Попечение о народной трезвости.

 доклад попечение о народной трезвости, шестые образовательные Ионинские чтения, Солигалич, приход Г. Громова. Доклад: «Попечение о народной трезвости». (Шестые образовательные Ионинские чтения в Солигаличе.)

 

 

 

Современным языком понятие «трезвость» можно объяснить, как – потребность в абсолютно честном и незамутненном взгляде на самого себя и на окружающий мир.

Другое значение понятия трезвость, трезвение: полная противоположность опьянению чем-либо — алкогольной, наркотической, нередко приводящих к патологической зависимости. Трезвение в духовном смысле — это отстранение от искушений и соблазнов. Епископ Никон (Рождественский) писал: «Трезвость телесная не только есть высокая добродетель, но и дар Божий. Она украшала пророков… ».

Многие христианские подвижники, соблюдая умеренность в употреблении жидкостей (питии) совершенно исключали вино из употребления, опасаясь греха зависимости. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». (1 Кор.6:12). Известен пример из Патерика, где святой старец отказывается от вина, говоря послушнику, принесшему его «унеси от меня эту смерть». Прочие, участвовавшие в трапезе, увидев это, также не стали пить вина.

Святитель Феофан Затворник поучает: „Берегись первой чарки, пить до дна — не видать добра. И здоровье бывает крепче и надежнее, когда не пьют совсем. Непьющий всегда свеж, проворен на деле“.

В домосковской Руси пьянства, как такового, не было, так как русские употребляли слабоградусные напитки: брагу, мёд, пиво, квас (крепостью от 1 до 6 градусов), причём достаточно редко, лишь во время больших праздников и позволялось это делать мужчинам в зрелом возрасте.

Положение резко изменилось после введения Иваном Грозным вместо привычных корчем (где можно было поесть и выпить) кабаков, которые были только питейными заведениями. Каждый кабак облагался государственной пошлиной. В случае недоимки крестьян ждало суровое наказание.

Первое трезвенное движение — массовый протест произошел в 1858—59 годах в связи с повышением косвенного налога на водку. Главными участниками движения были государственные крестьяне, к которым позже присоединились представители других сословий. К лету 1859 движение распространились на 32 губернии России, крестьяне принимали решение не употреблять вина. В мае 1859 начались волнения и массовые разгромы питейных заведений. Трезвенное движение было усмирено войсками. После суда 780 наиболее активных его участников были преданы военному суду, наказаны шпицрутенами и сосланы в Сибирь.

Несмотря на то, что уровень потребления алкоголя в конце XIX века на душу населения в год по сравнению с современностью был невысок (4,7 литров чистого спирта против 15 литров сегодня), общество, и особенно духовенство, ответило на рост потребления алкоголя массовым созданием обществ трезвости. В конце XIX – начале XX вв. в России развернулось широкое трезвенное движение.

Первые российские общества трезвости с уставами и продуманной программой действий начали появляться примерно в 1880-х годах. В 1882 году С.А. Рачинским было создано знаменитое Татевское общество трезвости. Наибольшее развитие в истории страны движение за трезвость получило в 1907-1914 годах (между революцией 1905-1907 гг. и первой мировой войной), когда многие осознали необходимость отрезвления как условие спасения и мирного обновления страны. В первую очередь, это связано с переменой правительственного курса, когда власть, наконец, всерьез задумалась об алкогольной угрозе. Еще в 1894 году в связи с переходом к государственной винной монополии по всей стране начали создаваться Попечительства о народной трезвости – государственные учреждения, целью которых было распространение здравых понятий о вреде пьянства. Так государство стало заботиться о народной трезвости.

Наряду с попечительствами в стране создавались различные церковные и гражданские общества трезвости. К 1911 году в стране насчитывалось более 2000 обществ трезвости с огромным количеством членов. При этом общества трезвости были по преимуществу религиозными православными и крестьянскими по своему составу. То есть большинство обществ трезвости в российской империи были созданы при сельских приходах, а их работой руководил местный священник.

В 1914 году, в том числе в связи с начавшейся войной, был принят ряд антиалкогольных постановлений, который в значительной степени снизил разрушительное воздействие алкоголя на российское общество. Среднее потребление алкоголя на 1 человека снизилось более чем в десять раз — 4,7 л чистого спирта на душу населения, после принятия сухого закона 0,8 л. Социалистическая революция разрушила все до основания, кроме одного — не был отменен сухой закон. Его отменил Сталин в 1924 году, и потребление алкоголя к 1941 году поднялось почти до 2 литров чистого спирта на душу населения.

История малой нашей родиной, т.е. Солигаличской земли не изменено связано с историческими событиями, происходившими в стране в то или иное время. Более 150 лет трезвенническому движению на Солигаличской земле. Проповедь, звучащая в 1858-1859 годы в Солигаличских храмах, была настолько сильна, что сердца прихожан зажигались трезвостью и питейные заведения терпели убытки. Трезвое поведение крестьян так поразило откупщиков, что они написали жалобу на Галичское, Чухломское и Солигаличское духовенство даже в Петербург: якобы оно принуждает, под страхом угроз, местное население не пить водку. «Следствие производилось ревностно: крестьяне тех приходов, где священники проповедовали против пьянства, были опрошены под присягой …но, правда восторжествовала. Дознание только еще раз подтвердило, что духовенство никаких угроз и утеснений не употребляло, а действовало на народ исключительно проповедью и силой пастырского убеждения… Наш отец Федор, говорили допрошенные под присягой о священнике, борце за трезвость, — во всякое время и в церкви, и в домах при исправлении треб убеждал нас воздерживаться от употребления хмельных напитков и вести жизнь трезвую: это истинно отеческое наставление мы приложили к своему сердцу. И, передавая друг другу добрые советы отца духовного, братски убеждали один другого отказаться от употребления хмельных напитков и без крайней надобности вовсе не брать их». («И один в поле воин», стр.160)

Наш земляк Василий Андреевич Зеленков, сам бывший алкоголик, вступил в Александро-Невское общество трезвости в Питере. Возвратясь в Солигалич, он стал усердно проповедовать о вреде пьянства. Хотя он был человек не грамотный, к тому же ограниченный в средствах, но, тем не менее выписывал книги трезвенников из Петербурга, и раздавал для чтения своим землякам. Трезвеннический дух сопутствовал и солигаличским новомученикам. Они воспитывались и жили в те времена, когда позиция в отношении трезвости, как к нравственной ценности, была едина у церковной и светской власти. Солигаличский новомученик протоиерей Иосиф Смирнов был членом попечительского совета о народной трезвости в Солигаличе. Попечительский совет о народной трезвости – государственная организация и деятельность в ней оплачивалась государством. Государство было заинтересовано в трезвости народа, и в этом направлении была симфония церковной и светской власти. При всей загруженности протоирея Иосифа Смирнова на службе в Рождественском соборе, курировании народного образования, он находит время заниматься трезвеннической работой.

Трезвеннический дух передался и Петропавловскому приходу. Не вдруг пришло понимание и осознание реальной угрозы от алкоголизации населения, и что каждый из нас можем сделать во имя любви к страждущему ближнему. По молитвам Солигаличских новомучеников и по благословлению отца Александра, на Петропавловском приходе в 2013 году образовалась группа «Трезвение». Она небольшая чуть больше 10 человек, но с сильной мотивацией — желанием защитить наших детей, с Божьей помощью, от развращенных нравов современности, и собственным примером показать, как можно жить весело и плодотворно без воздействия наркотических средств.

На сегодня, что возможно при нашей немощи сделать? Развернуть работу по развеиванию ложных мифов, на которых держится самоотравление алкогольными ядами. Вот, например, один из многих, — что русские всегда пили. Якобы, есть традиция — все праздники проводить со стопкой в руке и травить себя алкогольным ядом. Современная традиция самоотравления алкоядами защищена множеством различных мифов. Ладно, взрослые, они сами уже вправе решать издеваться над своим организмом или нет, но, по вине их начинают травиться дети, теряя свою естественную трезвость. «Трезвость несёт счастье народу и приближает нацию к общечеловеческому идеалу», – это выдержки из обращения к учителям, которое приводит С.Е Успенский в своём учебнике трезвости в 1912 году. В те годы, более 100 назад, издавалось большое количество трезвеннической литературы, в том числе и переводной, основы Трезвости преподавались в школах. В ДПЦ «Солоница» собрана библиотечка по трезвеннической тематике и все желающие познакомиться поближе с разрушающими мифами, с сутью алкояда и с тем, как обрести и утвердиться в сознательной трезвости могут обращаться в группу «Трезвости» (Никольский храм).

Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества. Каждый человек рождается в этом естественном состоянии, но в течение жизни она у человека отнимается. И сегодня хорошо изучены механизмы этого процесса, а на основе понимания его, относительно легко выстраивается система защиты трезвости. Такой защитой является правда о Трезвости (не путать с борьбой с пьянством, алкоголизмом). Защитой является мораль Трезвости – правила трезвой жизни, выработанные на основе понимания механизмов отнимания Трезвости и механизмов её возвращения. Утверждение морали Трезвости в обществе – задача комплексная и предусматривает целевую работу на все слои населения. Задачу защиты трезвости детей решают уроки Трезвости, которые позволяют детям перейти от Трезвости естественной, к Трезвости сознательной. В организации подобных уроков Петропавловский приход может помочь школам. Есть разработки, есть, еще маленький, но опыт проведения подобных уроков. В этом году проведено 7 уроков трезвости, через которые прошли 80 детей.

Не пора ли взрослым, которые подносят к своему рту по поводу и без повода рюмку с ядовитой жидкостью (алкоголем), задуматься над тем, что на него устремлен детский взгляд. Дурной пример заразителен, так в народе говорят. В скором будущем копируя поведение взрослого, ребенок проделает тоже самое с алкоядом, морщась от горечи и задыхаясь, подвергнет свою жизнь смертельной опасности.

Приглашаем всех не равнодушных людей к трезвенническому сотрудничеству.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.