История Воскресенской церкви с.Агутино.

Воскресенский храм, Агутино, Солигалич, приход, история, Дудин В.А.,ОБНОВЛЕНО. В.А. Дудин. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА АГУТИНО.

 

 

Погост Агутино на речке Чащевке относился к старинной Лосево-Раменье волости. Вокруг погоста были необъятные просторы сосново-еловых лесов  Шиловско-Коровновской лесной дачи.  В 1870 году приход был небольшой, наиболее выделялись две деревни —  Тимошино, в которой проживали 63 человека и Шилово, с числом прихожан около ста человека. Волостное правление находилось в 10 километрах от Агутина — в селе Лосево. В 1736 году, согласно синодальному казенному приказу, в деревянной церкви Воскресения Христова, что в Агутине службу вел поп Макарий Семенов.

 

Воскресенский храм, Агутино, Солигалич, приход, история, Дудин В.А.,

Воскресенский храм в селе Агутино. Фото нач. 20 в.

В 1829 году на месте деревянной церкви, на средства прихожан и жертвователей, в погосте Агутино была построена каменная с каменной колокольней Воскресения Иисуса Христа (Воскресенская) церковь.  Церковь окружала деревянная ограда с каменными столбами и каменными святыми вратами – внутри ограды находилось приходское кладбище. Церковь имела три престола: а) в честь  Воскресения Христова, б) в трапезной — в честь святителя Николая Мирликийского и в) препподобного Сергия Радонежского. До ближайшей от Агутина Николаевской церкви с. Лосево — 9 верст, Преображенской с. Коровново — 8 верст, Ризоположенской с. Герасимово — 8 верст.

Церковь представляла собой однокупольное здание в стиле зрелого классицизма с трапезной и трёхъярусной колокольней. Боковые фасады храма и алтарь были украшены четырёхколонными портиками.

 

В 1863 году штатный церковный причт состоял из священника и дьячка и сверх штата — пономаря. Причт, согласно штату, получал жалование в сумме 96 рублей. Проценты с капитала в сумме 1314 руб. 28 коп. в равных долях поступали в пользу церкви и причта.  Церковь по штатному положению была причислена к седьмому классу.

 

Церковь имела в собственности земельные наделы  площадью 68 дес, из них под лесом 40 дес.  В приходе в 8 селениях с 38 дворами проживали 152 прихожанина мужского пола и 174 женского пола. Приходские селения от церквей располагались на расстоянии до 6 верст. В приходских деревнях были устроены семь православных часовен.

 

В 1911 году церковь относилась к 2-му Солигаличскому благочинническому округу.  Церковный причт состоял из священника и псаломщика. Священник получал казенное жалование в сумме 300 рублей, псаломщик – 100 рублей.  Проценты с капитала в разных процентных бумагах исчислялись в сумме 3687 рублей.  Доход в причт священника от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. составлял 90 рублей, псаломщиком 30 рубля. Священнослужители проживали в церковных домах.

Церковь имела в собственности лесную землю площадью 49 дес. 1700 саж, луговую 3 дес. 80 саж, пахотную 16 дес. 1701 саж и неудобную 3 дес. 10 саж.  На все земельные участки имелся план и межевая книга. В приходе Воскресенской церкви насчитывалось 7 селений, в которых проживали 172 мужчины и 195 женщин.  В 1911 году в приходе имелась одна Агутинская церковно-приходская школа.

 

В 1870 году в погосте Агутино в трех дворах проживали 8 мужчин и 13 женщин. В 1897 году погост Агутино относился к Гнездниковой волости Солигаличского уезда, и здесь проживали 8 мужчин и 8 женщин, в 1907 году в двух домах — 8 человек. К 1917 году при реорганизации волостей Агутино стало входить в Нероновскую волость.

 

Агутинская церковно-приходская школа при Воскресенской церкви в селе Агутино была открыта 11 ноября 1896 года, в особом помещении церковной сторожки. Заведующим и законоучителем школы со дня её открытия и до 1905 года был священник Николай Белокрылин, окончивший Костромскую учительскую семинарию. Затем, до 1917 года, законоучителями состояли священники Воскресенской церкви – А. Тардов и П. Махровский. В первый  учебный год в школе обучалось 8 мальчиков и 7 девочек [1].

 

 

Священнослужители Воскресенской церкви

 

1736 год

поп Макарий Семенов

1813 год

— священник Терентий Прокопьев – 57 лет

— пономарь Андрей Егоров – 39 лет (ГАКО ф.26. оп. 1. д. 191к.1в. л.л. 5,6,13)

1840 год

— священник Василий Андреев – 33 года

— диакон Филипп Иванов – 31 год (ГАКО ф.26. кор. 16в оп. 1. д. 377 л.л. 2-3об.)

1871 год

— священник Казанский Иоанн Иоаннов

1879 год

— священник Казанский Иоанн Иоаннович – 33 года, в должности с 19 февраля 1867 года

1890 год

— священник Касторский Алексей

— псаломщик Дружинин Александр

— зашт. псаломщик Молчанов Алексей Михайлович

1896 — 1905 годы

— священник Белокрылин Николай

— псаломщик Шигорин Евгений Иванович, определен с 23.12.1900 года

1910 год

— священник Тардов Александр Терентьевич, родился ок. 1847 года, перемещен из Николаевской церкви с. Лосево

— диакон-псаломщик Рязановский Константин

1911 — 1919 годы

— священник Махровский Петр Иванович

— псаломщик Добров Сергей, перемещен 9 сентября 1917 года в Рождественский собор г. Солигалича

— и.д. псаломщика временно Муравьева М., с 12 июля 1917 года

 

В Государственном архиве Костромской области имеются некоторые сведения, возможно, о последнем священнике Воскресенской церкви с. Агутино – Петре Ивановиче Махровском.

 

Махровский Петр Иванович, родился ок. 1865 года в семье священника Ивана Семеновича Махровского — сына Семена (Симеона) Махровского, священника Воскресенской церкви села Жилино Солигаличского уезда [2]. В 1886 году Петр Иванович окончил Костромскую духовную семинарию, а в 1887 года он священник Николаевской церкви села Кондома Макарьевского уезда [3]. С 7 мая 1891 года Махровский перемещен к Введенской церкви села Дурцово Галичского уезда [4], а с 17 сентября 1909 года — к Николаевской церкви, что в Чудце Солигаличского уезда [5]. С 22 ноября 1911 года  Петр Иванович священник Воскресенской церкви села Агутино Солигаличского уезда [6].  В апреле-июне 1919 года прихожане села Агутино уволили священника Махровского с места службы [7].  В июле 1919 года Махровский перемещен к Богоявленской церкви села Бориево Чухломского уезда [8].

 

25 июня 1895 года Петр Иванович Махровский был награжден набедренником, а в марте 1914 года «за заслуги по духовному ведомству» Святейшим Синодом награжден наперсным крестом [9].

Известно, что Петр Иванович Махровский был женат на Марии Павловне Успенской (1866 г.р.), дочери Павла Ивановича Успенского священника Воскресенской церкви с. Жилино.   Дочь Петра Ивановича и Марии Павловны в 1909 году обучалась в Костромском епархиальном женском училище [10], а сын Владимир (1895г.р.) в 1916 году окончил Костромскую духовную семинарию в 1-м разряде.

 

В 1919 – 1924 годах село Агутино и рядом деревни стали входить в Мартьяновский сельсовет Корцовской волости. В селе насчитывалось 2 двора, в которых проживали двое мужчин и две женщины.

В советское время Воскресенский храм с. Агутино  разобрали, кирпич потребовался для фундаментов строящихся объектов. До войны в с. Агутино был выстроен лезозаготовительный поселок Коровновского лесопункта. В поселке до середины 70-х годов прошлого века проживало более двухсот человек, имелись клуб, школа, столовая, пекарня и другие объекты соцкультбыта.  В начале 80-х годов поселок был ликвидирован.  В настоящее время место, где располагался населенный пункт Агутино, интенсивно зарастает лесом, а от церкви сохранились лишь незначительные фрагменты кладки.

 

 

Именитый уроженец села.

В селе Агутино свои детские годы провел Константин Иванович Арсеньев, в будущем экономист, статистик (основатель статистики в России), историк, публицист, географ (один из основателей Русского Географического Общества) и гидрограф, академик Российской и Санкт-Петербургской Академий наук, тайный советник. Волею императора Николая I К.И. Арсеньев стал главным педагогом и воспитателем цесаревича.

Солигалич, храм, приход, Константин Иванович Арсеньев, Агутино, история, биография, личности, Дудин В.А.,

Константин Иванович Арсеньев (1789-1865).

Константин Иванович Арсеньев родился 12 октября (по ст. ст.) 1789 года в селе Мироханове Костромской губернии, в 15 верстах от г. Чухломы. Отец его, Иван Васильевич Арсеньев, был бедным священником Троицкой и Введенской церквей села Мироханово, а дед священником Воскресенской церкви села Агутино, которое  находилось в 7 верстах от Мироханова и входило в состав Солигаличского благочиния. В селе Агутино, под опекой деда и бабушки, Арсеньев выучился читать и писать, а основы духовности, заложенные в детстве, стали нравственной опорой для всей последующей его жизни.

В своей автобиографии «Первые семнадцать лет моей жизни» К.И. Арсеньев пишет: «…Помню, что часто из родительского дома увозили меня в село Агутино, моему деду, священнику, под руководством которого сделал я первые зачатия учения – научился читать. Часы досужие проводил я под надзором моей доброй бабки; неотступно следившей за мною повсюду. По характеру своему она была воплощенная доброта и любовь; нежное её со мной обращение усмиряло мою строптивость, простые, по разумению её наставления удерживали меня от шалостей и укрепили в моем сердце первые семена добра. Я мог преуспевать в добре беспрепятственно, и легко сохранить себя от вредного постороннего влияния и от дурных примеров.

Агутино состояло только из 5 домов причетнических, имело от 15 до 20 человек жителей; не было и не могло быть повода к рассеянности или не достойному сообществу; притом же село расположено в глубине дремучего леса и удалено от селений и деревень на 5 – 10 верст. Единственное место прогулок моих был высокий берег небольшой речки, извивающейся по одной стороне села. Скучное соседство огромных мрачных лесов и пустынность местоположения не располагали меня к прогулкам; я постоянно сидел дома и был неразлучен с моей доброй бабушкой, которая своею нежностью и ласками ко мне не допускала меня чувствовать скуки одиночества и затворничества. Она была мои Ангелом – Хранителем до 10-летнего возраста моей жизни; благодарное воспоминание о ней сохранилось в моем сердце доселе…».

В конце 1799 года Константина привезли в Кострому и определили в семинарию. В 1806 году, в числе лучших учеников Костромской семинарии, он прибыл в Петербург, чтобы продолжить учёбу в Педагогическом институте, готовившем учителей и наставников для духовных училищ.

«…Во время учебы моей в Костромской семинарии, вспоминал Арсеньев, —  произошли в семействе нашем перемены; мои прародители – дед и бабка один за другим скончались; с тех пор перестал я бывать в Агутине, которое сохранило для меня особую прелесть по воспоминаниям о моем счастливом детстве»…

Скончался К.И. Арсеньев 29 ноября (11 декабря) 1865 года в Петрозаводске. [11]

 

Источники:

 

[1] Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии.

[2] Из ревизской сказки церкви Николая Чудотворца, что на Железном Борку, от марта 1795 года. ГАКО.- Ф. 200.- Оп. 15.- Д. 21.- лист 61 об.

[3] КЕВ № 22 от 15.11.1887г.

[4] КЕВ № 13 от 15.06.1891г

[5].  КЕВ № 19 от 01.10.1909г.

[6] КЕВ № 24 от 15.12.1911г.

[7] ГАКО.- Ф.-130. — Оп. 10.- Д. 1345.

[8] ГАКО. — Ф. — 130. — Оп. 10.- Д. 1172 кор. 70.

[9] КЕВ № 19 от 01.10.1895г., «Церковные ведомости». № 18-19 от 6 мая 1915 года.

[10]  КЕВ № 8 от 15.04.1909г.

Дополнительные источники

Протоиерей Иоанн Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Санкт – Петербург 1863.

Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома 1911.

Список населенных мест по сведениям 1870 – 72 годов. Костромская губерния. Т. 18.

Список населенных мест Костромской губернии по сведениям 1897 — 1907 годов. Кострома 1913.

Списки населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезд. Кострома 1926.

Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. К., 1871.

Алфавитный список церквей Костромской епархии, с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. К., 1879.

Брезгина Г. В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1890 г. Кострома, 2009. Т. 1. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1900 г. Кострома, 2009. Т. 2. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1910 г. Кострома, 2010. Т. 3. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1917 г. Кострома, 2010. Т. 4.

[11Арсеньев К.И. Первые семнадцать лет моей жизни // Костромская старина / Костромская губернская ученая архивная комиссия. Вып. 3. Кострома: губернская типография, 1894. С. 44-53.

История Воскресенской церкви с.Агутино.: 4 комментария

  1. Перенесу свой комментарий из группы «Д Н Е В Н И К И Солигаличского Благочиния» ВКонтакте, относящийся к этой статье, сюда. При всем уважении к автору статьи, священнослужители Воскресенской церкви: 1853г. — священник Иоанн Казанский — 30 лет, дьячок Павел Архангельский — 22 года, пономарь Иоанн Лебедев — 25 лет. 1858г. — священник Иоанн Казанский (штатный) — 35 лет, дьячок — Павел Архангельский (сверхштатный) — 24 года, пономарь Иван Лебедев (штатный) — 30 лет (по документам семейного архива). Предполагаю, что эта информация дает автору возможность, при его, конечно же, желании, для анализа и исследования сведений, представленных в статье по 1879 году, и их взаимосвязи с данными за 1853 и 1858гг. при всей сегодняшней открытости архивов. И, думаю, нам, как читателям Вашего сайта, будет интересен результат этого исследования.

    • Спасибо за комментарии, Елена! Мы сообщим о них автору статьи. По возможности он вам ответит. С уважением, Иустин.

    • Уважаемая Елена! Спасибо за предоставленные данные о священнослужителях из Вашего семейного архива. Они будут учтены в дальнейшей моей работе со ссылкой на Ваш источник.

      С уважением В.А. Дудин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.