Дудин В.А. Наши земляки. П.В. Березовский и Н.В. Березовский.

Березовский Петр Васильевич copyДудин В.А. НАШИ ЗЕМЛЯКИ. П.В. Березовский и Н.В. Березовский. 

Более 30 лет (с 21 марта 1872 по 1904 годы) после окончания Костромской духовной семинарии в Солигаличском духовном училище преподавал арифметику и географию надворный советник Василий Иванович Березовский. На долю Василия Ивановича, как и всех преподавателей Солигаличского духовного училища того времени, выпала нелегкая задача по формированию системы народного образования в Солигаличском уезде. За заслуги в деле народного просвещения Василий Иванович был награжден орденом св. Станислава 3-й ст., медалями: темнобронзовой за активное участие в первой Всероссийской переписи 1897 года и серебряной в память об Императоре Александре III . В семье учителя родились два сына: Петр, который в последствие стал видным государственным и общественным деятелем и Николай, посвятивший всю свою жизнь служению Церкви. О замечательных наших земляках и пойдет речь. В то же время, для дополнения сведений по данной теме, надеемся на тесное сотрудничество со всеми, кто занимается исследованием жизни Петра и Николая Березовских.
В.А. Дудин

Березовский Петр Васильевич Солигалич

Березовский Петр Васильевич

Березовский Петр Васильевич (5.10.1874 — после 1917), педагог, политический и общественный деятель, член фракции правых III Государственной Думы, член-учредитель и кандидат в члены Главного Совета Союза Русского Народа (СРН).

Петр Васильевич родился в 1874 году в г. Солигаличе. В 1888 году он окончил Солигаличское духовное училище, в 1894 году – Костромскую духовную семинарию, а в 1898 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Богословский курс Стефана Яворского» — Киевскую духовную академию. После окончания академии П.В. Березовский преподает историю, географию и педагогику в Волынском женском училище духовного ведомства, в женской учительской семинарии г. Житомира, а с 1906 года — в женской гимназии ведомства императрицы Марии (воспитательные дома благородных девиц в честь императрицы Марии Федоровны – жены Павла I). С 1901 года он член и казначей Волынского епархиального училищного совета, а так же постоянный сотрудник правой газеты «Волынская жизнь».

С 1906 года Березовский является товарищем (помощником, заместителем) председателя Житомирского отдела СРН. В 1907 году он был избран депутатом III Государственной Думы от Волыни (1907 – 1912 годы). В Думе активно работал в бюджетной, согласительной, по народному образованию комиссиях. Он готовил отчеты о думских заседаниях для «Русского знамени», состоял секретарем Совета фракции правых, вел архив фракции и отвечал за его сохранность. 31 января 1909 года в составе депутации от Волыни П.В. Березовский был на Высочайшем приеме. Принимал участие в деятельности Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА), председателем которого являлся небезызвестный политик В.М. Пуришкевич. Березовский участвовал в заседаниях Главной Палаты, читал лекции для рабочих Первого Российского экономического рабочего союза, организованного РНСМА, сотрудничал в органе Союза журнале «Прямой путь». Он был членом ревизионной комиссии и кандидатом в члены Главного Совета Союза, членом «Патриотического общества», являлся одним из активных деятелей СРН.

Союз русского народа крайне правая политическая организация была создана в ноябре 1905 года в Санкт-Петербурге. Основатели Союза врач — А. И. Дубровин (председатель Главного Совета), В. М. Пуришкевич, Н. Е. Марков. Союзу покровительствовал царь Николай II. Основными программными положениями были единство и нераздельность России, сохранение самодержавия, борьба с «засильем инородцев», с революционным движением, иудейским и либерально-масонским подпольем и т. д.

Членами «Союза» могли быть только природные русские, вне зависимости от пола, возраста, сословий и состояния, но обязательно христиане — православные, единоверцы, старообрядцы.

Русский народ, говорилось в программных документах «Союза», — народ православный, а потому Православной Христианской Церкви, которая, по мнению членов «Союза», должна быть восстановлена на началах соборности и, состоять из православных, единоверцев и воссоединенных с ними на одинаковых началах старообрядцев, должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение. Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено Церковью и оправдано историей; самодержавие — в единении царя с народом.

На одном из заседаний Государственной Думы П.В. Березовский говорил, что Дума, по самому своему составу, не могла решать задач, стоявших перед страной. Разноплеменная, нерусская Дума занималась чисто русскими вопросами. Неспособность представителей национальных меньшинств «подняться и стать на общегосударственную точку зрения», говорило, по мнению Березовского, о том, что «их не следует допускать до вопросов общегосударственных.. Чем меньше будет инородцев в Государственной думе, тем состав ее будет лучше. Пример западноевропейских государств нас в этом убеждает», — утверждал волынский «союзник» Березовский.

В 1908-10 годах в результате раскола «Союз Русского Народа» разделился на три самостоятельные патриотические организации: «Союз Михаила Архангела» (В.М. Пуришкевич), «Союз Русского Народа» (Н.Е. Марков) состоял в основном из представителей высших слоев, в первую очередь помещиков, он примирился с политическими реформами, и взял курс на сотрудничество с правительством, и «Всероссийский дубровинский Союз Русского Народа» (русская православно-монархическая патриотическая организация, недовольная, в частности, политикой П.А. Столыпина).

Во время раскола П.В. Березовский поддержал сначала А. И. Дубровина, однако 11 декабря 1911 года вышел из состава ревизионной комиссии, а 14 декабря сложил полномочия члена-учредителя «обновленческого» Союза и в организованном сторонниками Дубровина Всероссийском Дубровинском Союзе Русского Народа участия не принял. По окончании работ III Думы в 1912 году вернулся в Житомир.

После Февральской революции 1917 года деятельность Союзов была запрещена, а многие руководители были арестованы и в последствие расстреляны по приговору ВЧК. Неизвестна и дальнейшая судьба нашего земляка П.В. Березовского. В то же время на сайте: «Жертвы политического террора в СССР» (http://lists.memo.ru/index2.htm) имеется следующая запись: «Березовский Петр Васильевич. Родился в 1874 г., г. Солигалич.; Источник: Книга памяти Ивановской обл.» Из этого следует, что необходимы дополнительные поиски архивных материалов, касающиеся последних дней жизни П.В. Березовского.

Стоит упомянуть, что в Перечне «Знаменитых трезвых людей планеты» составленным президентом Международной академии трезвости, профессором Александром Николаевичем Маюровым по материалам XV международного семинара-конференции по собриологии, профилактике, социальной педагогике и алкологии (2006 год) содержится около 2500 имён, среди которых есть и наш земляк П.В. Березовский.

П.В. Березовский Солигалич

Спасо-Преображенская церковь за Волгой, г.Кострома

Брат Петра Васильевича – Николай Васильевич Березовский родился в 1883 году. Окончив Солигаличское духовное училище в 1898 г., и Костромскую духовную семинарию в 1904 г., Н.В. Березовский два года был надзирателем в Кинешемском Духовном училище. Приняв в 1906 году священный сан, он стал служить в Воскресенской церкви г. Солигалича. В 1912 году отец Николай переехал в Вятскую епархию. В 1917-1918 годах он являлся настоятелем Серафимовской церкви (ныне — кафедральный собор Вятской епархии), а в 1924-1925 годах — настоятелем Богоявленского собора в Вятке. В период церковного раскола в начале двадцатых годов отец Николай входил в число тех, кто противостоял обновленцам, захватившим в Вятской епархии многие храмы. В 1927 году протоиерей Николай Березовский был членом епархиального совета и его секретарем. В 1928 году он вернулся в родной Солигалич и стал настоятелем Преображенской церкви, а в 1930-1931 годах являлся благочинным 1-го Солигаличского округа.

В июне 1931 года священномученик Димитрий (Добросердов), архиепископ Костромской и Галичский, переместил Николая Березовского в Кострому настоятелем городищенского храма Спасо-Преображенской церкви «за Волгой».

В то время новая власть начала проявлять большую активность по закрытию и разрушению церквей, аресту священнослужителей. Коснулось это и Костромы. В 1933-34 годах были уничтожены кафедральные соборы на кремлевском холме. Вскоре закрытие церквей началось и в Заволжье. Первой эта участь выпала церкви Спаса-Преображения «за Волгой». Старинный храм, воздвигнутый в 1685-1688 годах и являющийся замечательным памятником русского церковного зодчества, был закрыт и опечатан властями 15 августа 1933 года как раз накануне отмечаемого 19 августа престольного праздника Преображения Господня. Напрасно община, возглавлявшаяся протоиереем Николаем Березовским и старостой П.С. Умниковым, пытаясь отстоять свою церковь, обращалась в самые высшие инстанции. Согласно решению Президиума ВЦИК от 10 мая 1934 года храм был закрыт. В том же 1934 году у Спасо-Преображенской церкви было сбито венчавшее ей пятиглавие, разрушена верхняя часть колокольни и уничтожено находившееся при ней старинное кладбище. После ее закрытия часть прихожан перешла в Александро-Антониновскую церковь в Селище, часть в городищенскую Христорождественскую церковь. Сюда же, в древний городищенский храм, перешел протоиерей Николай Березовский, ставший вторым священником, и оказавший в этот период большую помощь настоятелю храма Николаю Васильевичу Росницкому.

После ареста в декабре 1936 года священномученика Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского начался новый этап репрессий против духовенства Костромского края. В разгар террора 3 июня 1937 года второй священник Христорождественской церкви протоиерей Николай Березовский скончался, и, безусловно, только кончина избавила его от неминуемого ареста. Протоиерей Николай Березовский был погребен на кладбище у стен храма.

Источники:
1. Книга: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., 2008.
2. 3-й созыв Государственной думы. Портреты, биографии, автографы / Изд. Н. Н. Ольшанского. СПб., 1910. 
3. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969.
4. Сайт: modrus.psu.ru›Publ/rus_parlament.pdf 
5. Сайт: sobor-urzhum.ucoz.ru Репрессии священников. 
6. Сайт: http://uspenskiy.lit-info.ru/review/uspenskiy/003/219.htm Кострома Церковь Илии Пророка (Рождества Христова) «на Городище». Фотографии и описание.
7. Сайт: kostromka.ru›zontikov/gorodishe/1.php Н.А. Зонтиков Церковь во имя святого пророка Божия Илии «на Городище» в Костроме.

Дудин В.А. Наши земляки. П.В. Березовский и Н.В. Березовский.: 11 комментариев

  1. Мой дед Березовский Пётр Васильевич, человек которого моя бабушка учила помнить. Арестовали деда не в 1936 г., а раньше. Точно не скажу когда, но дети его, т.е. мой отец и его брат Юрий были вышвырнуты из школы в 1926 г. Бабушка пыталась узнать о судьбе деда в ГПУ. Но ей там заявили, чтобы она не искала и не надеялась найти. Где он пропал так нам и не стало известно.

    • Спасибо, Юрий Михайлович, за отклик! Ваш рассказ дополняет картину репрессий, о которых нам нужно хорошо помнить. Если у Вас появятся новые сведения, то надеемся, Вы поделитесь с нами.
      С уважением, Иустин А.

  2. Для желающих поделиться информацией о Петре и Николае Березовский мой телефон: 89258092918. Понимаю занятость всех участников общения на данном портале, но это пока единственный источник, связывающий меня с прошлым моей семьи. Спасибо!

  3. Здравствуйте,
    У Петра Березовского в 1913 г. родился сын Юрий, который прожил 90 лет и умер на Кубани, в г. Ейске, где сейчас живет внучка П. Березовского.
    Я, Роман Прияткин из Москвы — ее внук и, соответственно, пра-правнук Петра Васильевича Березовского.

    • Спасибо за комментарий, Роман! Мы переслали Ваше письмо автору статьи. Уверен, информация будет ему полезна.

  4. Здравствуйте! Большое спасибо за память о моих родных! Читая Ваши строки, уважаемый автор, меня сильно тронуло Ваше желание поделиться своими знаниями о моем прадедушке Петре Васильевиче. Прошу Вас помочь розыскать сведения о нем и его брате, я хотел бы посетить те места, где они кончили свой путь. Прошу владельцев сайта передать мою просьбу автору статьи. Спасибо еще раз!

    • Спасибо и Вам, Илья за отзыв! Знать и хранить память своего рода — не об этом ли тоже, написано в Евангелии о родословии Спасителя. Вашу просьбу обязательно передадим В.А.Дудину, автору статьи. Будьте с Богом!

    • Низкий поклон автору статьи, О.Николай Васильевич Березовский дедушка моей бабушки. У нас сохранились его фотографии и фотографии его отца О.Василия. Очень бы хотела связаться с Ильей, который является потомком Петра Березовского.
      Жду ответа.

      • Спасибо, Александра, за отклик! Мы переслали Ваше письмо автору статьи. Уверен, его заинтересуют фото о которых Вы пишите.
        Будьте с Богом!
        С уважением, Иустин.

  5. Здравствуйте, уважаемые земляки!
    Низкий поклон за публикацию этого рассказа о наших родных Петра Васильевича и Николая Васильевича.
    Хотелось бы добавить, то что знаю по рассказам моей бабушки Александры Николаевны Березовской о Петре Васильевиче — он скончался на Соловках. Мне бы хотелось уточнить детали его заключения и пребывания в лагере, но, к сожалению, пока не знаю как это сделать, в какой архив следует обратиться. Подскажите, пожалуйста, если возможно.
    Заранее благодарю,
    с огромным уважением и благодарностью,
    Елена Хамзаевна Хабибуллина, правнучна Николая Васильевича Березовского.

    • Спасибо, Елена Хамзаевна, за отзыв и дополнения! Мы переслали Ваше письмо автору статьи. Он Вам ответит по его возможности, и скорее всего, дополнит статью Вашими данными. Спасибо Вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.