М.И. Постимся постом приятным. Мысли.

ПостМ.И. ПОСТИМСЯ ПОСТОМ ПРИЯТНЫМ. Мысли. 02.2012.

Пост

Мазаччо. Изгнание из рая. Фреска, фрагмент. 1426-1427.

О посте говорится многое. Это важная составляющая нашей духовной жизни, во всех религиях. Наша суть наполовину состоит из тела, а значит, мы должны заботиться об этой половине, но по-христиански…

«Постимся постом приятным» — часто можно услышать и там и здесь. Наш современный ум влечет ассоциации определенные — «приятным». Разнообразные постные аналоги скоромных продуктов, рецепты постных блюд не уступающие, или превосходящие по вкусовым качествам скоромные — пестрят в календарях — всё будто вырастает из этой фразы, и из культуры современного потребления. Излишне говорить, что все это нас держит в стороне от поста. Ведь цель его – не «оскоромиться» и исповедоваться потом за съеденную сосиску, или, не каяться, но кушать изысканных морских моллюсков. Цель поста – быть стойким, твердым на посту, не уснуть, а может, добровольно пострадать…

Между тем, слово «приятный» — заимствовано из старославянского, где оно было образовано от слова «приятый» угодный, образованного в свою очередь от глагола «прияти» – принять. Приятный, значит – принять; всего лишь — при́нятый… Постом приятным, «благоугодным Господу», поется далее в стихире.

Впрочем, действительно, и приятность поста и радость его не отстоят далеко для человека ищущего Бога напряженно всеми силами. Истинный пост — приятен и человеку, и Богу, и Богом принимается…

Проповедь святителя Иоанна Златоустого «О посте» направит нас путем   истинным лучше, и избавит наш ум от ложности и предрассудков…

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ. О ПОСТЕ. 

…«Посмотри теперь на благотворные действия поста. Великий Моисей, проведя сорок дней в посте, удостоился получить скрижали закона; когда же сойдя с горы, увидел он беззаконие народа, то бросил эти скрижали, полученные с таким усилием, и разбил, почитая несообразным сообщить заповеди Господни народу, пьянствующему и почитающему беззаконие. Потому чудный этот пророк должен был поститься еще сорок дней, чтобы удостоиться опять получить свыше и принести народу скрижали, разбитые за его беззаконие (см. Исх. 24-34).

И великий Илия постился столько же дней, и вот он избег владычества смерти, вознесся на огненной колеснице как бы на небо, а до ныне еще не испытал смерти (см. 3 Цар. 19, 8).

И муж желаний [Даниил] уже после того, как провел в посте много дней, удостоился чудного видения; он же укротил и ярость львов и превратил ее в кротость овец, не переменив впрочем природы их, но изменив расположение, между тем, как зверскость их оставалась та же (см. Дан. 10, 3).

И ниневитяне постом отклонили определение Господне, заставив поститься вместе с людьми и бессловесных животных, и таким образом, отстав все от злых дел, расположили к человеколюбию Владыку вселенной (см. Иона 3, 7-8).

Но для чего мне еще обращаться к рабам (можем ведь насчитать множество и других, которые прославились постом и в Ветхом и в Новом Завете), когда можно указать на всеобщего нашего Владыку? Ибо и Сам Господь наш Иисус Христос после уже сорокадневного поста вступил в борьбу с диаволом и собою подал всем нам пример, чтобы и мы вооружились постом, и, укрепившись им, вступали в борьбу с диаволом (см. Мф. 4, 2). Но здесь, может быть, кто-нибудь — человек с острым и живым умом — спросит: почему Владыка постится столько же дней, сколько и рабы, а не больше их? Это сделано не без причины и не без цели, но премудро и по неизреченному Его человеколюбию, чтобы не подумали, будто Он явился на земле призрачно и не принял на Себя плоти или не имел природы человеческой, для этого Он постился столько же дней, а не больше, и таким образом заграждает бесстыдные уста охотникам до споров…

Поэтому прошу… чтобы, зная пользу от поста, вы не лишились ее по нерадению, и при его наступлении не печалились, но радовались и веселились: потому что, как говорит блаженный Павел, если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). В самом деле, пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом утопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным и не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез.

…Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, — здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, — пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста из-за слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток вышесказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения, когда не будем пользоваться врачеством поста… Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей горе…

Итак, и постящийся благодарит Бога за то, что имел довольно сил понести постный труд, и ядущий также благодарит Бога, потому что это нисколько не повредит ему в спасении души, если он захочет. Человеколюбивый Бог открыл нам неисчислимое множество путей, которыми мы, если только захотим, можем достигнуть самого высокого дерзновения (перед Богом).

Февраль 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.