ОБНОВЛЕНО. В.А. Дудин. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА АГУТИНО.
Погост Агутино на речке Чащевке относился к старинной Лосево-Раменье волости. Вокруг погоста были необъятные просторы сосново-еловых лесов Шиловско-Коровновской лесной дачи. В 1870 году приход был небольшой, наиболее выделялись две деревни — Тимошино, в которой проживали 63 человека и Шилово, с числом прихожан около ста человека. Волостное правление находилось в 10 километрах от Агутина — в селе Лосево. В 1736 году, согласно синодальному казенному приказу, в деревянной церкви Воскресения Христова, что в Агутине службу вел поп Макарий Семенов.
В 1829 году на месте деревянной церкви, на средства прихожан и жертвователей, в погосте Агутино была построена каменная с каменной колокольней Воскресения Иисуса Христа (Воскресенская) церковь. Церковь окружала деревянная ограда с каменными столбами и каменными святыми вратами – внутри ограды находилось приходское кладбище. Церковь имела три престола: а) в честь Воскресения Христова, б) в трапезной — в честь святителя Николая Мирликийского и в) препподобного Сергия Радонежского. До ближайшей от Агутина Николаевской церкви с. Лосево — 9 верст, Преображенской с. Коровново — 8 верст, Ризоположенской с. Герасимово — 8 верст.
Церковь представляла собой однокупольное здание в стиле зрелого классицизма с трапезной и трёхъярусной колокольней. Боковые фасады храма и алтарь были украшены четырёхколонными портиками.
В 1863 году штатный церковный причт состоял из священника и дьячка и сверх штата — пономаря. Причт, согласно штату, получал жалование в сумме 96 рублей. Проценты с капитала в сумме 1314 руб. 28 коп. в равных долях поступали в пользу церкви и причта. Церковь по штатному положению была причислена к седьмому классу.
Церковь имела в собственности земельные наделы площадью 68 дес, из них под лесом 40 дес. В приходе в 8 селениях с 38 дворами проживали 152 прихожанина мужского пола и 174 женского пола. Приходские селения от церквей располагались на расстоянии до 6 верст. В приходских деревнях были устроены семь православных часовен.
В 1911 году церковь относилась к 2-му Солигаличскому благочинническому округу. Церковный причт состоял из священника и псаломщика. Священник получал казенное жалование в сумме 300 рублей, псаломщик – 100 рублей. Проценты с капитала в разных процентных бумагах исчислялись в сумме 3687 рублей. Доход в причт священника от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. составлял 90 рублей, псаломщиком 30 рубля. Священнослужители проживали в церковных домах.
Церковь имела в собственности лесную землю площадью 49 дес. 1700 саж, луговую 3 дес. 80 саж, пахотную 16 дес. 1701 саж и неудобную 3 дес. 10 саж. На все земельные участки имелся план и межевая книга. В приходе Воскресенской церкви насчитывалось 7 селений, в которых проживали 172 мужчины и 195 женщин. В 1911 году в приходе имелась одна Агутинская церковно-приходская школа.
В 1870 году в погосте Агутино в трех дворах проживали 8 мужчин и 13 женщин. В 1897 году погост Агутино относился к Гнездниковой волости Солигаличского уезда, и здесь проживали 8 мужчин и 8 женщин, в 1907 году в двух домах — 8 человек. К 1917 году при реорганизации волостей Агутино стало входить в Нероновскую волость.
Агутинская церковно-приходская школа при Воскресенской церкви в селе Агутино была открыта 11 ноября 1896 года, в особом помещении церковной сторожки. Заведующим и законоучителем школы со дня её открытия и до 1905 года был священник Николай Белокрылин, окончивший Костромскую учительскую семинарию. Затем, до 1917 года, законоучителями состояли священники Воскресенской церкви – А. Тардов и П. Махровский. В первый учебный год в школе обучалось 8 мальчиков и 7 девочек [1].
Священнослужители Воскресенской церкви
1736 год
поп Макарий Семенов
1813 год
— священник Терентий Прокопьев – 57 лет
— пономарь Андрей Егоров – 39 лет (ГАКО ф.26. оп. 1. д. 191к.1в. л.л. 5,6,13)
1840 год
— священник Василий Андреев – 33 года
— диакон Филипп Иванов – 31 год (ГАКО ф.26. кор. 16в оп. 1. д. 377 л.л. 2-3об.)
1871 год
— священник Казанский Иоанн Иоаннов
1879 год
— священник Казанский Иоанн Иоаннович – 33 года, в должности с 19 февраля 1867 года
1890 год
— священник Касторский Алексей
— псаломщик Дружинин Александр
— зашт. псаломщик Молчанов Алексей Михайлович
1896 — 1905 годы
— священник Белокрылин Николай
— псаломщик Шигорин Евгений Иванович, определен с 23.12.1900 года
1910 год
— священник Тардов Александр Терентьевич, родился ок. 1847 года, перемещен из Николаевской церкви с. Лосево
— диакон-псаломщик Рязановский Константин
1911 — 1919 годы
— священник Махровский Петр Иванович
— псаломщик Добров Сергей, перемещен 9 сентября 1917 года в Рождественский собор г. Солигалича
— и.д. псаломщика временно Муравьева М., с 12 июля 1917 года
В Государственном архиве Костромской области имеются некоторые сведения, возможно, о последнем священнике Воскресенской церкви с. Агутино – Петре Ивановиче Махровском.
Махровский Петр Иванович, родился ок. 1865 года в семье священника Ивана Семеновича Махровского — сына Семена (Симеона) Махровского, священника Воскресенской церкви села Жилино Солигаличского уезда [2]. В 1886 году Петр Иванович окончил Костромскую духовную семинарию, а в 1887 года он священник Николаевской церкви села Кондома Макарьевского уезда [3]. С 7 мая 1891 года Махровский перемещен к Введенской церкви села Дурцово Галичского уезда [4], а с 17 сентября 1909 года — к Николаевской церкви, что в Чудце Солигаличского уезда [5]. С 22 ноября 1911 года Петр Иванович священник Воскресенской церкви села Агутино Солигаличского уезда [6]. В апреле-июне 1919 года прихожане села Агутино уволили священника Махровского с места службы [7]. В июле 1919 года Махровский перемещен к Богоявленской церкви села Бориево Чухломского уезда [8].
25 июня 1895 года Петр Иванович Махровский был награжден набедренником, а в марте 1914 года «за заслуги по духовному ведомству» Святейшим Синодом награжден наперсным крестом [9].
Известно, что Петр Иванович Махровский был женат на Марии Павловне Успенской (1866 г.р.), дочери Павла Ивановича Успенского священника Воскресенской церкви с. Жилино. Дочь Петра Ивановича и Марии Павловны в 1909 году обучалась в Костромском епархиальном женском училище [10], а сын Владимир (1895г.р.) в 1916 году окончил Костромскую духовную семинарию в 1-м разряде.
В 1919 – 1924 годах село Агутино и рядом деревни стали входить в Мартьяновский сельсовет Корцовской волости. В селе насчитывалось 2 двора, в которых проживали двое мужчин и две женщины.
В советское время Воскресенский храм с. Агутино разобрали, кирпич потребовался для фундаментов строящихся объектов. До войны в с. Агутино был выстроен лезозаготовительный поселок Коровновского лесопункта. В поселке до середины 70-х годов прошлого века проживало более двухсот человек, имелись клуб, школа, столовая, пекарня и другие объекты соцкультбыта. В начале 80-х годов поселок был ликвидирован. В настоящее время место, где располагался населенный пункт Агутино, интенсивно зарастает лесом, а от церкви сохранились лишь незначительные фрагменты кладки.
Именитый уроженец села.
В селе Агутино свои детские годы провел Константин Иванович Арсеньев, в будущем экономист, статистик (основатель статистики в России), историк, публицист, географ (один из основателей Русского Географического Общества) и гидрограф, академик Российской и Санкт-Петербургской Академий наук, тайный советник. Волею императора Николая I К.И. Арсеньев стал главным педагогом и воспитателем цесаревича.
Константин Иванович Арсеньев родился 12 октября (по ст. ст.) 1789 года в селе Мироханове Костромской губернии, в 15 верстах от г. Чухломы. Отец его, Иван Васильевич Арсеньев, был бедным священником Троицкой и Введенской церквей села Мироханово, а дед священником Воскресенской церкви села Агутино, которое находилось в 7 верстах от Мироханова и входило в состав Солигаличского благочиния. В селе Агутино, под опекой деда и бабушки, Арсеньев выучился читать и писать, а основы духовности, заложенные в детстве, стали нравственной опорой для всей последующей его жизни.
В своей автобиографии «Первые семнадцать лет моей жизни» К.И. Арсеньев пишет: «…Помню, что часто из родительского дома увозили меня в село Агутино, моему деду, священнику, под руководством которого сделал я первые зачатия учения – научился читать. Часы досужие проводил я под надзором моей доброй бабки; неотступно следившей за мною повсюду. По характеру своему она была воплощенная доброта и любовь; нежное её со мной обращение усмиряло мою строптивость, простые, по разумению её наставления удерживали меня от шалостей и укрепили в моем сердце первые семена добра. Я мог преуспевать в добре беспрепятственно, и легко сохранить себя от вредного постороннего влияния и от дурных примеров.
Агутино состояло только из 5 домов причетнических, имело от 15 до 20 человек жителей; не было и не могло быть повода к рассеянности или не достойному сообществу; притом же село расположено в глубине дремучего леса и удалено от селений и деревень на 5 – 10 верст. Единственное место прогулок моих был высокий берег небольшой речки, извивающейся по одной стороне села. Скучное соседство огромных мрачных лесов и пустынность местоположения не располагали меня к прогулкам; я постоянно сидел дома и был неразлучен с моей доброй бабушкой, которая своею нежностью и ласками ко мне не допускала меня чувствовать скуки одиночества и затворничества. Она была мои Ангелом – Хранителем до 10-летнего возраста моей жизни; благодарное воспоминание о ней сохранилось в моем сердце доселе…».
В конце 1799 года Константина привезли в Кострому и определили в семинарию. В 1806 году, в числе лучших учеников Костромской семинарии, он прибыл в Петербург, чтобы продолжить учёбу в Педагогическом институте, готовившем учителей и наставников для духовных училищ.
«…Во время учебы моей в Костромской семинарии, вспоминал Арсеньев, — произошли в семействе нашем перемены; мои прародители – дед и бабка один за другим скончались; с тех пор перестал я бывать в Агутине, которое сохранило для меня особую прелесть по воспоминаниям о моем счастливом детстве»…
Скончался К.И. Арсеньев 29 ноября (11 декабря) 1865 года в Петрозаводске. [11]
Источники:
Здравствуйте! У меня такой вопрос. В этом Храме служил мой родственник священник Николай Белокрылин. У меня есть некоторые фотографии из альбома его дочери Антонины. Хотела бы узнать, сохранились ли на кладбище могилы Николая Павловича и его жены? Можно ли попросить кого-то сфотографировать их.
С уважением
Татьяна
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за отклик. Ваше письмо передано автору, и он Вам ответил. С уважением, Иустин.
Перенесу свой комментарий из группы «Д Н Е В Н И К И Солигаличского Благочиния» ВКонтакте, относящийся к этой статье, сюда. При всем уважении к автору статьи, священнослужители Воскресенской церкви: 1853г. — священник Иоанн Казанский — 30 лет, дьячок Павел Архангельский — 22 года, пономарь Иоанн Лебедев — 25 лет. 1858г. — священник Иоанн Казанский (штатный) — 35 лет, дьячок — Павел Архангельский (сверхштатный) — 24 года, пономарь Иван Лебедев (штатный) — 30 лет (по документам семейного архива). Предполагаю, что эта информация дает автору возможность, при его, конечно же, желании, для анализа и исследования сведений, представленных в статье по 1879 году, и их взаимосвязи с данными за 1853 и 1858гг. при всей сегодняшней открытости архивов. И, думаю, нам, как читателям Вашего сайта, будет интересен результат этого исследования.
Спасибо за комментарии, Елена! Мы сообщим о них автору статьи. По возможности он вам ответит. С уважением, Иустин.
Уважаемая Елена! Спасибо за предоставленные данные о священнослужителях из Вашего семейного архива. Они будут учтены в дальнейшей моей работе со ссылкой на Ваш источник.
С уважением В.А. Дудин
Спасибо.
С уважением, Елена.