Священник Успенский Павел Иванович

Солигалич, история, церковь, священники, Успенский, Дудин В.А., Жилино,В.А.Дудин. УСПЕНСКИЙ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (17.10.1838 – 28.12.1896 гг.), священник Воскресенской церкви с. Жилино Солигаличского уезда

 

На сайте Солигаличского благочиния мы рассказывали об Успенских, священнослужителях Преображенской церкви с. Коровново и Преображенской церкви г. Солигалича. В данной статье рассказ еще об одной династии Успенских, начало которой положено в Чухломском уезде и продолжено в Воскресенской церкви с. Жилино Солигаличского уезда. Род этот тесно связан своими семейными узами со священниками уезда – Касторскими, Кандорскими, Махровскими, Городковыми, Летуновыми… Автор надеется, что среди читателей сайта найдутся неравнодушные люди, которые не только сделают замечания, но поделятся дополнительными материалами, или  воспоминаниями о священнике Павле Ивановиче Успенском и о дальнейшей судьбе его детей.

 

Солигалич, история, церковь, священники, Успенский, Дудин В.А., Жилино,

Воскресенская церковь с. Жилино. Фото С.А. Орлова, нач.  XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

Из истории погоста Жилино

Погост Жилино издревле входил в старинную Жилинскую волость. Впервые  волость упоминается в жалованной грамоте великого князя Василия Васильевича 1453 года данной Троице-Сергиеву монастырю, как владение галичского князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского на деревню Погорелово. В 1511-1524 годах Государем Василием Иоанновичем Жилинская волость пожалована в «кормление» чухломскому наместнику Семену Аминеву [1].

В 1539 году неподалеку от села была возведена дерево-земляная крепость, разрушенная татарами. В начале XVII века Жилино – жилинская засека – известны как оборонительный пункт на дороге из Москвы в Солигалич и Тотьму [2].

В 1614—1617 годах Жилинская волость, в которой находились 84 деревни и починка, входивших в состав Галицкого уезда Солигаличской осады, была черной. В то время Жилино было погостом, и иногда называлось Успенским. До 1680 года погост и церковь входили в состав Жилинской волости Галицкой десятины Усольской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь «Дмитрия Селунскаго Жилинской волости» и поп Иван, служивший до 1652 г. С 1656 г. в патриаршем казенном приказе указывалось: «писать Успения Пречистой Богородицы». С 1680 года церковь в составе Жилинской волости Усольской десятины Усольской осады Галицкого уезда [3].

К 1691 году в погосте стояли две деревянные церкви: во имя Успения Пресвятой Богородицы (Успенская) с приделом великомученика Дмитрия Солунского и Воскресения Христова (Воскресенская). Церкви не раз горели и возрождались заново.    Так, согласно патриаршему казенному приказу, 10 октября 1691 года по благословенной грамоте был дан антиминс для  освящения вновь построенной Успенской церкви.

«199 год (1691 г.), октября 10 дня по благословенной грамоте дан антиминс к церкви Успения Пречистой Богородицы в Усольскую осаду в Жилинскую волость.

А через два года, когда церковь сгорела, вновь был выдан антиминс.

«201 год (1693 г.), июня 24 дня по благословенной грамоте дан антиминс к освящению церкви Успения Пречистой Богородицы в Жилинскую волость, взял антиминс поп Федор и расписался» [4].

В 1708 году Галицкий уезд был упразднён, а город Галич с окрестными землями отошёл к Московской губернии. В 1719 году при разделении губерний на провинции Жилинская волость входит в Галицкую провинцию Архангелогородской губернии, а в 1727 году в Галичский уезд Галицкой провинции. В 1778 году, в ходе административной реформы Екатерины II, Жилинская волость в составе Солигаличского уезда Костромского наместничества Архангелогородской губернии. С 1796 года – в составе Солигаличского уезда Костромской губернии [5].

В 1789 году на месте обветшалой Воскресенской церкви на высоком берегу небольшой речки Вожна была построена каменная Воскресенская церковь. В 1844 году перестроены приделы церкви, а в 1849 году пристроена каменная четырёхъярусная колокольня. К тому времени деревянная Успенская церковь уже не упоминается. Воскресенская церковь имела три престола: а) в честь Воскресения Христова, б) во имя св. вмч. Дмитрия Солунского, в) во имя св. мчч. Флора и Лавра. Казенный церковный причт состоял из священника, дьячка и пономаря. Сверх штатного расписания за счет средств церкви можно было содержать священника, диакона, дьячка и пономаря. Церковь по штатному положению была причислена к пятому классу. Церковь имела в собственности земельные наделы  площадью 33 десятины и, кроме того, госпожа Варвара Ивановна Марина (первая супруга Виктора Никаноровича Марина – В.Д.) в пустоши Заварыкиной, в пользу Воскресенской церкви пожаловала 21 десятину земли. В 51 селении прихода и 210 дворах проживали 782 мужчины и 936 женщин. В двух деревнях прихода имелись две деревянные часовни [6].

К 1870 году Солигаличский уезд относился к северо-западному району Костромской губернии и был разделен на 13 волостных правлений и 2 стана. Жилинский погост вошел в состав 2-го стана Костромского волостного правления с центром в сельце Калинино, затем в сельце Погарь, а к 1890 году в сельце Билибино. Костромская волость располагалась по обеим сторонам реки Костромы, между Корцовской и Чудцовской волостями [7].

В 1911 году церковь относилась к 3 Солигаличскому благочинническому округу.  Церковный причт состоял из священника, диакона и псаломщика. При церкви имелись две церковные каменные лавки. Священнослужители и церковнослужители проживали  в двухэтажном каменном доме, с крытой железом крышей, принадлежащем церкви. Отдельно от дома стоял деревянный двор, крытый тесом для содержания скотины всех служителей причта.  В собственности церкви, по-прежнему находилось 33 десятины земельных угодий, из них 20 десятин пахотной земли. И, кроме того, земельные наделы площадью уже в 54 десятины, пожертвованные ранее, госпожой Мариной. Приход церкви насчитывал 45 селений, в них 1044 мужского пола и 1163 женского [8].

 

Успенский Павел Иванович, родился 17 октября 1838 года в семье священника Преображенской церкви с. Серапиха Чухломского уезда Ивана Ананьевича Успенского. Вначале окончил Галичское духовное училище, а в 1860 году полный курс Костромской духовной семинарии [9]. С 15 июня 1860 года он преподает в Ловыгинском сельском училище Макарьевского уезда. С 28 июня 1862 года рукоположен в священники к  Воскресенской церкви села Жилино Солигаличского уезда, и до конца своей жизни служил здесь [10].

При содействии Павла Ивановича 1 ноября 1862 года в с. Жилино была открыта, одна из первых в Солигаличском уезде, церковно-приходская школа. Обучение учеников проводилось в церковной келье, а затем в доме священника, пока позже не построили типовое здание школы. Более 30 лет Павел Иванович был законоучителем школы и долгое время её единственным учителем [11].

Кроме того, в 1885 – 1890 гг. он являлся кандидатом в депутаты и депутатом по десятку Солигаличского училищного округа [12]. В 1889 году Священным Синодом награжден камилавкой, а в 1891 году орденом святой Анны 3-й степени [13].

В 1896 году о. Павел скончался и похоронен в с. Жилино рядом с Воскресенской церковью.

Солигалич, история, церковь, священники, Успенский, Дудин В.А., Жилино,

Надгробие на могиле о. Павла (Успенского)

На могиле Павла Ивановича установлен гранитный памятник, на котором высечены слова: «Отец Павел Иванович Успенский. Родился 17 октября 1838 г, умер 28 декабря 1896 г. Священствовал в православном храме 34,5 года».

Женой Павла Ивановича была  Александра Васильевна (Касторская), 1844 г.р., выпускница Ярославского епархиального женского училища, дочь священника  Ризположенской церкви с. Герасимово Солигаличского уезда Василия Андреевича Касторского. В свою очередь, Василий Андреевич является представителем известной фамилии «Касторский», род которых начинался при Успенской церкви с. Нижний Березовец Солигаличского уезда [14].

В семье Павла Ивановича и его супруги было восемь детей, все они родились в с. Жилино и  получили достойное образование.

Известно, что сын Павла Ивановича – Дмитрий Павлович Успенский, 1868 г.р., в 1891 году окончил Костромскую духовную семинарию и в том же году стал учителем в Жилинской церковно-приходской школе. С 1892 года Дмитрий Павлович диакон Николаевской церкви погоста Малышево Костромского уезда. В 1892 – 1898 гг. эконом общежития при Костромской духовной семинарии. С 1893 года священник Казанского собора г. Нерехты, а с 1899 года священник Богородице-Феодоровской церкви, что на Новом кладбище г. Костромы. С 1899 года законоучитель городского приходского женского училища братьев Чумаковых. В 1906 году награжден Св. Синодом камилавкою [15]. В 1924-25 гг. служитель религиозного культа в г. Костроме, проживал на Новом кладбище, был лишен избирательных прав. В семье Дмитрия Успенского и его жены Ольги Владимировны, 1872 г.р. были четверо детей: Елена, 1894 г.р., Антонида, 1902г. р., Виктория, 1906 г. р. и Андрей, 1897г.р [16].

Второй сын Павла Ивановича — Сергей Павлович Успенский, 1877 г.р., в 1902 году окончил Костромскую ДС. С 18 ноября 1902 года и до 1952 года священник Благовещенской церкви с. Нероново Солигаличского уезда. В 1913 году награжден скуфьей.   Женой о. Сергия была Варвара Иоанновна (Кандорская), 1878 г. р, дочь бывшего священника Благовещенской церкви с. Нероново Иоанна Петровича Кандорского. Варвара Ивановна окончила Солигаличское городское двухклассное женское училище, с 1897 г. и по 1903 г. преподавала в Нероновской женской церковно-приходской школе.  В их семье известны дети: Иоанн и Павел, близнецы, 1904 г. р., Николай, 1907 г.р., Дмитрий, 1910 г.р., Георгий, 03.04. 1915 г. [17]. В 1924 году о. Сергий и его жена Варвара Иоанновна были лишены избирательных прав. В списках «лишенцев» они числятся и в 1934 году [18] Несмотря на репрессии о. Сергий проводил здесь службу до 1952 года. Известно, что один из их сыновей — Павел Сергеевич Успенский, был  псаломщиком при церкви с. Нероново [19]. В июле 1930 года он числится в списке военнообязанных, состоящих на учете тылового ополчения Солигаличского района, и проживал в с. Нероново Корцовского сельсовета [20]. В 1931 году, будучи псаломщиком Благовещенской церкви, лишен избирательных прав, он же числится в списках лиц, лишенных избирательных прав и за 1934 год [21].  Другой сын Сергея Павловича – Николай Сергеевич Успенский, 1907 г.р., был участником Великой Отечественной войны [22].

Третий сын Павла Ивановича – Николай Павлович Успенский, 1883 г. р, окончил Солигаличское духовное училище, до 1923 г. учитель в Оглоблинском одноклассном земском училище, в Оглоблинской начальной школе, в 1923 году псаломщик Воскресенской церкви с. Жилино  [23], а после 1930 года —  заведующий Жилинской школой, находился в списках «чуждых элементов». ГУ ГАНИКО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 531. 1935 г.  Умер 26.04.1942 г. в возрасте 59 лет и похоронен на кладбище с. Жилино [24].

Старшая дочь Павла Ивановича —  Мария Павловна, 1865 г.р., вышла замуж  за священника Введенской церкви с. Дурцово Галичского уезда Петра Ивановича Махровского, внука Симеона Васильевича Махровского, бывшего священника Воскресенской церкви села Жилино [25].

Петр Иванович Махровский в 1886 году окончил КДС. С марта 1887 года священник Христорождественской церкви с. Ликурга Буйского уезда.  С мая 1887 года священник Николаевской церкви села Кондома Макарьевского уезда [26]. 7 мая 1891 года перемещен к Введенской церкви с. Дурцово Галичского уезда. 17 сентября 1909 года — к Николаевской церкви, что в Чудце Солигаличского уезда [27]. С 22 ноября 1911 года священник Воскресенской церкви села Агутино Солигаличского уезда [28].  В июле 1919 года перемещен к Богоявленской церкви села Бориево Чухломского уезда [29]. Известно, что дочь Петра Ивановича и Марии Павловны в 1909 году обучалась в Костромском епархиальном женском училище [30], а сын Владимир, 1895г.р. в 1916 году окончил Костромскую духовную семинарию в 1-м разряде.

Дочь, Варвара Павловна, 1871 г.р., вышла замуж за Павла Александровича Городкова, 1864 г.р., сына священника Ильинской церкви с. Тутка Солигаличского уезда Александра Григорьевича Городкова. Павел Александрович в 1885 году окончил КДС в статусе «Замечательные выпускники Костромской духовной семинарии», затем учился в Казанской духовной академии, кандидат. С 1890 года состоял наставником, учителем, с 1891 г. надзирателем в Костромском духовном училище. С 1897 г. помощник смотрителя Солигаличского духовного училища, статский советник, протоиерей, последний настоятель Рождественского собора г. Солигалича (1923 – 1927 гг.), в 1924 году лишен избирательных прав [31].

Дочь, Ираида Павловна, 1873 г.р., окончила Солигаличское двухклассное женское училище, была замужем за последним священником Воскресенской церкви с. Жилино Александром Гаврииловичем Летуновым, сыном псаломщика Совдюжской Христорождественской церкви Тотемского уезда (позже Солигаличского уезда – В.Д.) Гавриила Александровича Летунова.  В их семье к 1915 году были дети: Елизавета, 1899 г. р, обучалась в Костромском епархиальном женском училище; Михаил, 22.06. 1901 г.р, обучался в КДС; Александра, 1903 г.р, обучалась в двухклассной женской школе; Надежда, 1904 г.р, обучалась в Костромском епархиальном женском училище; Сергей, 1908 г.р, обучался в Жилинской церковно-приходской школе; Мария, 1912 г.р, Вера, 1913 г.р, Николай, 1915 г.р [32]. В 1924 году Александр Гавриилович лишен избирательных прав, в 1931 году диакон церкви с. Жилино [33]. В 1927 году сын Александра Гаврииловича – Сергей Александрович Летунов служит псаломщиком Воскресенской церкви с. Жилино, лишен избирательных прав [34]. Другой сын – Михаил, в 1918 году окончил 3 класса КДС.

Дочь, Анна Павловна, 1879 г.р., в 1896 году обучалась в Костромском Мариинском приюте. В 1899 – 1917 гг. учительница в Жилинской церковно-приходской школе (КЕВ. 1906 № 17 С. 252-253). В 1926 году лишена избирательных прав (ГАКО. Ф. Р-678. Оп. 6 Д. 7 л. 2).

Младшая дочь, Ольга Павловна, 1885 г.р., обучалась в Костромской женской гимназии на содержание отца [35]. Долгое время была старшей учительницей Корцовской женской второклассной школы [36].

В 1926 году Жилино входит в Яковлевский сельсовет Костромской волости Солигаличского уезда Костромской губернии [37]. В январе 1929 года, при упразднении Костромской губернии, Жилино стало входить в состав Яковлевского сельсовета Солигаличского района Ивановской Промышленной области. На территории сельсовета располагались 493 двора, в которых проживали 1066 мужчин и 1216 женщин. В селе Жилино имелась начальная школа, насчитывалось 28 дворов, в них 31 мужчина и 24 женщины [38]. С 1936 года Жилино входит в Яковлевский сельсовет Солигаличского района Ярославской области, а с 1944 года в Яковлевский сельсовет Солигаличского района Костромской области.

Солигалич, история, церковь, священники, Успенский, Дудин В.А., Жилино,

Воскресенская церковь, справа – церковный причт. Фото 1950-х гг.

 

В 1954 году, при сокращении сельсоветов, из Ильинского, Яковлевского и Дятловского был образован  Жилинский сельсовет Солигаличского района. В октябре 2009 года Жилинское сельское поселение упраздняется и вливается в Корцовское сельское поселение  [39].

 

 

Солигалич, история, церковь, священники, Успенский, Дудин В.А., Жилино,

Воскресенская церковь с. Жилино в наши дни. Фото Н.В. Барановой

Воскресенская церковь была закрыта в середине 30-х годов прошлого века и находится в заброшенном состоянии. В 1933 году с колокольни церкви были сняты 6 колоколов общим весом 4930,5 кг, причем главный колокол весил 3378 кг [40].

В настоящее время жилинский край обезлюдел, люди покинули обжитые предками места, поля давно не пашутся, зарастают древесной растительностью. Если в 1929 году в 493 дворах здесь проживали 2278 человек, то сейчас в двух населенных пунктах — около 30 человек.

 

Источники:

[1] Диев Михаил. //Старинные волости и станы в Костромской стороне. Материалы для историко-географического словаря Костромской губернии. 1909 г. С. 15.

[2] Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск 4. город Солигалич, Солигаличский район. Кострома 2002. С. 154-155.

[3] Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 1: Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Кологривом, Парфеньевым и Чухломою жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1895. С. 158.

[4] Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 2: Солигаличская и Унженская десятины жилых данных церквей 1680-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1900. С. 27.

[5] Административно-территориальное деление. //Государственный архив Костромской области. Справочник. Часть первая. – Кострома: ГП «Областная типография им. М. Горького», 2005. – 328 с. – С. 232 – 233, 242 — 243.

[6]  Иоанн Беляев, протоиерей. /Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Санкт – Петербург, 1863. С. 275.

[7] Список населенных мест по сведениям 1870-72 гг. Костромская губерния. Т. 18. Санкт Петербург. 1877. Солигаличский уезд. С. LXXI и С. 306 – 331. Волости и гмины 1890 года. Статистика Российской империи. Часть 1. Костромская губерния. Санкт Петербург. 1890. Солигаличский уезд. С. 10 – 11.

[8] Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома 1911. С. 310.

 [9]  ГАКО. Ф. 432. Оп. 1. Д. 1912. ЛЛ. 11 об.-12.

[10] Клировая ведомость Воскресенской церкви с. Жилино: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2296. С. 33 – 33об. 1896 г.

[11] Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 90 – 93. Постановления Солигаличского уездного земского собрания, мартовской 1876 года сессии. Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии; КЕВ. 1906. № 17. С. 252 – 253.

[12]   КЕВ. № 30, 31 от 23-30 июля 1885 г. КЕВ. № 17 от 15.09.1889г.

[13]  КЕВ. № 14, 15 от 09.04.1889г. КЕВ. № 12 от 15.06.1891г.

[14] Клировые ведомости Ризположенской церкви с. Герасимово: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2303. ЛЛ. 90об — 91.1898 г.

[15] КЕВ. № 10 от 15.05.1906 г.

[16] Из клировой ведомости Богородице-Феодоровской церкви, что на Новом кладбище, г. Костромы за 1914 год.

[17] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2378. 1915 г; КЕВ. 1913. № 8. С. 129; МК Николаевской церкви с. Корцова Солигаличского уезда. 1914 – 1919 гг. ГАКО.  Ф. 56. Оп. 16. Д. 37; ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2378. 1915 г;  КЕВ. 1902. № 23. С. 268.

[18] ГАКО. Ф. Р-647. Оп. 2. Д. 2. л. 76; 81. 1926; ГАКО. Ф. Р-559. Оп. 2. Д. 6. л. 17. 1934.

[19]  ГУ ГАНИКО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 207.

[20]  ГАКО. Ф. Р-559. Оп. 4. Д. 7. л. 2 – 2 об. 07. 1930 г.

[21] ГАКО. Ф. Р-559. Оп. 2. Д. 1. л. 35; ГУ ГАНИКО. Ф.26. Оп. 1. Д. 207; ГАКО. Ф. Р-559. Оп. 2. Д. 6. л. 17. 1934.

[22]  Из архива семьи Солдовских, г. Солигалич.

[23] ГАКО. Ф. Р- 2758. Оп. 1. Д. 1. Л. 1204.

[24] Из архива семьи Солдовских, г. Солигалич.

[25] Клировые ведомости Воскресенской церкви с. Жилино: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2296. С. 33 – 33об. 1896 г; Из ревизской сказки церкви Николая Чудотворца, что на Железном Борку, от марта 1795 года. ГАКО. Ф. 200. Оп. 15. Д. 21. Л. 61 об.

[26] КЕВ. № 22 от 15.11.1887г.

[27] КЕВ. № 19 от 01.10.1909г.

[28] КЕВ. № 24 от 15.12.1911г.

[29] ГАКО. Ф. 130. Оп. 10. Д. 1172. кор. 70.

[30]  КЕВ. № 8 от 15.04.1909г.

[31] Клировые ведомости Воскресенской церкви с. Жилино: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2296. ЛЛ. 33 – 33об. 1896 г.; ГАКО. Ф. Р-678. Оп. 6. Д. 7. ЛЛ. 4 – 6.

[32] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2378. 1915 г.

[33]  ГАКО. Ф. Р-647. Оп. 2. Д. 2. л. 7 – 10; ГУ ГАНИКО. Ф.26. Оп. 1. Д. 207. Л. 82.

[34] ГАКО. Ф. Р-678. Оп. 6. Д. 7. ЛЛ. 8 — 8 об.

[35]  ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2296. ЛЛ. 33 – 33об. 1896 г.

[36]  МК. Николаевской церкви с. Корцово за 1902 – 1911 гг. ГАКО. Ф. 56. Оп. 16. Д. 35.

[37] Списки населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезд. Кострома, 1926 г. С. 18.

[38] Списки населенных мест по районам Костромской губернии. Солигаличский XIII-й район. Кострома, 1929 г. С. 70-75.

[39]   Закон Костромской области от 22 октября 2009 года № 525 – 4 ЗКО.

[40]  ГАКО. Ф. Р-559. Оп. 4. Д. 16. ЛЛ. 23 – 24. 1933 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.