Монахиня Ангелина. Материалы к канонизации.

В.А. Дудин, монахиня Ангелина, Солигалич, В.БерезовецМОНАХИНЯ АНГЕЛИНА. МАТЕРИАЛЫ К КАНОНИЗАЦИИ.

 

Монахиня Ангелина (Борисова) (1886-1924) – известная в Солигаличском районе подвижница, жила и подвизалась в лесной келлии неподалеку от с. В. Березовец. Материалы для ее канонизации начал собирать клирик Костромской епархии иеромонах Димитрий (Нетесин) в 2003 году. Надо признать, вопрос о канонизации с тех пор не решился: пути Господни неисповедимы. В 2011 году были предприняты две попытки (ранее, еще одна, самим о.Димитрием) найти место лесной пустыньки матушки Ангелины, и похоже, в итоге это удалось. 

 

В.А. Дудин, монахиня Ангелина, Солигалич, В.Березовец

Монахиня Ангелина.

МОНАХИНЯ АНГЕЛИНА. МАТЕРИАЛЫ К КАНОНИЗАЦИИ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Житие и подвиги блаженной монахини Ангелины.
  2. Достойные внимания рассказы о матушке Ангелине-пустыннице от очевидцев и от духовных детей ее.
  3. Рассказ самой пустынницы.
  4. Стихотворение посвященное монахине Ангелине-пустыннице.
  5. Письма монахини Ангелины-пустынницы.
  6. Речь проuзнесенная при погребении монахини Ангелины протоиереем о.Владимиром села В. Березовец 17-го июня 1924 года.
  7. Загробная помощь монахини Ангелины-пустынницы.
  8. Воспоминания о монахине Ангелине Н.А. Негрова.
  9. Из рассказа Королькова А.В.

1. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ БЛАЖЕННОЙ МОНАХИНИ АНГЕЛИНЫ-ПУСТЫННИЦЫ.

Блаженная монахиня Ангелина (в миру Александра Владимировна Борисова), родилась в 1886 году в семье простых богобоязненных родителей — земледельцев Владимира и Варвары, в селении Красниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Наречена в святом крещении Александрой.

На десятом году от рождения отдана была в сельскую школу для обучения грамоте.

Отроковица Александра усердно предавалась чтению Священного Писания. Слово Божие пало на добрую почву сердца юной отроковицы, и впоследствии принесло обильный плод.

На 13-м году девочка Александра заболела от ушиба. Случилось это так. Несла она с матерью ушат с водою, упала и сильно ушибла колено левой ноги. От этого ушиба болезнь ее продолжалась пять лет. Хотя боль прекратилась, но жилы ноги свело и сделалась левая нога короче правой и так осталась до смерти, однако и при этом, Александра всегда была веселой, жизнерадостной.

Любила она храм Божий, каждый праздник ходила в церковь.

На 27 году своей жизни она оставила свой дом, родителей, и презрела все мирские удовольствия, и с благословения Московского митрополита Макария удалилась на Кавказ близ Черного моря в местечко Адлер. Здесь она поместилась в одной ветхой пустынной хижине и начала проводить жизнь подвижническую: в посте и молитве и всяком лишении. Келья ее была холодная, без пола, так что ноги часто приставали к обуви. Здесь она познакомилась с неким благочестивым старцем пустынником по имени Стратоник и просила его, дабы он указал ей путь спасения.

Нелишне здесь сказать о старце Стратонике. По рассказам самой пустынницы, старец Стратоник-пустынник происходил из богатых купцов некоторого города, но ради Бога он оставил жену и своих детей. Случилось это так. Однажды он поехал в некоторый город закупать товаров. Закупивши товар, отправил его со своими домочадцами в дом свой, сам же остался в городе, как бы по делам своей торговли, обещая скоро возвратиться домой. Сам же помышлял другое: как бы ему избежать многосуетного мира сего и послужить Богу в посте и молитве. После этого он решился не возвращаться в свой дом, но из сего города удалился в пустыню Кавказа и здесь поселился в пустынной келии один, работая Богу в безмолвии.

Сему-то подвижнику и вручила себя раба Божия Александра под руководство. Питалась она кукурузой и фруктами, имеющимися в лесах, запасала их себе и на зиму. После трех лет жития ее на Кавказе старец Стратоник призвал ее к себе и сказал, чтобы она возвратилась на свою родину, говоря ей: «Ты там нужна будешь». На родине благословил ей выстроить келию в лесу и жить в ней. Трудно ей было расстаться с таковым старцем, который был ей ко спасению путевождь, но покорная во всем воле Божией, она и в сем случае не воспротивилась своему руководителю и познав в сем волю Божию, она возвратилась на родину. И здесь в лесу, в трех верстах от селения, построили ей ее родители на избранном ею месте малую келию. Здесь пустынница подвизалась 8 лет в посте и молитве, совершая ежедневно полунощницу, утреню, часы и пятисотницу, упражняясь прилежно в чтении слова Божия.

Питалась скудной пищей, употребляя ее в очень малом количестве. В зимнее время много терпела от холода, согревала себя только молитвою, и на молитве иногда как бы поднималась от полу на воздух. Так свидетельствует ее духовник — священник села Верхний Березовец отец Владимир. В 19 и 20-м году по случаю голода она питалась хлебом пополам с лебедой, или с березовой корой. Лебеду и кору она сама приготовляла: сушила, толкла и мешала потом с мукою.

Приобщалась она Святых Таин через две и три недели, а за последнее время приобщалась она каждую неделю и каждый праздник.

Полтора года провела она в молчании, не отверзая уст своих с людьми, но беседуя молитвенно непрестанно с Богом. Через это усовершенствовался дух ее, и она соделалась обителью Святого Духа.

В то же время, пока жив был старец Стратоник, пустынница Александра имела с ним духовное письменное общение и руководство. В 1918 году во время русской революции пустынник Стратоник был насильственною смертью умерщвлен от руки мятежников. Таким образом, пустынница Александра лишилась своего духовного наставника и руководителя. Горько оплакивая это лишение, она не пала духом. В то же время, как смиренная подвижница, не дерзая надеяться на свой разум, она опять стала искать себе духовного наставника; и Бог не оставил ее желания во благое: в лице иеромонаха Железноборовского монастыря о.Иоасафа она нашла себе наставника и духовного отца, которому и отдалась в руководство по Бозе, отсекла при сем свою волю и разум, ничего не делая, без его совета и благословения.

В 1922 году на 36 году жизни пустынница Александра приняла пострижение в мантию от руки своего духовного отца иеромонаха Иоасафа с именем Ангелины. После этого монахиня Ангелина усугубила свой подвиг: кушала 2 раза в сутки, и при том не досыта, а когда готовилась к причащению святых Таин, то накануне дня причащения съедала только одну просфору со святою водою. На молитве простаивала по 4 часа и более и не чувствовала усталости. Эта беседа с Богом ей казалась за 2 минуты. Стоя на молитве с коленопреклонением, часто она ударяла головою в пол, как будто стучала в двери милосердия Божия и слезы лились из ее глаз, так что от слез на полу бывала лужа. От преклонений часто с коленей сходила кожа и бывали коросты.

Девство свое она сохранила очень превосходно. Воистину невидимо посещал ее Господь своею благодатию, и Господь в ней был. Она же по своему смирению никогда не доверяла сама себе, считала себя недостойной и продолжала плакать, прося милосердия Божия. Спала не более 4-х часов в сутки, не давая себе покою ни днем, ни ночью. Она или молилась, или читала Священное Писание, или писала душеполезное. В летнее время ходила за ягодами и грибами. Летом в ее колодце часто пересыхала вода и приходилось ходить ей за водой за полверсты от своей хижины.

Она, как строгая подвижница-постница, и воды пила немного. При большой жажде к питию, бывало, только посмотрит на воду, но не пьет. Когда ей приносили христолюбцы хорошего съестного чего, она раздавала или ела, когда принесенное испортится. На вопрос: «Что ты так матушка скудно питаешься, ничего хорошего не носишь?», она отвечала: «Хорошо-то едят только господа, а наемники едят, что похуже, а я у Господа наемница, а не дочь». И не обращала она внимания на утомление своих сил.

Когда она приобщалась Святых Таин, то не помнила себя, в теле она находится или кроме тела. В это время на лице ее было сияние, как передает одна особа из ее близких. Она говорит: «Не могла я смотреть на ее лице и нападал на меня страх; я тогда ничего с ней не могла говорить. Когда же проходило с ней это, я говорила ей о сем. Она мне, бывало, скажет в ответ: «Благодари Бога и не возносись».

Место, где подвизалась монахиня Ангелина, называется пустынь Борки. Келья ее стояла посреди болота, кругом болота лес как бы оградою окружал. Жила она в келии в полном уединении, никого к себе не принимала. Неоднократно она посетила место жительства своего духовного отца и руководителя иеромонаха Иоасафа, беседуя с ним о спасении души. Иеромонах Иоасаф провидел в ней пребывающую благодать Божию, просил ее, чтобы она принимала к себе всех приходящих к ней и жаждущих от нее слова спасения, утешения и совета. С того времени монахиня Ангелина-пустынница, за послушание к духовному своему отцу, стала принимать всех ищущих от нее слова спасения, утешения и совета. И стекалось к ней много народа: и больные всякого рода, и бесноватые, которые, конечно, ругали ее, осыпая всякою бранью; она же, о всех таковых, сотворив молитву к Богу, мазала маслом, ограждала крестным знамением и поила святой водою. И многие по вере к ней получали исцеление и утешение. Целые дни проводила она в беседах с народом, уча и питая их словом Божиим и наставляла, как нужно жить христианину, словом и житием, показуя истинный путь. Убеждала людей быть твердыми в своей вере и многих заблудших обратила к покаянию.

Здоровья своего она не щадила; ради блага других всегда доводила себя до болезни: беседуя с народом, забывала саму себя, оставаясь часто без пищи и питья. Многие последовали ее примеру в житии, особенно из девиц, которые всецело посвятили себя на служение Богу и хранению девства. Еще при жизни ее насчитывалось таковых более ста человек, которые, и под ее руководством.

Ненавидяй же всякого добра диавол всячески старался творить ей пакости и возбуждать злых людей озлобить рабу Божию: по наущению диавольскому некоторые злоумышленники в количестве 4-х человек задумали сжечь ее келию и пошли в пустыньку, чтобы исполнить свое злое намерение, но, не доходя нескольких шагов до келии, они увидели, что келья пустынницы находится вся как бы в пламени огня. Они подумали, что кто-нибудь кроме них зажег келью и возвратились в селение. Здесь они с насмешкой сказали почитающим пустынницу: «Келья вашей матушки сгорела». Келья же осталась невредима. Так Господь хранит преподобных своих. В другой раз подобные же злоумышленники пошли в пустыньку ее с тем, чтобы озлобить пустынницу, но Господь сохранил и в этот раз свою избранницу: целый день искали они келью, но не нашли, хотя вокруг нее ходили, и вернулись домой постыженные. Но враг рода человеческого не дремал и готовил ей новые козни. Нашлись такие люди, которые написали советской власти ложный донос на пустынницу, будто она обманывает народные массы и затемняет суеверием. По сему доносу мать Ангелина была арестована и отправлена в г.Солигалич в тюремное заключение. В заключении она пробыла 14 дней, затем была отпущена в свое место пребывания под расписку о невыезде из своего уезда. Одновременно с ней был арестован и ее духовный отец иеромонах Иоасаф и отправлен в тюремное заключение города Буя. Здесь он пробыл 3 месяца и также был освобожден под расписку о невыезде из своего уезда. По прошествии 7-ми месяцев иеромонах Иоасаф был вновь арестован, отправлен в Соловки и заключен в лагерь принудительных работ на два года. Это же ожидало и монахиню Ангелину со стороны советской власти, но Бог судил о ней иначе. Мать Ангелина предсмертно заболела. Во время болезни была назначена ей от советской власти комиссия. Врач определил, что она проживет не более З-х месяцев, посему оставили ее в покое. Этот период ее жизни был последний. Болезнь ее продолжалась 7 недель. Все это время мать Ангелина пищи совсем не принимала, но пила только по одному глотку святой воды. Но несмотря на свою болезнь, всех своих духовных детей принимала, утешала, ободряла. «Дети духовные!» — говорила она — «Бодрствуйте, трезвитесь, не отчаивайтесь, не падайте духом, не унывайте в скорбях. Господу угодно, чтобы мы всегда находились в скорбях, да при скорби нашей стяжем души наши (то есть спасем). Хорошо было спасаться вам при всей радости со мной, а теперь потерпите все скорби и печали, которые встретят вас после моего отшествия в иной мир. Безропотно и с благодарностью ко Господу несите свой крест. Если вы любите Господа всей душой и всем сердцем, то можете спасаться и без меня, ибо мы имеем в Боге отца и мать. Возлюбите Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа, не променяйте его ни на отца, ни на мать, ни на земного жениха. Тогда он с радостью примет вас и введет в светлый Небесный Свой Чертог, тогда скорби и печали прочь идут от вас. Небесный наш Жених на веки вечные всех вас утешит. Дети мои! Какая радость будет духу моему, когда я увижу всех вас в светлых Чертогах обрученных Христу!»

Во время этой болезни монахиня Ангелина приняла елеосвящение (соборование) и приобщалась Святых Таин каждую седмицу.

Скончалась она 17 июня 1924 года 38 лет от рождения своего. В день кончины своей она сказала: «Дети! Я сегодня отхожу от вас, боритесь смело с врагами спасения, надейтесь на помощь Христа; если найдут на вас испытания, призовите вы меня, и я принесу вам благодать и успокою в скорбех; скажите мне, как живой, ваши скорби, и я услышу вас. Еще повторяю вам, не забудьте мои слова, не потопчите их ногами, но постарайтесь, чтобы семя, посеянное в сердцах ваших, возрастало и приносило бы плод».

Весть о кончине матушки Ангелины быстро разнеслась по окрестности. Народ начал стекаться толпами, чтобы поклониться телу ее. На другие сутки после смерти матушки тело ее с честью было перенесено церковным причтом ее прихода в церковь, и сюда уже стеклись огромные толпы народа, чтобы отдать последний долг почившей подвижнице. Здесь почти беспрерывно заказывались и служились панихиды почитателями ее.

На день погребения явилось без приглашения 5 священников из соседних сел, верст за 25 и за 30, чтобы почтить усопшую. Погребение совершали 6 священников при большом стечении народа. Местный священник ее прихода (Верхний Березовец) о. Владимир, у гроба произнес по достоинству подвижницы речь, где она является блaroчестивейшей подвижницей, строгой во всем к себе, любвеобильной к людям, кроткой, терпеливой, милостивой. Отпевание продолжалось до 3-х часов дня. Много плача и рыданий тогда было. Плакали о ней ее духовные дети, плакали и все, кто пользовался ее советами, наставлениями и молитвами. И только утешало их обещание матушки и после смерти своей не оставлять прибегающих к ней со своими скорбями и нуждами. И действительно, она и по смерти своей в настоящее время помогает просящим у нее помощи. Больные приходят к ней на могилу, берут с могилы землицу и масло из лампады, что над могилой. Приходящие из окрестных селений часто заказывают по ней панихиды и получают исцеление в своих недугах. Почитатели матушки из усердия к ней заказали некоему кузнецу по имени Александру Ереминскому сделать вокруг могилы железный палисадник. Кузнец много времени промедлил, не начавши работать. Когда заказчики спросили у него решетку, думая, что она готова, кузнец хотел совсем уж отказаться от этой работы. Почитатели матушки этим очень огорчились. Тогда матушка явилась кузнецу во сне в монашеском одеянии и повелела сделать решетку. Кузнец и после этого не сразу послушался. Матушка второй раз явилась кузнецу и требовала, чтобы начал работать. После второго сна кузнец сделал решетку, но не хотел сделать подпорки к палисаднику. Духовные дети матушки оскорбились, что кузнец отказывается, для палисадника сделать такую важную вещь, которая укрепляет палисадник. Матушка в третий раз явилась кузнецу и просила его сделать подпорки к решетке и тем утешить ее духовных детей и попечителей. После этого кузнец немедленно приступил к работе и сделал подпорки к решетке. Кузнец никогда не видал матушки при жизни ее, но, по словам его, как он нам передавал — говорил, видел он во сне ее такою, какой она была в действительности при жизни.

Спустя 9 месяцев после смерти матери Ангелины одной ее попечительнице по имени Мария Павловна было видение в день Святой Пасхи. Мария Павловна, очень религиозная женщина, по семейным делам в день Святой Пасхи не была в церкви, при всем ее желании не удалось быть. Об этом очень скорбела она и плакала и в то же мыслила: «Если бы была жива матушка, я сходила бы к ней и утешилась бы». Деревня Марии Павловны находится от пустыньки в верстах двух-трех. В такой скорби и слезах вышла она в сени своего дома и вдруг слышит за воротами сеней голос: «Мария Павловна! Сегодня день не плача, а радости и веселия!» Мария Павловна отворила ворота и видит покойную мать Ангелину в монашеском одеянии. Она сказала: «Мир тебе!» и стала невидима. Мария Павловна испугалась и сделалась как будто без чувств и легла на сено. Очнувшись, она почувствовала себя покойной, радостной, веселой и часто размышляла, и теперь вспоминает об этом видении (явлении матери Ангелины) и словах, сказанных ею.

Монахиня Ангелина погребена вблизи храма св. Николая Чудотворца села Верхний Березовец, Солигаличского района. Могила расположена в трех метрах от северо-восточной части стены алтаря. Представляет собой металлическое надгробие из кровельного железа увенчанного крестом. Под крестом памятная табличка повествующая го том, что монахиня Ангелина умерла в 37 лет в 1924 году, дата рождения на табличке не указана. Дата смерти вызывает сомнение, ввиду расхождения с другим источникам, в котором смерть датируется 1929 годом. Также, исходя из рассказов старожилов следует полагать, что дата смерти монахини Ангелины была в конце 30-х годов, но никак не в 1924 г. Рядом с монахиней Ангелиной находится еще одна аналогичная могила. На могиле не имеется надгробной таблички, и кому она принадлежит не известно. Могила расположена с северной стороны о захоронения монахини Ангелины. С южной стороны расположена еще одна могила, на которой стоит один большой металлический крест. Кому принадлежит эта могила, также не известна. Одна из этих могил предположительно принадлежит монахине Татьяне из д. Федьково. Все три могилы огорожены железной оградой, состояние удовлетворительное.

Иеромонах Димитрий (Нетесин)

2. ДОСТОЙНЫЕ ВНИМАНИЯ РАССКАЗЫ О МАТУШКЕ АНГЕЛИНЕ-ПУСТЫННИЦЕ ОТ ОЧЕВИДЦЕВ И ОТ ДУХОВНЫХ ДЕТЕЙ ЕЕ, СОБРАННЫХ НА ПОЛЬЗУ ЧИТАЮЩИМ.

Протоиерей о.Владимир села Верхний Березовец говорил о матушке Ангелине так: «Всю жизнь провела она для благоугождения Богу и спасения своей души. Вера ее в Бога и стремление к выполнению заповедей Божиих были так сильны, что она ради этого оставила мирскую жизнь с ее суетами и приняла жизнь уединенную, пустынническую. Здесь, в пустыни, она проводила время в усиленных подвигах поста и молитвы. Молитва ее к Богу была продолжительна, и так пламенна, усердна и горяча, что когда она молилась, несмотря на холод в келье, она ощущала на себе пот и жар, и во время молитвы как бы отделялась от пола и поднималась кверху и не испытывала никакой усталости. А после причащения Святых Таин чувствовала в себе необыкновенную радость и спокойствие душевное. Не оставляла она и молитвы церковной. Когда она была здорова, то всегда по воскресным и праздничным дням в храм Божий спешила за службы церковные и приходила даже до начала за утреню. А для укрепления своих душевных сил и для очищения совести, она часто обращалась к Таинству покаяния и причащения Святых Таин, и только когда уже телесные болезни не дозволяли ей сойти с постели, она пореже стала ходить в храм Божий. Но каяться в грехах и причащаться Святых Таин продолжала до последнего дня своей жизни на дому. Вера ее в Бога и в святую Православную Церковь, во все уставы церковные, была чиста, искренна и чистосердечна.

О правиле матушки Ангелины.

Полунощницу она совершала в 12 часов ночи. По прочтении полунощницы всегда пела на распев тропарь: «Се Жених грядет в полунощи» и стихотворение: «Слава в вышних Богу дух мой радостно воспой». Еще любимые ее песнопения были: стихира, глас б-й: «Век мой скончавается» и ирмос, глас 8-й: «Вскую мя отринул еси от Лица Твоего свете незаходимый» и стихотворение: «К Тебе, о Матерь Пресвятая, дерзаю вознести свой глас!» А насколько у нее была ревность к безмолвию, скажет нам нижеследующая повесть, которую передает одна девица из ее близких духовных, именем Мария, из деревни Яковлевское.

О пустынном пребывании матушки Ангелины.

Когда родители ее строили ей келью в лесу, то она, не дождавшись, когда сделают двери и печку, переселилась уже в келью на житье, несмотря на то, что был месяц декабрь. И она прожила в таком состоянии три недели, согреваясь лишь молитвою и маленькой печкой, сложенной наскоро из нескольких кирпичей с железным рукавом, протянутым в окно. И неизреченно радовалась, что обрела желаемый покой своему сердцу и как бы взывала: «Се, удалихся, бегая и водворихся в пустыню, чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури».

О пламенной ее молитве.

Одна личность, из близких пустыннице, передавала нам, как очевидица, что когда nycтынница в присутствии ее молилась в своей келье, то она видела, что из уст ее вылетали как бы огненные языки и возносились кверху, так была пламенна ее молитва.

3. РАССКАЗ САМОЙ ПУСТЫННИЦЫ.

Передает девица именем Мария, д.Яковлевское.

Пустынница говорила: «Когда жила я на Кавказе, в уединенной келье, во время молитвы, часто мне враг наводил страхования. Вот вижу я: по всему полу, и по столу, и по книгам бегают мыши и притом бегают они только тогда, когда молюся, а как только перестану молиться — и мыши перестают бегать, но сидят на местах. Я пыталась из селения приносить кошку, но кошка, очевидно, ни одной мыши не видала и посему ловли не производила. Тогда я поняла, что не мыши мне казались, а вражии привидения и cтpахования. Пошла я потом к своему наставнику, пустыннику Стратонику и открыла ему о сем. Старец сказал мне: «Это тебя враг пугает, и злые духи представляются тебе в образе мышей». И после этого откровения старцу, я более не видала мышей в своей келье. Еще матушка говорила мне: «Когда я прожила на Кавказе три года под руководством моего старца Стратоника, он призвал меня к себе и велел мне возвратиться на родину. Но мне очень не хотелось удаляться от своего наставника так далеко; я пыталась возражать ему и просила его не удалять от себя. Вдруг вижу я своего старца осияема каким-то необыкновенным светом, так что я не могла смотреть на него, от страха упала я ему в ноги. Старец сказал мне: «Встань, дочь моя, и познай теперь, что я не от себя это говорю тебе, на то есть воля Божия. Гряди, чадо Божие на свою родину, ты там нужна будешь». После этого я не могла больше противиться и возвратилась на свою родину». Здесь пустынной ее жизни восемь лет было. За полгода до смерти своей, она пригласила к себе в сожитие из своих духовных детей более ревностных девиц: Татиану и Наталию, которые и живут теперь в ее келье, подражая своей духовной матери в кротости и смирении. Надеются на ее святые молитвы и проводят время более в молитве и чтении слова Божьего и прочитывают всю церковную службу кроме Литургии.

4. СТИХОТВОРЕНИЕ ПОСВЯЩЕННОЕ МОНАХИНЕ АНГЕЛИНЕ-ПУСТЫННИЦЕ.

Смиренная подвижница, духовная мать Ангелина,

Святых подвижников краса!

Ты с детства Бога возлюбила,

Для Него всю жизнь ты провела.

На мир с высоты ты смотрела,

Его всю лесть и прелесть умом поняла,

Что всё это призрак, обман, суета.

Всё это поблекнет, как цвет и трава.

Голод и холод, насмешки терпела ради Христа,

Воле ты Божией покорна была.

Девство свое ты свято хранила

И в дар Христу ты его принесла.

Духом и сердцем к небу стремилась,

Свой духовный светильник возжгла.

Нищетою, смирением, кротостью духа пребогата была.

Ради спасения души в пустыню вселилась,

Надеждой небесной жила.

Здесь ты усердно Богу о всех молилась,

И жизнь твоя мирно текла,

На небо всем путь показала,

Дорогой тернистой ты шла.

Небесной Отчизны желая,

Любила ты плакать о ней.

Себя всю Богу посвятила, трудилась для правды одной.

Ты на службе Богу и ближнему

Свершила свой жизненный путь.

К тебе и по смерти все также люди Божии стремятся, текут,

Прося утешения от житейских невзгод и тревог.

И веешь ты миром и покоем даришь;

Болезни души молитвами лечишь,

На небесную Отчизну смотреть ты велишь.

Там скорби, печали замолкнут,

Там нет врагов, там радость и сладость вовеки.

Там торжествует любовь.

 

5. ПИСЬМА МОНАХИНИ АНГЕЛИНЫ-ПУСТЫННИЦЫ

Письмо 1-е.

Дорогая о Господе сестра М.! Как ты сильно просила меня написать письмо душеполезное на память тебе. Вот слушай, что буду я тебе писать: во-первых, следи за собою, чтобы не было в сердце твоем гнева на человека или на что другое. Если когда и явится гнев, то постарайся его очистить покаянием, сокрушением и смирением, да горячими слезами перед Господом. Не допускай сильно ему воспламеняться в тебе. Да по больше молчи, как бы ты всем чужая была. Не допускай много смеяться и слушать пустые разговоры и скверные слова. Скажи сама себе: окаянная, что ты смеешься и празднословишь? Как ты не видишь своего мертвеца! Разве кто смеется, когда лежит родной мертвец! Ты разве не слышала, что все сильно тогда плачут? А тебе надо еще более плакать по своей душе, чтобы омыть зловоние ее. Неужели ты хочешь в огне гореть вечном? Смотри за собою. Если ты будешь много плакать, а враг тебе внушит, что довольно будет, ты оплакала свои грехи, то ты ему скажи так: силою Честнаго и Животворящего Креста отойди от меня сатана, не прельщай меня, грешную: до самого издыхания мне не оплакать свои грехи. Никакие подвиги мне не помогут избежать ада. Если милосердный Господь не смилуется надо мной, по Своей великой милости и не смоет /их/ Своей животворящей кровью, то я буду вечно гореть в огне неугасимом, ибо с меня больше Господь спросит. Я дала обещание Ему служить и быть Его невестой: не захотела познать земного жениха, ради Небесного. А как же я тогда войду к Нему в чертог не в брачной одежде, и венец получу ли? Выговора разве не услышу от Него: «Как же ты вошла в чертог ко Мне в грязной одежде? Возьмите ее и свяжите и отдайте мучителям». Тогда горе тебе будет, душе моя окаянная. Позаботься о брачной одежде. Тогда смело пойдешь ты ко Христу, на брак Его. А если враг будет внушать тебе уныние и скажет: «Нет тебе спасения, худо живешь ты», а ты ему скажи: «До самого издыхания буду вопить неумолкно ко Господу», то разве милосердный Владыко, не услышит утопающую Свою овцу, и не вытащит на берег сухой? Не отчаиваюсь, Господи, своего спасения, буду уповать на Твое милосердие. Дорогая М., прошу тебя, никак не поддавайся врагу и мыслям греховным; если скверные мысли и придут, постарайся сразу их отогнать от себя молитвой Иисусовой: не допускай их до сердца, чтобы сердце твое не позарилось в том и не усладилось. А то непременно поборет тебя враг и втащит в грех; тогда ты можешь потерять Божий страх; тогда обладает страсть. Будь внимательна к себе, и как только заметишь в уме греховные помыслы, так скорей вопий ко Господу, и скажи: «Господи, погибаю, помоги созданию Своему, не допусти врагу посмеяться надо мной грешной: я не в силах его побороть. Потом призови Царицу Небесную: «Матерь Божия, Ты хранишь меня с младенчества моего, неужели дашь теперь погибнуть рабе своей? Ты в силах врага отогнать от меня, помоги мне». Проси также Ангела своего, да покроет он тебя своими крылами. Мирским не открывай никакие помыслы, а только священнику открой: при исповеди не скрывай никаких грехов, а если будешь скрывать врага, то он овладеет тобой и Благодать Божия отступит о тебя. Тогда конец — погибель твоя. Ну, спасайся раба Божия. Прости меня грешную. Да поможет тебе Бог Своею благодатию.

Письмо 2-е.

Возлюбленные духовные чада! Будьте верны обещанию своему: не изменяйте Жениху своему, сладчайшему Иисусу Христу; да не прельщайтесь земному, тленному и злому. Да не обольстит вас никакое земное, временное: ни сладость, ни богатство, ни веселие, ни красота. Да будете вы все духовные мои чада, единого знать Небесного Отца. Да потерпите вы, мои возлюбленные, всякие скорби, и испытания, и гонения, нападение, осмеяние и проч. ради вечного покоя. Да работайте в девстве, со трепетом и со страхом Господеви, да внидите к Нему в радости. И за малую усердную работу получите мзду великую. Будьте воины храбрые, усердные, не ленивые и не лукавые. Возлюбите Господа всем сердцем, всей душой, всем умом вашим, как любят девицы земного жениха, как у них несчастных горят сердца и ум завлечен о них, добро было бы; если бы так завлеклись умом и сердцем вы и пели бы песни о Небесном Женихе, о сладчайшем Иисусе, Который давно жаждет возлюбить вас и подать знаки любви Своей и призывает вас к Себе на брачный пир, как бы говоря: приидите и вкусите, Мои возлюбленные девы, прекрасные невесты! Отверзите двери сердца вашего да взойду и в ваш убогий дом, да побеседую Я с вами хоть часок; и покуда вы не изгоните Меня из дому своего, Я не уйду никуда. Тогда Я только уйду, когда погоните Меня своим небрежением, своей леностию, злыми помыслами, объедением, празднословием, неподобным смехом, гордостию, гневом, жадностию, нелюбовию сестры своей, самолюбием, всякой нечистотой; тогда оставлю Я дом ваш пуст и займут сердце ваши злые бесы, тогда будет вам хуже первого последнее. Придет время, взыщете Меня, да не обрящете. Скажу Я вам: не знаю вас, не дали вы Мне покоя в доме своем, то есть в сердце, изгнали вы Меня, возлюбили и дали покой семи злым бесам, так идите к ним, покайтесь теперь. Вот возлюбленные Мои! Убойтесь этого слова грозного, постарайтесь принять и покоить Господа. Призывайте Его и в устах, и в уме, и в сердце; побеседуйте с Ним без лености, уделяйте время с усердием на молитве стоять; и работайте, и думайте про Него, и упивайтесь сладостию Его. Замечайте злые помыслы обольстителя и не слушайте его, когда он будет вам говорить, что напрасно трудитесь: положи-ка ты оружие, беги-ка ты лучше с поля брани, все равно уж мне с тобой не бороться: я силен и грозен, скоро тебя побежду и насмерть убью. Живи-ка ты лучше, как все живут, куда лезешь такая негодная, слабая. А вы возьмите прежде оружие могучее — Животворящий Крест Господень и скажите ему: я сама слабая и безумная и не могу с тобой бороться, а вот подыму-ка свое оружие на тебя, и сила могучая сейчас поразит тебя; изыди, лукавый нечистый душе, поражу я тебя! Исчезнет и уйдет от вас. Воистину говорю я вам, как огонь попаляет все, так крестное знамение отгоняет врага, только возьмите веру да усердие и предавайтесь в волю Господа и земного руководителя. Божие беспредельное милосердие да будет с вами вовеки. Аминь.

Притча Спасителя. Се изыде Сеятель сеять семя Свое. Иное упало при пути; и иное на камень; иное в терние, иное на добрую землю. Семя есть слово Божие, а земля — сердце человека. Да не будут же, дети, сердца ваши, землею тернистою, не приносящею плода духовного, от лености и небрежности, ни каменистою, не имеющей в себе страха Божия, ни землею при пути, которую от пристрастия к миру враг попирает страх Божий ногами. От этого всего да избавит вас Господь. Но, да будут сердца ваши землею доброю для принятия истинного Слова Божия — Евангелия, и, да приносит плод духовный, в тридцать, шестьдесят и во сто раз.

Грешная монахиня Ангелина.

Письмо 3-е.

Духовное чадо о Господе, Павел! Бодрствуй духом, не упадай в отчаяние. Уповай на милосердие Отца Небесного и паче радуйся о Господе, яко Христос тебя возлюбил и мне, духовной матери на хранение тебя вручил. Ты же, сын мой, возлюби Господа все сердцем и всей душею и Ему единому послужи, отложив все земное от сердца. Тогда и Господь тебя возлюбит и введет в Царство Свое Небесное, в светлый чертог. О, какая радость будет и мне, если я увижу там тебя, сын мой! Ты же постарайся в конец победить врага; поставь ум свой стражем у двери своего сердца и молитва теплая да исходит от ума твоего и сердца, и ограждай себя крестным знамением; приими сие оружие в руки и будь как воин Христов. Не допускай до своего сердца стрелы вражия, т.е. худые помыслы, но гони их и бей вышеописанным оружием. Пусть хотя бы день и ночь к тебе прираждались, да мимо сердца пролетали, о сем смущаться не нужно. А чтобы страсти плоти сократить, потребны пост, молитва со слезами и сердечным воздыханием погашать плоти восстания, ибо плоть наша, как порох от огня может пыхнуть, поэтому потребны и слезы. Да почаще думать нужно об исходе грешных душ от сего мира. О, как страшно и подумать о последнем-то конце, что там будет нерадивым и пожившим беспечно на земле. Их ожидает мука вечная, огонь неугасающий, плач и рыдание непрестающие. О великое гope! О, беда! Постараемся, сын мой, избежать таковой беды! Оставим леность и возьмемся за труды. Разожжем молитвой себя, сокрушенным сердцем, постом и воздыханием. Да не будем пристращаться тленным и временным вещам, ибо сия повянут, как сельный цвет. Будем же стремиться, чтобы получить нам небесная, нетленная: венец, честь и славу, юже обеща Бог любящим Его. Открой, чадо мое, двери сердца твоего и почаще пускай гостя Небесного, как Закхей пустил в дом свой; и ты, сын мой, не отказывай Христу: чаще приобщайся Святых Таин, да со Христом соединишься. Не стыдись людей развращенных, ибо в сердцах их живет диавол. Послушай, сын мой, меня: я прошла весь путь тесный и взыскала ведь Христа; я не льстиво убеждаю вас и призываю идти сим путем и прошу вас соединиться со Христом. О, какая сладость будет вам, когда обрящете Христа! Тогда все скорби и печали прочь отидут от вас: одну радость, одно веселие восчувствуете в сердцах ваших. Аминь.

Грешная Ангелина.

Письмо 4-е.

Мир вам и Божие благословение, дорогие мои дети! Прошу я вас, не скорбите и не малодушествуйте, а всегда бодрствуйте и трезвитесь, да печаль ваша в радость обратится, да вaшeй радости никто не отнимет. Не упадайте духом, что не с кем вам укрепиться, я всегда с вами пребываю духом, и все стадо пасу своей молитвой, я вручила вас Пресвятой Богородице и Она покроет вас Своим святым Покровом, и Она сохранит вас всех моих овец да ни одна из вас не погибнет, да все будете пребывать под Покровом Ея, только призывайте Ее на помощь на каждую минуту, да ими же весть судьбами управит Она вас, думайте что аще бы не Господь допустил врагов демона, то не взяли бы они меня, а сам Господь по великой благости Своей сподобил меня, недостойную рабу, Его любви, потерпеть великие поношения и хуления, изгнание и тюремное заключение, а вам скорби дал да каждая из вас подумает, что ваша духовная мать страдает за веру Христову, и всю жизнь готова отдать за всех вас, да достигнем мы тут вместе со скорбию и радости, будьте покойны, спаси вас Господи.

Благословение Господне да почиет на вас. Остаюсь духовная ваша мать Ангелина, горячо вас любящая…

Письмо 5-е.

Христос Воскресе! Духовные дети, поздравляю я вас с Высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения. Сознаю, что вы не так радостно встретили его, но вам скорби даны только сердечные, а мне сердечные и душевные, во-первых. Потому что я не в силах была принять вас и утешить своих детей, столько время не выдавала вас. Во-вторых, меня болезнь телесная лютая одолела, если бы вы знали, какую я болезнь переношу, но от вас это закрыто. Да вот к тому же и узник Христов страдает за нас, наш отец духовный, и эта скорбь легла на мое больное сердце, и умножил Господь милости Своя на мне, послав мне болезнь великую. Помолитесь, дорогие дети, не о здравии моем но о терпении. Чтобы мне претерпеть до конца с благодарностию ко Господу и получить терния венец, и отойти на покой вечный. Пищи весь Великий Пост я не могла вкусить с приятностию, а некоторые дни и совсем лежу, так я отчаялась в своей жизни, дети милые, хотя и великую вам скорбь этим наношу, но что делать, надо претерпеть до конца, если вы от всей души возлюбили Господа, не лукаво и не ложно взяли крест свой понести и идти за Христом, отвергнулись всего мира и всех сладостей его, то можете спасаться и без руководителей. Вам показан путь ко спасению, не забывайте его. Вам посеяно уже много, не давайте зарастать тернием, приобретайте любовь, веру и на Господа надежду, потом кротость и смирение и от всех людей терпению о6учайтесь, простите дети, некоторые из вас подходили к келье, вы это делали все через послушание мое, а по дерзости своей я всех наказала одинаково, которые подходили, которые нет, и у всех такие же скорби, всем так же хотелось, ну все же они не дерзнули, тем более, через послушание, я не могла преступить своего отца духовного. Мир вам и Божие благословение оставляю вам.

Ваша духовная мать многогрешная монахиня Ангелина.

Письмо 6-е.

Ваше Боголюбие, дорогие мои о Господе духовные дети! Мир вам и Божие благословение. Бодрствуйте духом, не предавайтесь отчаянию, не сердитеся на врагов моих, что нас с вами разлучили. Это так Господу угодно, нам быть в таких скорбях, да при всей скорби нашей стяжем души наша, т.е. спасем. Хорошо было нам спасаться при всей радости и покое. А теперь надо потерпеть и скорби, без ропота нести и с благодарностию ко Господу. Это вам испытание от Господа. Если любите вы Господа, то можете спасаться и без духовной матери и отца. Ваши мать и отец Небесный Творец. С ним все пойдете под венец, не оставляйте Его духом и всем сердцем возлюбите Его, Сладчайшего Христа и ни на кого не променяйте, ни на мать, ни на отца, ни на земного жениха. Тогда Он с радостию вас примет, введет в светлый чертог. Тогда скорби и печали все отидут прочь от вас. А Небесный наш Жених во веки будет перед нами. О, какая, дети, радость будет сердцу моему, когда увижу я вас в Чертоге обрученных всех Христу. О, Женише мой Сладчайший, не оставь моих детей, и меня грешную рабу исполни радостью, веселием, мать духовную, которую Ты представил всем детям на охранение от врага. Враг не дремлет, рыщет, как лев лютый летает, поглотить ищет кого, ну ограда им велика Крестное Знамение Твое, да ограждаться же будем беспрестанно и победим в конец мы его. Вот духовные мои дети. Послушайте меня, не упадайте вы духом, бодрствуйте всегда хотя немощи вас одолевают, борют, ну это не беда. Леность, праздность, уныние, или празднословие, или объедение, или сон, или гордость, или ропот, или гнев, или многостяжание, на многия лета запасание земных тленных вещей, и вы возьмите оружие в руки и гоните сия бесовские мухи, он мучит нас беспрестанно своей лютейшею борьбой, да не пронзитесь мои дети ни одной его стрелой, хотя день и ночь он в нас стреляет, да мимо сердца его стрелы пролетают. Поставьте к сердцу свою стражу, да пусть не спит ни день, ни ночь эта стража нам и Ангел Хранитель, молитва теплая, страх Божий, да Знамение Креста, вот дети научитеся, как врага нам побеждать. Как птица видит охотника, возлетает в вышину, так и нам нужно видеть ловца, т.е. диавола. Хотя мы его лично не увидим, но стрелы его всегда заметим. Стрелы — это есть помыслы злые, мы если улетим от них, как птицы, то будем спасены, а если допустим их до сердца, тогда будем ранены, тогда немедленно идите ко врачу, вы не думайте, что к земному, а к Небесному вас шлю. Припадайте к Его стопам и облейте их слезами, и откройте свои раны, и примите Его пластырь. Вы понимаете, что это раны — грехи наши, а врач есть Господь, а пластырь Его — бессмертный источник, т.е. Святые Тайны. Вот вам дети мой урок, вы примите не в порок. Всё спишите себе и помните. Почаще читайте, да меня грешную вспоминайте, да батюшку дорогого не забывайте, а кто не может читать, так надо всем друг друга утешать.

Монахиня Ангелина.

6. РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕННАЯ ПРИ ПОГРЕБЕНИИ МОНАХИНИ АНГЕЛИНЫ ПРОТОИЕРЕЕМ ВЛАДИМИРОМ СЕЛА В.БЕРЕЗОВЕЦ 17-ГО ИЮНЯ 1924 Г.

Православные христиане, братья и сестры! Вот, вы собрались сюда, во святой храм, oтдать последний христианский долг уважаемой нами рабе Божией монахине Ангелине. Еще несколько времени побудет гроб с ея телом и потом мать-сыра земля примет ея на свою грудь и сокроет от нас навеки до того страшного суда, когда по гласу Архангела все усопшие восстанут пред лицем Господа нашего Иисуса Христа и каждому из нас будет награда по делам: праведники получат Царство Небесное, а грешники не покаявшиеся – муку вечную! По нынешним человеческим понятиям, преставившаяся раба Божия монахиня Анreлина, удостоится по своим благочестивым подвигам райских обителей. Как вам известно, так и мне, близко к ней стоявшему, всю жизнь она провела для благоугождения Богу и спасения своей души. Вера ее в Бога и стремление к выполнению заповедей Божиих были так сильны, что она, ради этого оставила мирскую жизнь с ее суетами и приняла жизнь уединенную, пустынническую. Здесь в пустыне она проводила время в усиленных подвигах поста и молитвы. Молитва ее к Богу была так продолжительна и так пламенна, усердна, горяча, что когда она молилась, как она сама говорила мне, несмотря на холод в келье, она ощущала на себе пот и жар и во время молитвы как бы отделялась от полу и поднималась кверху и не испытывала никакой усталости. А после причащения Cвятыx Таин чувствовала в себе необыкновенную радость и спокойствие душевное. Не оставляла она и молитвы церковной. Когда она была здорова, то всегда по воскресным и праздничным дням спешила в храм Божий за службы церковные и приходила даже до начала за утреню. А для укрепления своих душевных сил и для очищения совести, она очень часто обращалась к Таинству покаяния и причащения Святых Таин, и только когда уже телесные болезни не дозволяли ей сойти с постели, она пореже стала ходить в храм Божий. Но каяться в грехах и причащаться Святых Таин продолжала до конца своей жизни на дому. Вера ее в Бога, во святую Православную Церковь, во все уставы церковные была чиста и искренна и чистосердечна. Это та ее вера, растворенная подвигами благочестия, и привлекала к себе сердца других верующих — сердце сердцу отзывается. Да и в наше время, время маловерия, неверия и расшатанности всех устоев веры, благочестия такие явления могут только служить доказательством того, что еще велика вера в народе, что народ, несмотря на все соблазны и хулы, держится своей православной веры. Помоги Бог всем православным стоять твердо, непоколебимо в своей православной вере, помня при этом слова и обещания самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, что Он с нами пребудет до скончания века или, как Он сказал: «Cе, Аз с вaми до скончания века» или: «Созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ее!» И вы, братья и сестры, помните эти слова Спасителя нашего и все заветы и наставления м.Анreлины относительно веры христианской. Она сама говорила, что за веру Христову готова была перенести все подвиги и включительно до подвига мученичества. И вы соблюдайте завещания ее. Этим самым окажете ей свою любовь, почтение и уважение и после смерти ее. Как воздавали ей при жизни, так воздавайте и теперь. Хотя телом она отошла из здешней жизни в жизнь загробную, но духом жива и будет пребывать с теми, кто ее почитает. Умерла она только телом, но духом жива. Святость человека христианина определяется учением Господа нашего Иисуса Христа о блаженствах. Приложим это учение к преставившейся рабе Божией монахине Ангелине. Спаситель : «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» (Ев. Матф. гл.5 ст. 3). И представившаяся раба Божия поистине нищая духом. Всё, что ни совершилось в ее жизни, она относила не к своим силам, но к воле Божией, к Его всемогуществу. Она сознавала себя грешнее других и недостойною пред Богом. Смирялась пред Ним, а перед людьми не имела никакой гордости. «Блаженны плачущие, яко тии утешатся» (Матф., 5 гл.). И она постоянно плакала и сокрушалась о своих грехах. Все свои дела, помыслы старалась направить только для угождения Богу, спасения своей души. Она, плача о своих грехах, предпринимала особые подвиги поста и молитвы, строго соблюдала как пост духовный, так и телесный. И почти все время не только дни, но и ночи проводила в молитве, в молитве усердной, искренней, сердечной. «Блажени кротции, яко тии наследят землю». Она была кроткая, незлобивая и старалась всем простить, которые чем-либо ее обидели или оскорбили, не помня зла и не желая никому ничего худого, кроме одного хорошего, а главное — всем спасения души и преданности вере Христовой. «Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся» (Матф., гл.5). И она всеми силами стремилась к правде Божией. Для нее ничего не было выше и святее закона Божия или Его святых заповедей. «Блажени милостивые, яко тии помилованы будут». И она ко всем относилась милостиво, не злобиво, с полною готовностию каждому угодить не ради человекоугодничества, но ради их душевного спасения, ради их укрепления в вере, надежде и любви ко Господу.

«Не отказывала она и в милостыне вещественной. «Блажении чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И она была чиста сердцем, старалась убегать всех худых дел и греховных помыслов; а если когда враг наводил ее на худые помыслы, то она старалась тотчас же очистить свою душу таинством покаяния и причащения Святых Таин.

«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». И она также старалась иметь со всеми мир и согласие. Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царство Небесное. И она за правду Христову, за веру Христову готова была принять всякого рода изгнания и страдания. «Блажени есть, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех … » И она слышала и терпела много про себя злого и худого, но все это переносила безропотно ради веры во Христа. Конечно, нельзя же всем удаляться в пустыню и там вести отшельническую жизнь; но и живя в мире можно угодить Богу и спастись. И вы, братья и сестры, живущие в. мире, не отчаивайтесь во спасении, но твердо держите веру православную и учение Церкви со всеми ея обрядами и уставами. По воскресным и праздничным дням ходите в церковь за службы церковные и свято проводите пpаздничные дни. Неопустительно каждогодно исполняйте христианский долг исповеди и святого причащения.

Соблюдайте посты, установленные Православной Церковью: Великий Пост, Рождественский, Успенский и Петров, среду и пятницу каждой недели. Неотложно соблюдайте свою домашнюю молитву, утром и вечером, перед едою и после еды, приходя в посторонний дом и выходя из него, и также не проходите мимо храмов Божиих в часовен, не помолившись на них. Каждое дело начинайте с благословения Божия и оканчивайте молитвою. Читайте книги Божественные и религиозно-нравственного содержания, и в особенности Святое Евангелие, Библию и жития святых. И не только, но прочитанное прилагайте к своей жизни. Почитайте родителей. Имейте между собою любовь. Помогайте друг другу. Любите других людей, как самого себя. потому что все мы во Христе братья и сестры. Не имейте злобы. Не делайте никому зла. Не имейте ненависти, зависти и вообще старайтесь соблюдать все заповеди закона Божия, все уставы Православной Церкви. А теперь, братья и сестры, принесем усопшей свое последнее прощание.

Прости, наша благочестивая монахиня Ангелина. Твой образ никогда не изгладится из памяти всех нас знавших тебя и видевших твою пламенную молитву здесь во святом храме Божием, и в твоей келье. Прости нас, если кто из нас мало подражал тебе и твоим чувствам в преданности Святой Православной Церкви в служении Господу Богу. Прости нас, что мы мало подражали тебе в любви и благодеянии ближним. Верим, что милостивый Господь, С Которым ты при жизни соединилась, еще ближе тебя приблизит к Себе на небе. Молись же за нас Господу Богу и молись, чтобы Он дал нам силу быть непоколебимо твердыми во святой вере христианской и всеми силами служить Богу и искренно, нелицемерно любить ближних наших, благодетельствовать им. А мы не при гробе только, но и на будущее время будем молиться за тебя и таким образом духовно мы будем соединены с тобою и Премилосердный Господь да дарует нам соединиться с тобою вечно в Царствии Своем Небесном. И вы, когда востоскуете и возгорюете, придите на ее могилку, помолитесь Господу Богу и духовно побеседуйте с нею и получите отраду облегчения и покой душам вашим; и не забывайте ее, уже отошедшую в загробную жизнь в своих молитвах. Да упокоит Господь Бог душу в Царстве Небесном. Аминь.

7. ЗАГРОБНАЯ ПОМОЩЬ МОНАХИНИ АНГЕЛИНЫ-ПУСТЫННИЦЫ.

Заявление гражданки г. Солигалича П.В.Шалаевой.

Еще при жизни матушки Ангелины, говорит П.В.Шалаева. мне очень хотелось посетить ее и просить ея молитв. Но за житейскими суетами, так и не пришлось при жизни ея. Когда скончалась матушка, я тоже всё собиралась навестить ее могилку. И так прошло более года со дня ее смерти. Я дала себе слово съездить на память второго года, т.е. на 17 июня 1926 года. Но за неделю со дня памяти, я уехала к родственникам и на 17 июня не вернулась домой и в самый этот день, т.е. 17 июня, я упала и сильно повредила себе ногу. Три месяца я болела ногою. Лечил доктор. Ноге стало лучше. Могла я уже ходить в церковь, но к великой моей скорби, нога не сгибалась и я не могла положить земного поклона.

Однажды, придя от всенощной, я очень скорбела о том, что не могу положить земного поклона. Сколько было раз я пробовала сделать земной поклон, но не могла: как только начинала сгибать ногу, чувствовала боль в ноге. Никакие растирания и ванны не помогали. Я начала молиться со слезами, прося Царицу Небесную исцелить меня по молитвам матушки Ангелины и сразу я почувствовала, что нога моя здорова и я сейчас же положила несколько поклонов без всякой боли. И с того времени нога совершенно здорова. Это было в сентябре месяце, а в октябре я исполнила свое обещание — посетила могилку матушки Ангелины. Раньше, месяца за два до этого, я видела во сне приход Березовец, а именно: две церкви и сторожку у церкви. Я никогда раньше там не была и во сне видела всё то село; и как я приехала, то сразу по своему сну узнала то место, что это Березовец и здесь матушкина могилка. И во многих случаях, в житейских невзгодах и болезнях я прибегала к Господу, прося молитв матушки Ангелины.

Пелагея Васильевна Шалаева, гражданка г. Солигалича 1927 года 24 июля.

От той же П.В.Шалаевой (еще передает Пелагея Васильевна Шалаева, со слов своей родственницы А.С.Беpeзuной):

Селения Четряково некоторая гражданка пришла к ней со скорбью, жалуясь, что у нее заболела лошадь, которая не вставая лежала 3 дня и поднять ее они не могли. Сродница моя посоветовала ей прибегнуть к молитвам покойной матушки Ангелины и натереть ноги лошадки маслом, что от лампады с могилы пустынницы матушки Ангелины и тут же дала ей этого масла. А гражданка, пришедши домой, помазала свою лошадку сим маслом и натерла ей ноги. Лошадка в тот же час встала на свои ноги и выздоровела за молитвы матушки Ангелины.

Той же деревни Четряково некая гражданка поусердствовала сходить на место погребения матушки Ангелины с.ВерхниЙ Березовец, чтобы почтить память матушки Ангелины на 17 июня (это было в 1926 году), но муж ее задерживал, говоря ей, зачем пойдешь болтаться в рабочее время, и он вскоре почувствовал себя больным и тогда он согласился отпустить ее. Она, помолясь на могилке матушки Ангелины, взяла с собой масла от могилы дорогой матушки, и пришедши домой, нашла мужа своего серьезно больным головной болью. И она натерла ему голову сим маслом и муж ее тот час же выздоровел, молитвами матушки Ангелины.

следует подпись: П.В Шалаева.

Жительница села Верхний Березовец Солигаличского уезда, Апполинария Феодоровна, жена диакона церкви Св.Николая заявила следующее:

Вскоре после преставления матушки Ангелины моя старшая дочь Анна заболела. Однажды утром я спрашиваю ее: «Ну, как твое здоровье, дочь моя?» Она мне ответила, что чувствует себя легче и рассказала следующее. Она видела в ночи сего дня матушку Ангелину, которая явилась ей во сне и сказала, чтобы она сходила на ее могилку и помолилась, и помазала бы маслом из лампады, что на ее могилке, и будет здорова. И действительно, как только дочь моя Анна помолилась на могилке матушки Ангелины и помазалась маслом, тот час же выздоровела молитвами матушки Ангелины.

В 1927 году младшая дочь моя Раиса заболела болезнью, называемою грипп. Я сходила на могилку матушки Ангелины — это было зимой — взяла снегу с ее могилки и принесла его домой, растопила и умыла свою дочь водою от снега и она тот час выздоровела молитвами дорогой матушки Ангелины.

Лично у меня самой заболело горло и я опять по своей вере к матушке Ангелине, только помазала маслом от лампады с ее могилки, тут же болезнь горла моего уничтожилась за молитвы матушки Ангелины.

В мае месяце заболела у нас телка. Повыше копыта на ноге у ней образовался нарыв. Телка не могла ходить, так что две недели пришлось ее кормить на дворе. Я по своей крепкой вере в молитвы матушки Ангелины и в сем случае прибегла к ее помощи и пошла на могилку, чтобы взять маслица из лампады. И как только я помазала у своей телки образовавшийся на ноге нарыв, тот час он прорвался и в тот же день, телка моя пошла в поле гулять.

Вразумление.

Мать моя старушка, ныне покойная, при жизни не знала личности матушки Aнгeлины. Как-то в разговоре со мной, я начала рассказывать ей о жизни матушки Ангелины, о ее добрых делах и о святости ее жизни. Она же в раздражительном настроении опровергала ее святую жизнь и произносила хульные слова, и как только произнесла эти слова, в сенях нашего дома поднялся сильный шум. Тогда мы обе сильно испугались и пошли смотреть (это было вечером), и что же, все куры с насеста слетели разом и впотьмах спрятались куда попало. Тогда мать моя осознала свою ошибку и сочла, что это случилось для ее вразумления в неверии. И тогда же она начала просить у матушки Ангелины прощения.

Церкви Св. Николая жена диакона Апполинарuя Феодоровна 1927 года октября 27 -го дня.

О сновидении живописца и о живописном портрете матушки Ангелины.

Духовные дети матушки Ангелины пустынницы пожелали от ревностной своей к ней любви у себя ее живописный портрет (это было уже после ее преставления). И благословения своего духовного отца и руководителя иеромонаха Иоасафа, они решились заказать некоему живописцу Василию Феодотовичу Грюнову портрет монахини Анrелины пустынницы. Этому живописцу до заказа портрета за три дня было следующее сновидение. Во сне видел он в своем селении Дятлове большую толпу народа, в среде которой и сам он находился. И вот видит он и вся эта народная толпа от востока идущее облако к их селению, и на этом облаке видит он и вся толпа народа жену в монашеском одеянии и в это время небо разверзлось и открылись лучи света и селение их озарилось светом ибо была ночь. И эта жена спускалась по воздуху на их часовню и в воздухе она казалась необыкновенного возраста, но очень величественная. Когда же она спустилась на часовню, то оказалась обыкновенного возраста. Народная толпа в это время вопила: «Вон, вон она, вон!» Жена же эта от часовни, минув народную толпу, спустилась к этому живописцу в упор, прямо ему в лицо, и руками своими уперлась ему в грудь. Тогда живoписец узнал в этой жене покойную пустынницу монахиню Ангелину. Однако же он от этого очень испугался. Она же ему сказала: «Не бойся, я тебе ничего не сделаю» и в тот момент он проснулся и ощутил себя в большом страхе и сотрясении всего себя и начал будить свою жену и ей высказал причину своего испуга. И недоумевал, что бы это значило, и почему он видел такой сон. Когда же пришли к нему заказывать портрет монахини Ангелины, тогда он познал причину своего сновидения и написал портрет матушки Ангелины за 25 рублей, во весь ее рост. И рассказал, как он видел ее во сне. Этому очень многие удивились и прославили Бога.

О действующей в ней благодати Божией.

Села Верхний Березовец Солигаличского уезда церкви Св. Николая, жена диакона Апполинария Феодоровна передала нам следующее. Во /span время земной жизни покойная матушка Ангелина всякий праздник посещала наш дом и обычно приходила накануне npaздников, чтобы обнощевать и поспеть за начало Богослужения утрени и затем Литургии. Для ночлега ей нами отведена была отдельная комната, где она и совершала свое келейное правило. Во время таковаго посещения матушкой Ангелиной случилось мне заболеть и даже слегчи в постель. Матушка Ангелина очень меня любила, как она сама говорила, за мою религиозность и потому жалела, что я нахожусь в болезни, однако по своему смирению не захотела проявить тогда явно свою чудодейственную силу, данную ей от Бога, но находясь в своей отдельной комнате, она сотворила о мне молитву ко Господу, как это она сама мне потом рассказывала, и легла спать, и только что заснула, вот видит сон, говорящий к ней: «Иди и помоги болящей». И она повиновалась этому голосу, и как будто пришла ко мне, и вытащила бы из моих уст по одной семь гадин, гадины были видом и подобием кошки. Когда же вытащила седьмую гадину, она ее сильно и как бы от боли она проснулась, ободрилась и рассмотревши свой сон, она тогда же направилась в мою комнату и, подошедши ко мне, лежащей на одре, помолилась ко Господу и затем положила на меня свою руку и тотчас почувствовала себя здоровою. Такова была у матушки Ангелины благодатная сила еще при жизни. Но и по смерти она меня не оставляла своим попечением и молитвою. И я верю, что находясь теперь еще ближе к Богу, она может ходатайствовать о нас и изливать на нас своими молитвами милость Божию.

Церкви Св. Николая жена диакона Аполинарuя Феодоровна 1927 года октября 27 -го дня.

Мария Павловна деревни Крюкова Костромской волости Солигаличского уезда передает следующее:

В последний год жизни матушки Ангелины пустынницы я очень сильно заболела, так что 9 дней лежала и головы от постели не могла поднять. И начала я просить своего мужа чтобы он свозил меня на лошадке к матушке в пустыньку. Он мне сказал: «я прежде один схожу» — и пошел. Оставил меня больную и лежащую на постели. После его ухода, часа через три, я почувствовала в себе облегчение от болезни и начала приподниматься от одра моего, как будто я чувствовала, с меня снял кто-то тяжелый гнет и мне сделалось легко. Затем я встала с одра моего и начала ходить по комнате. Приходит мой муж — я уже здорова. Он с удивлением смотрит на меня и говорит: «Да ты, видно, притворяешься больной», я говорю ему: нет. И начала ему рассказывать, что со мной случилось, да это преподобная со мной чудо сотворила. Да я и сама над собой удивляюсь. Потом пошла я к матушке в пустыньку и начала ей рассказывать, что со мной случилось за ее святые молитвы. Она же, улыбаясь, отвечала мне: «Вот какая вера-то у тебя». Я сказала ей: «Да полно, матушка, у меня никакой и веры-то нет, точно меня кто заставил: встать и ходить».

Еще заявление от вышеупомянутой жены диакона Аполлинарии Феодоровны.

Однажды я пришла в келию. Посидевши в келье, я стала собираться домой. Матушка стала предлагать мне небольшой кусок ваты, я сказала: «На что мне ее?» Она говорит: «Скоро тебе понадобится». Через три дня после этого попал меньшей дочери в ухо таракан. Девочка кричала весь день и не знали, что с ней делать. Сразу мне пришло на память матушкино слово. Взяв этот кусок ваты, положила к уху. Девочка сразу кричать отстала. Через час вынула я вату и на ней таракан уже мертвый.

Вскоре после этого заболела у моего мужа рука. Сколько ни лечили, но успеха не было. Время было пост. Матушка была в затворе и я не смела к ней сходить и попросить у ней молитв, но стала просить Господа и в этот же день Господь прислал Таню. Я стала говорить ей с упреком о руке. «Но матушка это уже знает», — Таня с упреком мне говорит, — «Больше бы вы ездили по докторам». Я через Таню попросила, молитв матушки, но только что сказала Таня матушке и матушка духом заочно сотворила молитву и в тот же день рука моего мужа перестала болеть.

У младшей моей дочери Ларисы заболела нога. Болела так, что она не могла вступать. Во время полевой работы идти я к матушке никак не могла избрать свободное время, но узнав духом, матушка сама прислала мне два листика травы, называемые мачеха. Только я приложила их к больной ноге и ушла из дому на работу, оставив девочку одну, возвращаясь с поля я увидела свою дочь уже игравшую в горелки со своими подругами. Увидев меня, она бросилась бежать ко мне навстречу. Я с великой радостью спросила ее: «Что же ты почувствовала, дочь моя, когда я тебе это сделала?» — «Я сразу почувствовала, что как будто нога моя не болела. Обрадовавшись, я побежала на улицу гулять».

Однажды матушка гостила у меня две недели, и когда поехала обратно, говорит мне:

«Теперь, друг мой, ко мне отгащивать приходи во вторник на святой неделе». Но тогда матушка принимала только девушек. У матушки Ангелины были разделены дни для духовных и мирских. Первые три дня недели — для духовных, а последние — для мирских. Я как женщина, посчитав себя недостойной, не пошла в назначенный день и вскоре после того сильно заболела. Мне говорит муж: «Вот как надо слушаться старцев. Это тебе наказание, теперь бы и пошла, да нет у тебя силы.» Меня встревожили эти слова, и я не только плакала, но даже сделался сверхъестественный плач. Встала, оделась и пошла, но сила действительно была плохая. Но все-таки, за молитвы матушки, потихоньку шла. Но в лесу по дороге к ее келье встречалось много народа и говорят мне: «Не ходи сегодня, со вчерашнего дня народ ночевал в лесу, а сейчас стоят в очередь. А сегодня вновь пришедших не пускают, поэтому ворочайся домой». Сильно я заскорбела за свою ошибку, потому, что не пошла за послушание в назначенный день к матушке. Но я стала просить, Господа, чтобы Он смягчил сердце матушки и простила бы она мне эту ошибку. Но силы мои стали изменяться и ноги мои уже в слабости плохо стояли. Я заплакала, что погибну в лесу, но вдруг со мной сделалось какое-то забвение и я вдруг какими-то судьбами очутилась у кельи матушки и очень испугалась, думала, что это привидение. Сотворив молитву и оградившись крестным знамением и узнав свой народ, спросила, как бы пройти к матушке, ибо я по своей слабости не могла пробраться через такую большую толпу народа. Они мне сказали: «Пойдем, мы тебя проведем. Она сейчас была на крыльце и кого-то смотрела вдаль». Привели меня в келью, но матушки не было видно. Вероятно она сидела на кровати и многолюдная толпа окружала ее. Но вот матушка прекратила беседу и сказала: «Сейчас мне не до беседы, я иду помазывать больных». И сотворив молитву и вскричав меня, говорит: «Подходи ко мне», и я подошла. Она меня помазала и я тут же ощутила себя здоровой.

И после смерти дорогой матушки, по сильной любви и крепкой вере моей, я получаю от нее исцеления. В нынешнем 1928 году в январе месяце заболела у меня телка. Ничего не ела, лежала и стонала, но я надеялась на Господа и дорогую исцелительницу, не смутилась духом. Но семейные думали ее приколоть. Я сходила на кладбище на могилку к матушке. Взяв с нее песку и снегу, растопив снег в печи, я насильно влила в рот эту воду телке и потом влив своего масла в лампаду матушки, зажгла его и встав на колени, припав к могиле, стала просить матушку, и ощутив на своем сердце радость духовную, я успокоилась, зная, что услышала дорогая матушка молитву. Взяв масла из лампады, пошла домой. Пришедши, обтерла корову маслом и она тот час же стала из-под себя есть подстильную солому, потом встав, пошла к яслям и начала есть и с тех пор, по милости Божией, телка здорова.

На днях заболели зубы у моего мужа. Я не сразу стала их лечить, но дав, чтоб они поболели и думая, к чему он будет прибегать. Но он сидел у стола и только стонал. Я взяла пузырек с маслом и помазала крестообразно щеку и он сразу повеселел и с тех пор зубы не болят.

В г. Солигаличе один знакомый мне мужчина был сильный алкоголик. Во время своего пьянства сильно бил жену свою, которая жаловалась мне и говорила: «Ничего бы не пожалела, если бы мне найти человека, который излечил моего мужа». Я ей сказала: «Пришли его ко мне, я его свожу на могилку матушки». Он ко мне приехал вскоре, ночевал. А утром я говорю ему: пойдем на кладбище и, показав ему могилку, оставила его там, сказав: «Сиди и проси помощи у матушки». Он с могилы возвратился не скоро, побыл у нас и уехал домой. Потом вскоре приезжает опять ко мне и уже сам ушел на могилу матушки. И вот уже девятый месяц, как вина не пьет и говорит, что так опротивело, даже и смотреть не хочет.

От Анастасии Васильевны Гороховой из деревни Ивашево Солигаличского уезда:

Однажды я ушла в город Солигалич помолиться. В отсутствии меня у нас заболела лошадь. От нажима спина вспухла и так, что запрягать нельзя было. Я и пошла домой совсем другой дорогой и в лесу спуталась так, что вышла в ту сторону, где нужно идти мимо могилки матушки Ангелины. Зашла я на кладбище, а было поздно и напал на меня страх, но я переборола его, попросила молитв матушки Ангелины о исцелении своей лошадки и взяла земельки с могилы и придя домой, развела земельку с водой и помочила спину лошади. Это было вечером, а на утро опух весь опал и еще раз помочила водичкой и лошадь поправилась молитвами матушки Ангелины.

В 1927 году за неделю до Рождества Христова ездили в лес за бревнами и там во встречах повалили нашу лошадь, и после этого она шибко захромала. Хотя и ездили на ней, но с трудом. Ездил мой сын в Печеньгу и ходил в больницу и там ему не дали лекарства, сказали, что повернула ногу. Потом ездил в Солигалич в лечебницу, тоже не помогли. Потом я поехала на могилу к матушке Ангелине и взяла земельки с могилки и натерла ею два раза больную ногу и после того лошадь не храмывала.

Однажды мой сын Николай сильно ушиб ногу в коленке, которая покраснела и распухла и сделался жар. Ушиб он в пятницу, а в понедельник он уже не мог работать и целую неделю сильно ломило коленку и чем то ни лечили — ничего не помогало и так полагали, что будет от кости нарыв. Приводили гладильщицу и она сказала, что будет нарыв и гладить не стала. Тогда он пожелал ехать к матушке Ангелине для исцеления. По болезни он всю службу сидел, а панихиду с большим трудом стоял. Потом он приложился ко кресту и к могиле и попросил у матушки молитв об исцелении. Дали нам маслица из лампады, что на могилке, и взяли земельки и дома помазали ногу маслицем и водичкой с земелькой. Это было в воскресенье. Вечером стало лучше, а в понедельник, помазав второй раз, нога совсем поправилась и с тех пор и по сей час здоров.

И во всякой скорби душевной и телесной прибегаю я к матушке, прося ее святых молитв и всегда получаю помощь.

8. ВОСПОМИНАНИЯ О МОНАХИНЕ АНГЕЛИНЕ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НЕГРОВА, ПРИХОЖАНИНА СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА г. СОЛИГАЛИЧА.

1. Моя мать была свидетельницей одного случая. Когда однажды она пришла к матушке Ангелине и сидела в очереди на лавочке возле избушки матушки, трое мужчин привезли из Тутки бесноватую женщину. Рассказывали, что ей сделали, и она стала бегать по деревне летом в осеннем пальто и бить себя руками. Когда бесноватую привезли к матушке Ангелине, трое сильных мужчин не могли затащить в дом маленькую, хрупкую женщину, она верещала и сопротивлялась, мужчины даже вспотели. В конце концов им удалось завести в дом бесноватую. Матушка Ангелина стала молиться, мужчины вышли. На улице было слышно, как бесноватая сначала громко кричала. Были слышны четко слова матушки Ангелины «Выйди в… » на что бесноватая кричала: «Нет, в двери пойду!» но матушка настаивала на своем. Голос бесноватой становился все тише и тише, когда наступила тишина, ниоткуда поднялся сильный ветер и пролетел от матушкиной избушки по макушкам деревьев. Матушка Ангелина вышла и сказала мужчинам, что женщине надо поспать, чтобы они подождали. Мать моя в детстве страдала болезнью тазобедренного сустава. Вылечила ее, точнее исцелила матушка Ангелина.

2. Одна женщина жаловалась своей подруге, что не могла найти дом матушки Ангелины. Та очень удивлялась, ведь ничего сложного, только с горочки спуститься, а потом спросила: «А с какой просьбой ты к ней шла?». «Да я хотела попросить матушку, чтобы у меня детей не было» — ответила женщина. Позднее у нее родилось четверо детей.

3. У матушки Ангелины около избушки был колодец. Вода в нем была чистая, питьевая. Когда матушка умерла, то вода в колодце перестала прибавляться и вся стухла.

4. В одной семье была дочка, которая не говорила. Мать девочки решила сходить к матушке Ангелине, а отец был очень против, ругался. Но мать все-таки решилась и пошла. Идти было не далеко, но она все шла и шла, и не могла прийти. И вот, в конце концов, женщина не выдержала и взмолилась Богу. И только она произнесла молитву, как перед ее глазами сразу очутилась избушка матушки Ангелины. Дочь выздоровела.

5. Один мужчина, коммунист, подговорил двоих других своих товарищей, и они решили сходить к матушке Ангелине, поджечь ее избушку. Когда они пришли к избушке, то увидели, что всё в огне. Обрадованные, что до них уже кто-то это сделал, мужики пошли домой. А на следующий день выяснилось, что никакого пожара не было.

6. К монахине Ангелине часто приходили люди с различными просьбами. Но монахиня А. часто жила в затворе и зачастую не открывала пришедшим двери, и принимала через закрытую дверь. В Корцово жил милиционер Николай Иванович Парфенов. У него заболела корова – кормилица семьи. Его супруга, взяв с собой по обычаю, что-нибудь из еды для монахини, направилась к ней с просьбой об исцелении коровы. Подойдя к двери, она постучалась. Из-за двери послышался голос: «Кто там?» Женщина представилась и изложила свою просьбу, но монахиня дверь ей не открыла, а только сказала: «Иди домой, здорова твоя корова». Женщина оставила свое приношение на пороге дома и пошла в обратный путь. Ей очень хотелось посмотреть на монахиню. И она подумала: «Сейчас отойду немного, а когда монахиня откроет двери, для того, чтобы забрать приношение, я повернусь». Но голова ее как будто стала зажата руками и женщина не могла никак повернуть головы, пока не дошла до Красникова. Когда же она вернулась домой, то корова ее стояла здоровая и жевала траву.

7. После смерти люди брали песочек с ее могилы как чудотворный.

Записано Натальей Смирновой в 2008 г.

9. ИЗ РАССКАЗА КОРОЛЬКОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА – СТАРОСТЫ ХРАМА СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В С. В. БЕРЕЗОВЕЦ.

Мой отец, Владимир Васильевич Корольков, 1938 года рождения, проживающий в д.Мелидино, рассказывал, что во времена советской власти, в д.Федьково был дом, где тайно собирались богомольцы под началом иеромонаха Серафима. В этом доме жила монахиня, а сам иеромонах Серафим был родным братом монахини Ангелины.

Случай 1. Двоюродная сестра монахини Ангелины Александра Егоровна пришла к ней по поводу своей дочери, дочь страдала эпилепсией. Ангелина дала водички, и велела окропить дочку. После выполненного указания все прошло и больше не повторялось.

Случай 2. Анна Васильевна Чистякова рассказывала случай, уже упоминавшейся (о горящей избушке монахини Ангелины), правда в несколько ином виде: « В молодости мы часто бегали к домику. Один раз решили пошутить и попугать монахиню. Собрались и пошли в лес. Когда подошли к домику, а он весь в огне. Мы испугались и убежали». По заверениям Анны Васильевны, она сама это лично видела.

10. РАССКАЗ СМИРНОВОЙ А.И. О СЕРЕБРЯКОВОЙ МАРИИ ИВАНОВНЕ И ЕЕ БОЛЕВШЕМ СЫНЕ.

Хочу описать один случай исцеления, какой произошел благодаря матушке Ангелине.

У нас в деревне, в одной семье, до шести лет не ходил мальчик. По совету добрых людей, его мать решила отнести мальчика к матушке Ангелине. До той местности, где матушка проживала, от нашей деревни было около 10-11 километров.

Транспорта в ту пору не было и мальчика пришлось нести на руках. Когда они пришли к избушке матушки, то сели отдохнуть. Матушка же, сказала – кто пришел с ребенком, пусть зайдут ко мне.

Какое с ними было обращение, сказать не могу. После приема, на обратном пути, мать, не выдержав своей усталости, заплакала и сказала с волнением – сынишка, долго ли ты меня будешь мучить, я вся надсадилась, неся тебя на своих руках. А он ей в ответ – ты, ссади меня и дай мне палочку. И вот, взяв палочку, он встал и потихоньку пошел.

Когда они вернулись домой — мальчик взошел в дом на своих ногах, и мать была в слезах радости. Где тот мальчик сейчас, и где проживает — не могу сказать, и – жив он или нет.

Смирнова Апполинария Ивановна проживала в г.Солигалич на ул.Невельского, 10

Записано: прот. Александром (Смирновым), 3 января 2000 г.

 

ЧИТАТЕЛЕЙ: (798)

Монахиня Ангелина. Материалы к канонизации.: 2 комментария

    • Воистину так! Надеемся, с Божиим благоволением, матушка будет причислена к лику святых. Спаси Вас, Христос, Иван.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.