Ионинские чтения в Солигаличе.

ФОТО. Галина Громова. Шестые образовательные ИОНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ в Солигаличе.

 

 

19 сентября в зале Духовно-просветительского центра «Солоница» прошли образовательные Ионинские чтения (шестые). Чтения традиционные, и посвящены 100-летию подвига Солигаличских новомучеников, тема их – в строках Писания: «Память праведника пребудет благословенна» (Притч.10,7).

Чтения проходили в преддверии столетия расстрела солигаличан 7 марта 2018 года.

В чтениях приняли участие солигаличское духовенство – прот. Александр Смирнов, прот. Николай Андреянов, заместитель главы Солигаличского муниципального района Капустина Е.В., учителя и работники культуры города, дети.

Традиционно, подготовил чтения — Центр «Солоница». Задача перед нами стояла непростая. Необходимо было, не просто рассказать о жизни новомучеников, но и передать слушателям, что их подвиг был не делом рокового случая, а их выбором — нести свет православия будущим поколениям.

Духовная преемственность переходит из поколения в поколение, укрепляя в православной вере и готовя христиан твердо держаться церковных духовно-нравственных традиций. Духовная преемственность поколений прослеживается от преподобного Сергия Радонежского, его учеников исполненных апостольской ревности и пришедших на Костромскую землю, и нашего земляка святителя Ионы, первого митрополита Московского и всея Руси, преп. Александра Вочского — до Солигаличских новомучеников.

Не раз солигаличская земля омывалась кровью мучеников. Из летописи Воскресенского монастыря известно, что 18 августа (по старому стилю) 1375 года обитель была сожжена, а братия и люди, от мала до велика, были вырезаны. В 1918 году вновь, по грехам людей, пролилась невинная кровь.

Мы, нынешние потомки, сможем ли понять и принять должным образом историю своей малой родины? Станет ли 2018 год для Солигаличан годом переосмысления своего исторического православного наследия?

Сегодня, Солигалич — как будто безликий, задержавшийся в советском прошлом, город. В запущенном состоянии Воскресенский монастырь, остановилась реставрация собора Рождества Пресвятой Богородицы, в Крестовоздвиженском храме — гараж для машин и магазины, в центре – памятники Ленину и Вылузгину – «жертве революции», из-за которой и случился расстрел в 1918 году, здесь — улицы Коммунистическая, Советская, Комсомольская, Пионерская и многое другое. Чем мы можем порадовать святых солигалической земли, и просто подвижников, взирающих на нас с Небес?

 

ПРОГРАММА образовательных  Ионинских чтений (шестых), посвященных 100-летию подвига солигаличских новомучеников: «Память праведника пребудет благословенна…» (Притч.10,7)        

19 сентябрь 2017 г.

 

  1.  Открытие образовательных Ионинских чтений — Благочинный Солигаличского округа настоятель Спасо-Преображенского храма протоиерей Александр Смирнов.
  2. Солигаличская древняя земля освящена трудами и подвигами многих угодников Божиих. Фотопрезентация, подготовленная ДПЦ «Солоница»: «Молитвенники и подвижники Солигаличской земли».
  3.    Святой апостол Павел сказал: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их, подражайте вере их» (Евр. 13,7).

Солигаличские новомученики. Икона.

Стихи посвящённые Солигаличским новомученикам. (Читает автор инокиня Афанасия.)

  1. Информация о древней истории Костромской земли. На землю, заселенную язычниками: угро-финскими племенами меря (чудь), черемисами и славянами, приходили ученики великих святых Руси, чтобы преобразить эту землю проповедью о пришествии в мир Спасителя, просветить и привести к Богу  язычников.

«От мирскаго мятежа исшед, в тихое пристанище, преподобного Сергия обитель, притекл еси, и тамо равноангельное житие пожив, во страну Галичскую пришел еси, идеже веру Христову насаждая и новокрещенныя люди от суеверий поганских очщая… иноков лики добре упасл еси и ко Христу Спасу привел еси», — читаем мы в тропаре, посвященном преподобному Авраамию Чухломскому. свидетельство его промыслительного пути на Костромскую землю и иноческих трудах  Рассмотрим географию христианской проповеди на Костромской земле. Миссию проповеди на северо-западе Костромского края в XI в., по другим сведениям в XII в. возглавил преподобный Авраамий Ростовский (чухломский уроженец) получивший просвещение от новгородских и псковских купцов. С севера, из Устюга, в XV в., пришел в Костромские пределы преподобный Варнава Ветлужский; с юго-запада из Радонежа — в XIV-XV вв. преподобные Авраамий Галичский и Иаков Железноборовский, Тихон Луховский (в конце XV в.), Геннадий Любимоградский и Ферапонт Монзенский (XVI в.). С юга и юго-востока в XIV и ХV веках — преподобные Пахомий Нерехтский из Владимира на Клязьме и Макарий Унженский из Нижнего Новгорода.

Православная вера, насаждаемая и укрепляемая сонмом преподобных отцов, исполненных апостольской ревности, обустроивших свои духовные центры – монастыри, давала обильные всходы не только на Костромской земле, но и проникала через учеников преподобных в смежные с Костромой области бескрайние края будущего государства Российского.

«Преемственность поколений». (Смирнова О.В., помощник настоятеля по работе с молодежью)

  1. Информация из истории малой родины. Судьбоносное время — июль и август 1375 года. В это время отошел к Господу преп. Авраамий Галичский. Спустя несколько дней воинская буря налетела на Соли Галичские. Неожиданно под Воскресенским монастырем, появляется войско хлыновского князя Никиты Байбороды (Хлынов – это Киров, сегодня). Три дня бились защитники града и монастырская братия с «погаными» и «побиша их многих». Однако силы были неравные. Клубы черного дыма поползли вдоль реки, победоносные крики огласили окровавленную землю.

В то роковое время Воскресенский монастырь был как лавра. 324 монаха возносили в ней молитву Богу. Это был укрепленный острог имевший свой боевой отряд, и во время нашествий укрывал в своих стенах мирных жителей.

Из летописца Воскресенского монастыря известно, что получив наставления игумена,  все решили пострадать Бога ради — умереть за святую веру Православную. Братия одели на себя схимы, а мирские люди приняли Святое причастие, а затем в неравной схватке приняли мученический венец. 18 августа 1375 года (по старому стилю) обитель была сожжена, а братия и люди от мала до велика — были вырезаны. Лишь спустя 17 лет монастырь Воскресенский монастырь после той трагедии был полностью восстановлен.

Возможно в этот период на Солигаличской земле воссиял светильник Божий — родился будущий первый митрополит Московский и всея Руси. Митрополит Иона стал одним из духовных вождей молодой русской государственности. С его участием закладывался фундамент будущего идейно-единого и политически мощного Московского государства. Его имя осталось в благодарной народной памяти и в русской истории, как усердного молитвенника и ходатая перед Богом за освобождение родной земли от ненавистного иноплеменного ига.

Святитель Иона Митрополит Московский Вся Руси чудотворец. (Смирнова С. В., преподаватель Верховской школы)

  1. На протяжении многих веков церковь несла свет православия в народные массы и при этом обучала грамоте местное население. В Солигаличском уезде открытие церковно-приходских школ начинает  развиваться во второй половине XIX века. В 1898 году в Солигаличском уезде были открыты уже 25 церковно-приходских школ, а к 1901 году — 28. Кроме того, до 1896 года в уезде были открыты еще 17 земских начальных народных училищ. Таким образом, к 1900 году на долю церковных школ в Солигаличском уезде приходилось около 60% общей численности начальных школ. Учителями в церковно-приходских школах, как правило, были священники, диаконы, члены их семей. Такое положение вещей объяснялось, прежде всего, отсутствием финансовых средств, которые позволяли бы нанимать опытного, подготовленного учителя, выплачивая ему жалование.

История народного образования. (Смирнова Н. Ю., помощник настоятеля по образовательной части)

Часовня на месте подвигов матушки Ангелины.

  1. Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и чтимых традиций русского народа неразрывно связанной с самой сущностью православного вероучения. Люди отправляются по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе духовную школу и систему ценностей, познакомиться с культурным и духовным наследием родины и в частности своей семьи.

Образовательный паломнический туризм «По стопам подвижницы матушки Ангелины». (Корольков А.В., руководитель СПК «Воля», депутат Собрания депутатов Солигаличского муниципального района.)

  1. Солигаличские новомученики близки нам, как никто другие из святых. Они — наши земляки, и они молились на этой земле, утоляли жажду той же водой из святых родников, как и мы. Священномученики протоирей Иосиф Смирнов, иерей Владимир и дьякон Иоанн, мученик Иоанн жили в те времена, когда на Солигаличской земле трезвенническое движение приобрело небывалый размах. В церквях звучали сильные противоалкогольные проповеди и благодаря им народ перестал пить, что даже торгаши спиртным вынуждены с жалобой на священников обратиться к патриарху. Так, по этому поводу писал Костромской Преосвященный Платон: «Усердие и ревность духовенства Галичского, Чухломского и Солигаличского уезда в деле в проповеди о трезвости не были случайным действием, а плодом их твердой решимости жить и действовать, как прилично пастырям Церкви» («И один в поле воин», стр.159-160).

Попечители народной трезвости – государственные учреждения, их целью было — распространение здравых понятий о вреде пьянства. Члены попечительств о народной трезвости в отличие от других попечительств получали жалование, а сами попечительства пользовались крупным финансированием. Так, государство в конце XIX в начале XX века заботилось трезвости своего народа.

Попечение о народной трезвости. (Громова Г.А., помощник настоятеля по социальной работе)

  1. Здоровье будущего поколения, в плане трезвости во всем ее многообразии, напрямую зависит от того, богоугодно ли прожили свою жизнь наши предки, т.е. соблюдались ли Заповеди Божьи. Крепкие духовно-нравственно корни определяют жизненные ориентиры последующих поколений.

Попечение о семейной трезвости. (Евграфов И.А., предприниматель, член группы трезвости)

  1. Ионинские образовательные чтения прошли у нас сегодня в преддверии празднования 100-летия подвига Солигаличских новомучеников. Оно состоится 7 марта 2018 года. Какие плоды и реальные дела мы принесём к стопам наших молитвенников? На Ионинских чтениях прозвучала лишь малая доля того, чем мы, могли бы порадовать святых солигалической земли и просто подвижников, взирающих на нас с Небес. Достойны ли мы памяти своих предков? Ответ вы найдете в собственной душе.

Резолюция Ионинских чтений. (Заместитель главы Солигаличского муниципального района Капустина Е.Н.)

 

 

Ионинские чтения в Солигаличе, сентябрь 2017 г.

Ионинские чтения в Солигаличе, 2017.

Ионинские чтения в Солигаличе, 2017.

Ионинские чтения в Солигаличе, 2017.

Ионинские чтения в Солигаличе, 2017.

Ионинские чтения в Солигаличе, 2017.

 

Ионинские чтения в Солигаличе, 2017.

ЧИТАТЕЛЕЙ: (96)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.