за преподаванием учения в училище, независимо от гражданской власти, чтобы оно было в духе христианской религии. Так же, он предлагал и практические меры: обязать крестьян нанять особый дом для училища или выстроить новый за казённый счёт, а также выделить средства на приобретение канцелярских товаров и книг. Из этого примера, мы видим, что именно священнослужители встали в первые ряды просвещения простого народа и очень ревностно к этому относились, не смотря ни на что.

К сожалению, в 1871 г. отец Сергий скончался, почти одновременно со своей супругой, оставив несовершеннолетних детей. Семеро сирот воспитывались своей тётей, сестрой матери, Евдокией Осиповной Флоренской, и проживали в доме тётушки в селе Тетеренском Нерехтского уезда. Евдокия Осиповна заботилась не только о материальной стороне жизни сирот, но и о получении ими необходимого образования. В частности Иосиф Смирнов был устроен в Солигаличское духовное училище на казённое содержание.

Вернёмся к народному образованию в России. В 1861 г. При царе Александре Втором было отменено крепостное право. Казалось, что теперь народное образование должно развиваться в быстрых темпах, но нет, Россия по-прежнему оставалась одной из самых безграмотных стран в Европе.

Правительство стало метаться, какому ведомству передать контроль и попечение о народных училищах? Денег почти не выделялось по-прежнему, хотя разрабатывались программы обучения. В 1862 г. были закрыты все воскресные школы. В 1863 г. издан закон о запрещении телесных наказаний в училищах. В 1864 г. благодаря реформе появились земские училища, которых было достаточно много по отношению к другим. За контролем учения привлекались даже местные дворяне. В 1866 г. учреждена цензура на учебники.

В 1867 г. все начальные школы кроме духовных были сосредоточены в руках Министерства народного просвещения. В 1880 г. народные учителя были освобождены от рекрутской и натуральной повинностей.

В 1881 г. на престол вступил Александр Третий, и тут же встал вопрос о назначении руководителем начальных училищ православного духовенства. Почему? Правительство понимало, что земские учителя, хоть и были образованы и подготовлены, но утрачивали духовность и нравственность. Образованные люди становились вольнодумцами, отрываясь от православной веры. В стране появилась угроза терроризма, а вольнодумцы расшатывали страну изнутри.

С этого момента открывались больше начальные училища и школы грамоты, подчинявшиеся Духовному ведомству. Открывались они там, где не хватало земских училищ. Интересно, что в 1891-1892 гг. Россию посетили голод и холера. Но именно в эти годы начался усиленный рост начальных училищ и школ грамоты, открываемых Духовным ведомством. Учителями в народных школах по-прежнему были священнослужители, а так же подготовленные учителя для земских училищ и, часто, просто семинаристы, люди, имеющие высшее образование.

На этот период времени на ниву народного просвещения вступил сын священника Сергия Смирнова – Иосиф Смирнов – будущий новомученик Солигалича. Он был на тот момент выпускником Костромской Духовной семинарии, завершившим своё обучение вполне достойно. Так как он был сиротой, то в ближайшее время должен был поступить на службу по образованию, в противном случае – вернуть затраченные на обучение деньги в количестве 360 рублей серебром. Из имеющихся вакансий Иосиф Смирнов выбрал должность помощника Учителя приходского училища в г. Солигаличе. Произошло это событие в 1885 г.

Жил Иосиф Смирнов на приходе Преображенской церкви (сейчас на этом месте действует ДПЦ «Солоница»). Будучи стеснённым в деньгах и хотевшим жениться, он просит рукоположить его в священники на освободившееся место при Богородице-Рождественском соборе. В 1886 г. он был рукоположен во священники, оставаясь учителем в приходском училище.

В 1895 г. при соборе была открыта церковно-приходская школа, где в 1896 г. он назначен законоучителем, т.е. преподавал Закон Божий (до 1899 г. в силу своей загруженности). В 1896 г. назначен наблюдателем церковных школ Солигаличского уезда (до 1910 г.) В сентябре 1904 г. – заведующий соборной церковно-приходской школой. В 1905 – он настоятель собора, был депутатом городской думы. В 1907 г. – о. Иосиф возведён в сан протоиерея. С 1909 г. состоял членом правления Солигаличского духовного училища. В 1911 г. стал законоучителем Солигаличского реального училища.

У священномученика Иосифа Смирнова было очень много обязанностей и большая пастырская загруженность, но, несмотря ни на что, он не забывал о народном образовании и радел о нем.

Хочется отметить, что Духовное училище в Солигаличе действовало с 1815 года. Оно открылось в январе месяце в деревянном одноэтажном домике, стоявшем около современного пенсионного фонда, поближе к храмам. Среди выпускников Солигаличского Духовного училища разных лет были экзарх Грузии архиепископ Никон (Софийский), церковный историк, профессор Московской Духовной академии Е.Е.Голубинский, учёный-физиолог, академик К.М.Быков. В 1878-1885 годах для Духовного училища построили новое двухэтажное каменное здание.

В конце 19-го, начале 20 веков смотрителем Духовного училища был Иван Павлович Перебаскин – ещё один новомученик солигаличский.

«Статский советник Иван Павлович Перебаскин родился в 1862 году, окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию и имел учёную степень кандидата богословия. Не принимая священного сана, Иван Павлович посвятил себя делу духовного образования и воспитания. Сразу после окончания академии в 1884 году он прибыл в Солигалич, где стал помощником смотрителя, а с 1897 года – смотрителем Духовного училища. К своим обязанностям Иван Павлович, награждённый орденами святой Анны и святого Станислава третей степени, относился с глубокой ответственностью и усердием».

Некоторые ученики его вспоминают как строгого и сухого человека, но на самом деле он заботился о нравственном воспитании детей, понимая, что из стен Духовного училища будут выходить будущие священнослужители, а это пример для всего общества. И своими требованиями Иван Павлович прививал в детях усидчивость, прилежание к учёбе, смирение, ответственное отношение к делу.

Иван Павлович Перебаскин посвятил всю свою сознательную жизнь до самой мученической кончины образованию детей именно в Солигалическом Духовном училище.

В советские годы, когда стояла цель о всеобщем образовании, в первую очередь шла подготовка учителей. И наше духовное училище преобразовалось в Педучилище. Многие учителя стали преподавать в нём. Это ещё раз показывает высокий уровень подготовки учителей при царской России.

Учителями в народных школах, в начале, становились выходцы из дворян и семей священнослужителей. Они приняли всю работу на себя и ревностно трудились на этом поприще.

Ярким примером моих слов служит жизнь моего прадеда — Апушкина Ивана Николаевича, выходца из дворянского рода, и его жены – Рахили Николаевны, в девичестве Шестаковой. Она была дочерью псаломщика Николая Шестакова, служившего на Совеге. Мой прадед и прабабушка были учителями. «Иван Николаевич закончил Тотемскую учительскую семинарию, затем учился в педагогическом институте имени А.И.Герцена (тогда в Петрограде). В 1921 году он с семьёй вернулся на родину в Пензино, где крестьяне наняли его учить детишек за два пуда зерна на зиму. В 1924 году Ивана Николаевича перевели на заведование Ескинской образцовой начальной школой, где они с Рахилью Николаевной вели уроки в 4 классах. Когда же Иван Николаевич получил назначение на директорство в Ескинской семилетней школе в 1932 году, то стал вести различные предметы в старших классах. Из воспоминаний учителей, работавших с ним, мы узнаём, что одинаково увлечённо он вёл русский язык и литературу, математику и черчение, химию, биологию, географию и физику, историю и немецкий язык, музыку и краеведение. Человек высоко эрудированный и много умеющий делать своими руками, обладавший изобретательным умом, он постоянно стремился к познанию нового, он нёс свет знаний учащимся и учителям школы».

В начале Великой Отечественной войны Иван Николаевич ушёл на фронт. Служил при штабе переводчиком и заведовал хозяйственной частью в звании старшины. Дошёл до Берлина, и после победы с орденом и 13 медалями вернулся домой. А там его ждала сгоревшая при пожаре школа. В послевоенной жизни он прожил недолго, но успел построить заново деревянную школу и заложить вокруг неё сад. Сейчас Ескинская школа уже закрыта, но здание стоит до сих пор, а между высокими деревьями сада можно угадать, где были цветники и дорожки, которые ещё не заросли.

Проследив такую преемственность поколений, мы можем сказать, что на протяжении веков священнослужители заботились о народном просвещении. И главной задачей было не только дать знание, но и заложить нравственность, патриотизм, а это не возможно без духовного воспитания.

 

 

Использованная литература:

  1. Священномученик протоиерей Иосиф Смирнов. Архиепископ Костромской и Галичский Александр;
  2. Солигаличские вести», газета, октябрь 2002 г.;
  3. Энциклопедия народного образования, 1914 г.;
  4. Альманах «Губернский дом», №4, 1995 г.

 

 

 

 

ЧИТАТЕЛЕЙ: (37)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.