Дудин В.А. ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ ИЛИИ ПРОРОКА (Ильинской церкви) в погосте Тутка Солигаличского уезда.
Приход Ильинской церкви в погосте Ильинское, что на реке Тутке (Ильи Пророка) располагался в 50 верстах от уездного города Солигалича, вдоль обоих берегов одноименной речки на старинном торговом тракте Буй – Николо – Чудцы – Верхний Березовец – Солигалич. В административном отношении погост относился к старинной Корежской волости Галичского уезда, а позже к Чудцовской волости Солигаличского уезда. В 15 верстах, в сторону Буя располагалась Николаевская церковь села Николо – Чудцы Солигаличского уезда, а также почтовая станция Чудцы и фельдшерский пункт.
Название местности «Тутка» имеет древние корни и происходит от речки Тутка и финно-угорских племен чуди и мери, проживавших здесь до появления в 14-15 веках славян. В тоже время, название поселения, возможно, от фамилии или прозвища «Тутка», носитель которых переселился с северо-западных окраин Руси. Такие фамилии там можно встретить и сейчас.
Одновременно с колонизацией славян стали появляться здесь и православные церкви. Возведение первого храма на берегу Тутка неизвестно, но у протоиерея Иоанна Беляева (1863 г.) имеется упоминание о нахождении здесь древней деревянной церкви с деревянной колокольней [1]. Она сохранялась вплоть до конца 19 века и стояла рядом с каменной Ильинской церковью. Об этом имеются сведения и в списках населенных мест Солигаличского уезда за 1870-72 годы (стр. 329). Известно, что в 1723 году в церкви преподобного Илии на Тутке службу вели поп Иван Сергеев, пономарь Артемий Сергеев, дьячек Иван Иванов [2].
Исторические документы свидетельствуют, что в 1826 году в деревнях Богородское, Тыково, Малышкино прихода Ильинской церкви произошло волнение крестьян. По приказу костромского губернатора в деревню Тыково приехал Солигаличский исправник Мичурин с военной командой и арестовал зачинщиков: Зотея Тимофеева, Степанова, Федора Максимова, Степана Иванова, а многих крестьян, участников волнений, наказал розгами.
Ильинская каменная церковь погоста Ильи Пророка (впоследствии село Тутка – В.Д.) с каменной колокольней и каменной оградой построена в 1833 году на средства помещицы Анастасии Степановны Щербачевой. Это была однокупольная церковь в стиле классицизма, с алтарём, небольшим притвором и трёхъярусной колокольней, с боковыми портиками. Внутри ограды храма располагалось приходское кладбище. Церковь имела один престол — во имя пророка Илии.
По окончании строительства церкви госпожа Щербачева внесла в государственные кредитные учреждения 871 руб. 71 коп, с целью накопления с банковских процентов денежных средств на содержание храма.
В 1863 году штатный церковный причт состоял из священника и дьячка, из них первый получал 72 рубля казенного жалования, второй 24 рубля. Церковь по штатному положению была причислена к седьмому классу.
Церковь имела в собственности земельные наделы площадью 820 десятин – из них значительная часть была занята лесом. Планы и межевая книга на землю хранились в храме. В 7 селениях прихода и 52 дворах проживали 164 прихожанина мужского пола и 200 женского пола. Приходские селения от церквей располагались на расстоянии до 1 версты. В одной из деревень прихода находилась деревянная часовня [3].
В 1870 году село относится к Чудцовской волости и здесь в четырех дворах проживали 9 человек, в 1897 году 21 человек, а в 1907 году – 22 человека [4].
К 1911 году Ильинская церковь входит в 1-й Солигаличский благочиннический округ. Церковный причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Проценты с капитала в разных банковских бумагах исчислялись в сумме 21400 рублей, из которых в пользу попечительства о бедных духовного звания отчислялось 77 руб. 25 коп. Доход священника от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. составлял до 87 рублей, диакона до 58 руб., псаломщика до 30 рублей.
У церкви имелась в собственности пахотная и сенокосная земля 20 десятин, усадебная 5 десятин, лесная 786 десятин. План и межевая книга на земельные участки имелись. В приходе Ильинской церкви насчитывалось 5 селений, в которых проживали 276 мужчин и 323 женщины [5].
10 ноября 1876 года, при Ильинской церкви, была открыта школа грамоты. В результате её преобразования, 12 октября 1883 года в церковном доме Ильинской церкви открывается Тутковская церковно-приходская школа. Заведующим и законоучителем школы, со дня её открытия становится священник Александр Григорьевич Городков, окончивший Костромскую духовную семинарию в 1858 году. В 1897 – 1900 годах Закон Божий преподает священник Василий Светицкий. В 1900 – 1908 годах законоучителем школы становится священник Василий Зернов, а в дальнейшем, до 1917 года – священник Петр Богословский. Учителями школы работали: диакон Александр Орлов (1891 – 1901), Калерия Дружинина — 1901/1902 учебный год, Мария Ильинская — 1909/1910 учебный год. В 1890/91 учебном году школу посещали девять мальчиков, в 1891/92 году – восемь мальчиков и две девочки, в 1892/93 году – пять мальчиков и одна девочка, в 1895/96 году – десять мальчиков и восемь девочек, в 1896/99 году – 16 мальчиков и 10 девочек [6].
Некоторое время диаконом Ильинской церкви был Василий Румянцев (1876/77 – 1962 г.г.), родившийся в деревне Дьяконове Буйского уезда в крестьянской семье. В 1884 — 1887 годах Василий учился в Чудцовской церковно-приходской школе Солигаличского уезда. С 1891 года он писарь и счетовод местного сельского старосты. В 1893 — 1909 годах — учитель Чудцовской церковно-приходской школы и Дьяконовской школы грамоты. За труды по народному образованию в 1902 году Василий Румянцев был награждён серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте. В 1909 году принял сан диакона и вплоть до 1913 года служил диаконом в Ильинской церкви села Тутка Солигаличского уезда. В 1913 году о. Василий был рукоположен в священника и с этого времени по 1937 год служил священником Георгиевской церкви села Каликина Чухломского уезда (ныне территория Парфеньевского района). После 1937 году недолго служил в Воскресенском храме села Парфеньева, в 1947 году — в храме св. Василия Великого в Галиче. Умер 85-ти лет в Каликине, похоронен возле Георгиевского храма, в котором прослужил около 25 лет.
Священнослужители Ильинской церкви с. Тутка:
1723 год
— поп Иван Сергеев
— дьячек Иван Иванов
— пономарь Артемий Сергеев [7].
1813 год
— священник Ефим Григорьев – 44 года (начинается род Городковых)
— дьячок Григорий Васильев – 21 год
— пономарь Николай Ефимов – 20 лет [8].
1840 год
— священник Петр Семенов – 52 года
— дьячок Григорий Васильев – 52 года
— пономарь Александр Николаев – 15 лет [9].
1871 год
— священник Альтовский Евфимий Иосифов
— диакон Ликвентов Павел Григорьев
1874 год
— священник Городков Александр Григорьевич
— диакон Ликвентов Павел Григорьевич
1879 год
— священник Городков Александр Григорьевич – 44 года.
— диакон Ликвентов Павел Григорьевич – 34 года, с 6 декабря 1866 года.
1890 год
— священник Городков Александр Григорьевич
— диакон Ликвентов Павел Григорьевич
— псаломщик Смирнов Константин Александрович
1900 год
— священник Светицкий Василий, с 24. 11. 1900 года перемещен священником в Трехсвятительскую церковь с. Одноушево
— священник Зернов Василий, назначен с 24.11. 1900 года
— диакон Орлов Александр
— псаломщик Смирнов Константин Александрович
— зашт. священник Городков Александр Григорьевич
1910 год
— священник Богословский Петр
— диакон Румянцев Василий
1917 год
— священник Богословский Петр
— диакон Наградов Дмитрий
— псаломщик Драницын Порфирий Федорович.
Согласно архивным материалам священник Василий Зернов родился в 1877 году в селе Вяльцево Солигаличского уезда, в семье псаломщика Николаевской церкви Иоанна Яковлевича Зернова. В 1899 году Василий окончил Костромскую духовную семинарию и работает учителем Вочской церковно-приходской школы. 24 ноября 1900 года Василий Зернов определен к Ильинской церкви с. Тутка, а 18 февраля 1901 года рукоположен в священника церкви [10]. 10 августа 1907 года награжден набедренником [11].
Василий Зернов был женат на Анне Павловне Соколовой (ок. 1884 г.р.), дочери священника Богоявленской церкви с. Раменье Солигаличского уезда Павла Иоанновича Соколова. Таинство бракосочетания 28 января 1901 года совершали священник села Митина Верховья Солигаличского уезда Александр Голубев с дьяконом Николаевской церкви села Корцово Владимиром Касторским и псаломщиком Богоявленской церкви села Раменья Григорием Благовещенским.
Поручителями жениха были священник Николаевской церкви села Вяльцева Василий Михайлович Аретов и псаломщик села Верхний Березовец Павел Александрович Богоявленский. Поручителями невесты — потомственный дворянин сельца Мышина Николай Павлович Сухонин и коллежский регистратор Феодор Васильев Велиоцинский [12].
У Василия Зернова и его жены Анны Павловны (в девичестве Соколовой) было трое детей: Александра (ок. 1902), Геннадий (ок. 1903), Нина (ок. 1905) и Сергей (1908).
Из метрических книг Ильинской церкви села Тутка о таинстве крещения детей Василия Иоанновича и Анны Павловны Зерновых:
4 марта 1902 года. Дочь Александра.
Крестные родители: псаломщик Николаевской церкви села Вяльцева Иоанн Яковлевич Зернов и дочь священника села Раменье Капитолина Павловна Соколова, сын священника села Раменье Геннадий Павлович Соколов и дочь псаломщика села Вяльцева Татиана Иоанновна Зернова.
Таинством крещения руководил священник села Раменье Павел Соколов [13].
19 мая 1903 года. Сын Геннадий.
Крестные родители: священник села Раменья Павел Иоаннович Соколов и жена коллежского регистратора Фавста Иоановна Велиоцинская. Таинством крещения проводил священник Павел Соколов с причтом Ильинской церкви: священник Василий Зернов, дьякон Александр Орлов, псаломщик Константин Смирнов.
10 мая 1908 года. Сын Сергей.
Крестные родители: священник Успенской церкви села Нижний Березовец Алексий Городков и священническая дочь села Тутка Александра Васильевна Зернова. Таинство крещения проводил священник Алексий Городков с местным причтом [14].
5 июня 1908 года, в возрасте 31 года, священник Василий Зернов скончался от воспаления мозга. Похоронили Василия Зернова на родине его жены около стен Богоявленской церкви села Раменья. Чин погребения совершал священник Успенской церкви села Нижний Березовец Алексей Городков с причтом Богоявленской церкви [15].
В 1876 году, в семье диакона Ильинской церкви Павла Григорьевича Ликвентова родился сын Алексей. В феврале 1897 года, после окончания Тобольской духовной семинарии, Алексей Ликвентов был допущен к временному исполнению обязанностей псаломщика при Богоявленской церкви села Ваховского Сургутского округа. В 1897 – 1899 годах преподавал в Ваховской церковно-приходской школе [16].
В октябре 1899 года епископом Антонием (Каржавиным) Алексей Ликвентов рукоположен во диакона к Покровской церкви села Дымковского Туринского уезда.
30 января 1905 года епископом Антонием рукоположен во священника с назначением на вакансию диакона к Благовещенской церкви слободы Благовещенской Туринского уезда.
С января 1906 года – Алексей Ликвентов настоятель Петропавловской церкви села Рябовского Тарского уезда.
В ноябре 1910 года он утвержден на трехлетие кандидатом к членам благочиннического совета 1-го благочиния Тарского уезда священникам о. Николаю Воршеву и о. Павлу Кочурову.
В 1917 году о. Алексей Ликвентов настоятель Рябовского прихода.
В середине 1930-х годов служил в Рождественском храме села Каргалы Викуловского района Тюменской области.
7 августа 1937 года Алексей Павлович Ликвентов был арестован, а 27 октября того же года тройкой Омского УНКВД приговорен к расстрелу. Приговор в исполнение был приведен 3 ноября 1937 года в городе Ишиме Тюменской области. Реабилитировали А.П. Ликвентова 16 января 1960 года [17].
О священниках Городковых.
Родословная Городковых начинается от священника Ильинской церкви с. Тутка Ефима Григорьева. В 1815 году у священника Ефима Григорьева, 45 лет и его жены Агафьи Васильевой, 44 лет были дети:
— Алексей, в 1811 году — 15 лет, обучался в Костромской духовной семинарии. В 1814 году произведен в дьячка к Преображенской церкви села Гусево Солигаличского уезда.
— Василий, 16 лет, обучался в Солигаличском духовном училище. В 1843-62 годах диакон Успенской церкви села Подольское Костромского уезда.
— Иван, 13 лет, обучался в Солигаличском духовном училище. В 1834 году Иван Ефимов пономарь Успенской церкви села Нижний Березовец [18], в 1840 году дьячок той же церкви, а в 1848-51 годах он уже дьячок Городков Иван. Сын Ивана Городкова – Прокопий Городков в 1848 – 1851 годах обучался в низшем отделении Солигаличского духовного училища [19].
Любовь — 11 лет [20].
Во время учебы в Солигаличском духовном училище сыновья священника Ефима Григорьева — Алексей, Василий стали носить фамилию Городковы, а их брат Иван — позже. Практика изменения фамилий духовенства была только до 1846 года. В 1846 году вышел указ, и детям стали в обязательном порядке присваивать фамилию отца.
Другая ветвь Городковых, в которую вошел священник Ильинской церкви с. Тутка Александр Григорьевич Городков, родился в 1834 году в семье Григория Никитича Городкова, диакона Георгиевской церкви, что на Старом Солигаличского уезда [21]. Пока их родство не установлено.
В 1858 году Александр Городков с аттестатом 2 разряда окончил Костромскую духовную семинарию, а 4 апреля 1859 года рукоположен в священники к Николаевской церкви, что на Быстрых Галичского уезда.
5 июня 1870 года «за добрую службу по духовному ведомству преподано благословение» архиепископа Костромского и Галичского Платона. Согласно указу Костромской духовной консистории, с 6 октября 1872 года по 23 августа 1874 года, был духовником 3-го Буйского благочиннического округа.
23 августа 1874 года Александра Городкова переводят священником к Ильинской церкви с. Тутка. 26 августа 1874 года «по вниманию к доброму поведению и за усердную службу» он награжден набедренником. 21 января 1880 года о. Александр назначен помощником благочинного 1-го Солигаличского благочиннического округа. С 12 октября 1883 года состоял законоучителем в Тутковской церковно-приходской школе. 1 апреля 1890 года Городков награжден скуфьею.
В семье священника Городкова и его жены Марии Иоанновны было семеро детей:
— Алексей, 1860 г.р., окончил Казанскую духовную академию, в 1890 году состоял наставником в Тобольском женском епархиальном училище.
— Николай, 1861 г.р., окончил Казанскую духовную академию, в 1890 году состоял помощником смотрителя Тобольского уездного духовного училища, затем до 1910 года священник Крестовоздвиженской церкви с. Воздвиженское Буйского уезда.
— Павел, 1864 г.р., окончил Костромскую духовную семинарию, в 1890 году состоял наставником в Костромском уездном духовном училище, в 1900 — 1910 годах статский советник, помощник смотрителя Солигаличского духовного училища.
— Александр, 1868 г.р., окончил Солигаличское уездное училище, в 1890 — 1900 годах состоял учителем в народном училище, а в 1900-1902 годах учителем Новогеоргиевской церковно-приходской школы в селе Георгий, что на Новом.
— Мария, 1870 г. р.
— Ольга, 1872 г.р., обучалась в доме родителей [22].
21 ноября 1896 года Александр Городков был уволен за штат [23], а 3 февраля 1907 года он скончался [24]. Александр Григорьевич в Ильинской церкви с. Тутка прослужил священником более 25 лет.
В 1920 году село и рядом деревни стали входить в Тыковский сельсовет Чудцовской волости Солигаличского уезда. В селе насчитывалось 3 двора, в которых проживали 4 мужчины и 7 женщин, а в 1924 году в одном доме — 5 мужчин и 4 женщины [25].
В 1929 году, при упразднении волостей, село Тутка стало входить в самостоятельный Тыковский сельсовет Солигаличского района. На территории сельсовета в 11 населенных пунктах (Богородское, Игнатово, Ключ, Крутики, Малышкино, Маслениково, Розаново, Скворцово, Строжицино, Тутка, Тыково), в 168 дворах проживали 365 мужчин и 351 женщина. В селе Тутка работала начальная школа и здесь в 8 дворах проживали 10 мужчин и 10 женщин. В центральной усадьбе сельсовета – в д. Тыково в 46 дворах числились 84 мужчины и 74 женщины [26].
Впоследствии местность, где стояло село Тутка, стало входить в Калининский сельсовет, а затем в Первомайский сельсовет Солигаличского района. Ильинская церковь была закрыта около 30-х годов прошлого века. К настоящему времени здесь нет жилых домов и поселений, сохранилась только колокольня Ильинской церкви.
Примечания:
[1] Протоиерей Иоанн Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Санкт – Петербург 1863. С. 284.
[2] КЕВ.- 1898.-№ 16.- С. 45.
[3] Протоиерей Иоанн Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Санкт – Петербург 1863. С. 284.
[4] Списки населенных мест Костромской губернии по сведениям 1897 — 1907 годов. Кострома 1913. С. 259.
[5] Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома 1911. С. 301.
[6] Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии. Костромской календарь на 1899 год. Кострома, 1898. Справочная книжка Костромской губернии на 1910 год. Кострома, 1910.
[7] КЕВ.- 1898. — № 16. – С.45
[8] ГАКО. — Ф.26. — Оп. 1. д. 191к.1в. — л.л. 5,6,13.
[9] ГАКО. — Ф..26. — Оп. 1. — Д. 377 кор. 16в. — л.л. 2-3об.
[10] КЕВ № 23 от 01.12.1901 г.
[11] КЕВ № 16 от 15.08.1907 г. ГАКО.-Ф.130 оп.9 д.2347
[12] ГАКО.- Ф.56.- Оп.16, д.57, л. 46. 1901 г.
[13] ГАКО. — Ф.56, оп.16, д.57 (1900-1910).
[14] Метрические книги Ильинской церкви с. Тутки Солигаличского уезда. Т.1, 1886 – 1915 годы. ГАКО. – Ф. 56. – Оп. 16. – Д. 117. Ведомости церкви Ильинской села Тутки. ГАКО. — Ф.130 — оп.9.- д.2316. 1901г. ГАКО.- Ф.130. — оп.9. — д.2347. 1907г.
[15] Метрические книги Ильинской церкви села Тутка
Солигаличского уезда Костромской губернии
т.1, 1886-1915 гг. ГАКО. — Ф.56. — оп.16. — д.117.
[16] ГАТО. – Ф.156. – Оп. 24 (клировые ведомости…).
[17] Тобольские епархиальные ведомости за 1897-1919 гг. Книга памяти Тюменской области, страница сайта «Жертвы политического террора в СССР»: http://lists.memo.ru/d20/f178.htm. Костромской мартиролог священнослужителей 1937-1938 годов. Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия. Дата: 18 Март 2014.
[18] ГАКО. – ф.26.- оп. 1.- Д. 315 л. с 16-го …).
[19] ГАКО.- ф. 432. — оп. 1. – Д. 1560.- Л. 169.
[20] Из ревизской сказки Ильинской церкви села Тутка Солигаличского духовного правления от декабря 1815 года (ГАКО. – ф.-432. — оп. 1. – д. 1377. – л. 90; ГАКО. – ф.200. — б/ш дело 22. – л. 735, об.736).
[21] ГАКО. – ф. 407. — оп. 1. — дело 177. – л.л. 336-337 об.-337 за 1850г.
[22] Из клировых ведомостей Ильинской церкви, что на Тутке за 1882г. (ГАКО. – ф.130. — оп. 9. – д. 2242. – л. 72) и за 1890г. (ГАКО. – ф. 130. — оп. 9. –д. 2266. – л. 73).
[23] КЕВ. — № 23 от 01.12.1896г.
[24] КЕВ. — № 6 от 15.03.1907г.
[25] Списки населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезд. Кострома 1926. С. 22.
[26] Списки населенных мест по районам Костромской губернии. Кострома 1929. С. 75.
Дополнительные источники:
-
Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. К., 1871.
-
Алфавитный список церквей Костромской епархии, с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. К., 1879.
-
Брезгина Г. В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1890 г. Кострома, 2009. Т. 1. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1900 г. Кострома, 2009. Т. 2. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1910 г. Кострома, 2010. Т. 3. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1917 г. Кострома, 2010. Т. 4.
Большое спасибо автору В.А. Дудину за подробную историю жизни Ильинской церкви на Тутке и повествование о жизни ее священнических родов.
Зовут меня Новикова Елена Леонидовна, я исследователь из г. Пететербурга.
Я очень плотно занимаюсь сейчас историей рода Павла Григорьевича Ликвентова, диакона этой церкви. Работаю в архивах Костромы, Екатеринбурга,Тобольска, Тюмени, Ишима и Красноярска.
Разыскала ныне живущих потомков всех троих детей диакона Ликвентова — Алексея, Виктора и Марии, родившихся в Тутке.
Мне есть чем с вами поделиться. Это множество архивных документов и фотографий.
Еще пишу и печатаю в Викуловской районной газете «Красная звезда» главы из цикла «Неопалимая купина», в которых рассказываю о жизни тех церквей, где служил о. Алексий. Это Рождественский храм села Каргалинского и церковь Петра и Павла в селе Рябовском. Рассказываю о судьбах многих священнослужителей этих храмов.
К селам Рябовскому и Каргалинскому имею прямое отношение: — эта моя родина…
Буду рада общению.
С уважением,
Елена Новикова
Уважаемая Елена!
Открытие истории — истории жизни священнослужителей и истории самой Церкви — дело важное, благородное. И пожелаю на Вашем пути дальнейших успехов, и творческого вдохновения! Спасибо Вам за предложение сведений, но к сожалению, Дудин В.А. уже умер. Темой истории у нас заниматься более некому.
Всего Вам доброго!
С уважением, Иустин.